Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
г. Камышина Волгоградской области
Конспект урока по письму и развитию речи
в 4 классе
«Предложение»
подготовила
учитель начальных классов
Чекалина Елена Александровна
г.Камышин
2012
Тип урока: урок повторения.
Цели:
Обучающая:
-
закрепить знания о предложении;
-
совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены по вопросу.
Коррекционно-развивающая
коррегировать зрительное восприятие, объём и концентрацию внимания, речь, мелкую моторику через специальные упражнения.
Воспитывающая
воспитывать прилежание, положительную мотивацию учения через игровые формы работы.
Оборудование: учебник, компьютер, доска, карточки для дифференцированной работы, памятки.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
— личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— педагогика сотрудничества (учебный диалог).
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Добрый день! Добрый весенний день. Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.
А вот какое у меня настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.
(рисунки солнышка)
Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
— Интересным ,полезным, чтобы узнали что-то новое или повторили то, что знаем.
2. Минутка чтения.
—Ребята, какое сейчас время года?
Весна-это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа . Весну ждут с нетерпением!
Перенесите взгляд на экран и прочитайте слова о весне.
Пришла, опять, весна, таинственная, оживление, радостное, настроение.
3. Сообщение темы урока.
Эти слова мы прочитали неспроста. В них содержится суть нашей сегодняшней работы. Если мы соединим подчеркнутые буквы, то прочитаем цель нашего урока.
ПОВТОРЕНИЕ
— А что нам придется повторить вы скажете сами чуть позже..
4. Минутка чистописания.
Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму.
Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.
Игра –упражнение «Замок»
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог?
Повертели, повертели
Покрутили, покрутили
Постучали, постучали
Потянули, потянули
И открыли замок!!!
—Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа.
(на доске слова на карточках : солнце, свет, весна)
Прочитайте слова, записанные на карточках.
Учитель: Какой одинаковый звук встретился во всех словах? (Звук с)
Дайте характеристику этому звуку.
Какую букву сегодня будем писать?
Запишите Сс
5. Обобщение знаний о предложении.
ласковое
на
сияет
небе
солнце
Представьте себе, что вы вышли на улицу , посмотрели на небо и увидели …. Тучку. Но эта тучка не простая , из неё капают не капли, а слова. Давайте прочитаем их. Что вы можете сказать об этих словах?
— Это слова разных частей речи: на – предлог, небе,солнце – существительные, ласковое – прилагательное, сияет – глагол.
-Что можно составить из этих слов? ( Предложение)
Составьте предложение.
На небе сияет ласковое солнце.
Запишем его в тетрадь с комментированием у доски.
Докажите, что это предложение. (Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу и выражает законченную мысль).
— Ребята, вы уже догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?
— Да, вы правы. Тема нашего урока сегодня:
— Мы с вами сегодня повторим тот материал, который изучили по теме «Предложение».
6 Словарная работа
Учитель: А сейчас словарная работа .
Я вам буду загадывать загадки, но они не простые – отгадками на них будут словарные слова, которые вы должны разгадать и правильно без ошибок записать. Будьте внимательны! ( Работают у доски по очереди).
Не живая, а идет, неподвижна — а ведет. (Дорога)
Состояние природы в определенном месте в определенное время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер. (Погода)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном,
Стены позолочены. Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Пшеница)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)
— Выберите любое из словарных слов и составьте с ним предложение. Что нужно сделать для того, чтобы составить предложение?
(Связать слова по смыслу. )
Запись предложения с комментированием у доски.
По дороге едет автомобиль.
7. Работа по закреплению пройденного материала.
— Ребята, из чего состоит предложение?
(Из слов, которые связаны между собой по смыслу. )
— Что выражает предложение? ( Законченную мысль. )
— Итак, мы с вами вспомнили один из самых главных признаков предложения: (вывешивается вывод на доске)
— Ребята, вы любите играть в игры ? Я хочу поиграть с вами в интересную игру, которая называется
— Суть игры заключается в том, что вы должны записать только основу предложения .
А что мы называем основой предложения?
— Подлежащее и сказуемое.
(Один работает у доски с обратной стороны.)
Посмотрите на экран и прочитайте первое предложение.
На небе сияет ласковое солнце.
Сияет солнце.
Прочитайте второе предложение.
По дороге едет автомобиль.
Едет автомобиль.
— Давайте проверим, все ли были внимательны в игре: (дети читают по очереди, на экране появляется основа предложения):
— Таким образом, мы закрепили, что в каждом предложении обязательно есть грамматическая основа- подлежащее и сказуемое. (вывешивается вывод на доске)
— Расскажите про них. (В этом вам поможет памятка)
Подлежащее Главный член предложения Отвечает на вопрос кто? что? Обозначает о ком или о чем говорится Выражено существительным | |
Сказуемое Главный член предложения Отвечает на вопрос что делать? …. Обозначает что говорится о подлежащем Выражено глаголом |
-Ребята , а что нам помогает сделать предложение более красочным полным?
-Правильно , второстепенные члены предложения.
Предлагаю следующее задание . Добавьте второстепенные слова.
Стоял __ ______ теремок. На экране
Стоял в поле теремок.
-Запишем предложение в тетрадь.
-Выполним разбор предложения.
При разборе будем пользоваться памяткой.
От какого слова будем задавать вопрос к слову поле? (Стоял)
Как называется этот второстепенный член? ( Обстоятельство)
Как подчеркнем? ( _. _ ._ ._)
— Таким образом, мы закрепили, что в предложении есть второстепенные члены . (вывешивается вывод на доске)
Физминутка. (музыкальная)
Очень интересная тема «Предложение».
Будем изучать её все без исключения.
Чтобы всё отличным стало, умных правил здесь немало.
Всё мы будем замечать, а также правильно писать.
9.Дифференцированная работа.
Предлагаю вам следующую работу.
У кого красная полоска работают по карточкам
У кого зеленая работают в паре
У кого синяя работают вместе с учителем
Стр. 192 упр. 35
10. Итог урока.
-Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока.
Поможет нам в этом схема –опора.
Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.
Грамматическая основа — подлежащее, сказуемое.
Второстепенные члены предложения.
— А как вы думаете, пригодится ли вам это в следующих классах?
11.Рефлексия
У вас на партах лежат карточки со смайликами.
Выберите себе тот смайлик , который соответствует оценке вашей работы на уроке.
Список использованной литературы
-
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000.
-
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. “Пальчиковая гимнастика”. Москва, АСТ* Астрель.2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://s004.radikal.ru
2. http://www.ilogoped.ru
3. http://images.yandex.ru