Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская средняя общеобразовательная школа»

Кунгурского района Пермского края

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе VIII вида
«Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится. Употребление предлогов в речи »

подготовила

учитель начальных классов

Муравьева Любовь Александровна

С. Калинино
2014

Тема урока: «Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится. Употребление предлогов в речи ».

Цели: Коррекционно-образовательные:

упражнять учащихся в раздельном написании предлогов со словами, к которым они относятся, уметь употреблять предлоги в своей речи;

Коррекционно-развивающие:

— развивать устную связную речь, используя слова с предлогами;

— развитие орфографической зоркости, целенаправленности в работе;

— развитие мелкой и общей моторики, фонематического слуха;

Коррекционно-воспитывающие:

— воспитывать интерес к уроку, мотивацию к учению;

Здоровьесберегающие:

— осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор

разнообразных здоровьесберегающих технологий ( физкультминутки,

гимнастика для глаз), формирование основ ЗОЖ.

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок:

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок? ( Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит можно садиться!

I Словарно-орфографическая работа

1.Минутка чистописания. (слайд2)

-Перед вами таблица с буквами. Определите букву, которую будем писать. Она встречается чаще других (буква я)

а

я

б

я

ъ

э

у

м

х

я

й

п

я

а

я

е

н

к

я

л

я

-Напишите строчку данной буквы.

-Определите порядок написания букв в данном ряду; Яяа, Яяб, Яяв, Яяг …

Продолжите данный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

-А теперь обменяйтесь тетрадями. Постарайтесь найти у соседа самую красивую букву и обведите её кружком.

2. Словарная работа (слайд 3)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словом из словаря. Каждую букву слова вы найдёте при помощи шифра.

ШИФР:1 4 3 2 4 3 2

1

м

и

у

2

ь

н

в

3

д

з

к

4

ф

е

о

— Какое слово у вас получилось?

— Кто такой медведь?

-Как выглядит медведь?

-Каким медведь изображен в сказках? (глуповатый, неуклюжий, косолапый)

-На самом деле медведь – это умный, ловкий? очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает, то его очень трудно догнать. Когда он крадется к добыче, то ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

-А что делает медведь зимой?

-Что означает слово медведь?

-Сколько в слове «медведь» букв, звуков?

-Как слово произносится?

-Как оно пишется?

-Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, согласную на конце. Поделите слово на слоги. Составьте предложение со словом «медведь».

3. Физминутка для глаз

-Я нарисую в воздухе перед вами различные вертикальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры, которые вы должны отследить, опознать, нарисовать в воздухе, а затем в тетради.

II Сообщение темы и цели урока

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесу. Но не просто по лесу, а заглянем в лесную сказку а, что это за сказка вы узнаете, прочитав стихотворение (слайд 4)

Раз … осенний тёплый день

лесной тропинке

Вышла Машенька гулять,

Взяв … собой корзинку.

Вот грибочков набрала

Вышла … опушку.

Видит Маша… чудеса!

. ней избушка!  (МальцеваТ.Е.)

-Что это за сказка? (слайд 5)

-А всё ли вам понятно в этом стихотворении?

-Чего здесь не хватает?

-Вставьте пропущенные слова. Как они называются? (слайд 6)

— О каких словах мы будем говорить?

-Совершенно верно, мы продолжаем говорить о предлогах. Тема нашего урока предлоги и их написание с другими словами. (слайд 7)

III Изучение нового материала

1.Составление сочетаний с предлогами.

Зашла Машенька в избушку и видит… На большой-большой кровати с одеялами на вате спит медведь. Обрадовалась Маша, да как закричит :

«Поиграй со мной! Поиграй со мной!». Чтобы Маша не скучала, давайте позовём её с нами составлять сочетания с предлогами

Друзья, каток

(слайд 8)

Коза, дерево

(слайд 8)

Белка, ветка

(слайд 9)

Каша, тарелка

(слайд 9)

Маша, парта

(слайд 10)

Самовар, стол

(слайд 10)

Запишите данные сочетания в тетрадь. Предлоги подчеркните.

-Придумайте и запишите с любыми двумя сочетаниями предложения, предлоги обведите кружком.

-Прочитайте свои предложения. Назовите предлоги

-Как вы написали предлоги? Почему? (между предлогом и словом можно вставить подходящее слово)

2. Физминутка

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

3.Задание на карточках “НАЙДИ ПРЕДЛОГИ”

Наша Машенька устала

Долго по лесу плутала.

Вы ребята не зевайте,

Своей гостье помогайте.

— Ребята, у вас у каждого лежат карточки. Подчеркните только предлоги. (Приложение 1)

Из дома, к морю, на машине,

У брата, с мамой, в магазине.

От школы, около буфета,

За поворотом, до рассвета,

Грибы под деревом искал,

А ты предлоги здесь узнал?

-Давайте проверим, правильно ли вы нашли предлоги. (слайд 11)

— Что такое предлог?

-Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)

— Как пишутся предлоги со словами?

4. Викторина «Что могут предлоги»

— А теперь можно и поиграть.

Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?

(С-о-с-на.) (слайд 12)

Название какого женского головного украшения включает в себя четыре предлога?

(Об-о-до-к.) (слайд 12)

Назовите вкусный и полезный фруктовый напиток из трёх предлогов.

(С-о-к.) (слайд 13)

Какие три предлога куры любят клевать?

(Про-с-о.) (слайд 13)

Какой знак препинания состоит из четырёх предлогов?

(В-о-про-с.) (слайд 14)

Без каких четырёх предлогов велосипедисты и водители в путь не отправляются?

(На-с-о-с.) (слайд 14)

5. Найдите ошибки.

Маша песенки поет.

Всех в лесу дружить зовет,

Даже рыбка золотая

К ней на шишку приплывет.

-И сейчас Маша приготовила нам задание. Прочитайте и найдите ошибки в стихотворении. (слайд15)

Стоят о лесе дремучем

Березы и дубы.

Плывут за небом тучи,

Внизу растут грибы!

Под лугом шмель кружится,

Довольный сам собой.

Поют перед ветками птицы,

И мы поем за тобой! (МальцеваТ.Е.)

Исправьте их (слайд 16)

— А теперь запишите данное стихотворение в тетрадь.

IV Итог урока. (слайд 17)

Мы все Машу обожаем,

С нетерпеньем ожидаем

У экрана каждый вечер

С милой Машей новой встречи!

С Машей мы замечательно провели урок, а теперь ей пора отправляться домой.

А мы вспомним, чем сегодня занимались на уроке?

— Что такое предлог?

-Какие вы знаете предлоги?

-Как пишутся предлоги с другими словами?

— Для чего служат предлоги?

Литература

  1. Зубарева Л. В. «Коррекция письма на уроках. Практические и тренировочные задания и упражнения». Издательство «Учитель» 2006г.

  2. Зубарева Л. В. «Коррекция письма на уроках. Задания и упражнения» Издательство «Учитель» 2009г.

  3. Матвеева Е. М. «Русский язык. Поурочные планы» Издательство «Учитель» 2011г.

  4. Мещерякова И. П. «Коррекция письменной речи. Разработки занятий» Издательство «Учитель» 2009г.

9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here