Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50»

города Калуги

Конспект урока

по развитию речи

в 4 классе

Сочинение по пословицам «Предзимье»

подготовила

Пикалова Маргарита Алексеевна учитель начальных классов

2014 г.

Цели урока:

формирование умения составлять художественное описание;

  • формирование умения выделять микротемы в описании;

  • формирование умения использовать в речи пословицы, толковать и показать их красоту, выразительность и точность.

  • развитие коммуникативно-речевых умений;

  • воспитание интереса к родной природе.

Оборудование: интерактивная доска.

Оформление: на интерактивной доске:

  • репродукции картин (А. Пластов «Первый снег», В.Д. Поленов «Ранний снег»);

  • запись трех пословиц «Первая пороша — не санный путь», «Поздняя осень — перемен восемь», «Ноябрь — ворота зимы».

Ход работы

I. Вступительная беседа.

Какое время года? Какая осень?

— Назовите признаки поздней осени.

1. Время самых коротких дней в году.

2. Изменения в неживой природе: дождь, мокрый снег, тяжелое низкое небо, водоемы, покрыты тонкой корочкой льда, заморозки.

3. Неустойчивость погоды. Поздняя осень — перемен восемь. Схожесть с ранней весной. Резкие похолодания сменяются оттепелью.

4. Изменения в живой природе: последние перелётные птицы торопливо покидают родные места. Прибыли зимние гости — снегири. Возле домов прибавилось зимующих птиц.

— Назовите последний месяц осени (ноябрь).

— Объясните странные названия этого месяца (листонос, грудень, курятник).

— Ноябрь также называют предзимьем. Почему?

Художники изображали это время года (А. Пластов «Первый снег», В.Д. Поленов «Ранний снег»). Поэты посвящали свои стихи. Так, А.С. Пушкин очень по-разному относился к этому времени года:

«Дни поздней осени бранят обычно вечно

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренной…»

Но в другом своем произведении поэт писал:

«Ложится на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.»

— А как вы относитесь к предзимью? Какое настроение у вас вызывают ноябрьские деньки?

II. Анализ поговорок.

III. Составление устного рассказа о ноябре.

Ноябрь — последний месяц осени. Стоят короткие пасмурные дни. Серое, хмурое небо низко висит над землей. Холодный, порывистый ветер гонит темные свинцовые тучи. Часто идут моросящие дожди со снегом. Мокрый снег падает крупными хлопьями и быстро тает. Недаром в народе говорят: «Первая пороша — не санный путь».

Погода в ноябре неустойчивая и капризная. То мороз, то дождь и вдруг снег, как зимой. Метель белая с воем, и опять солнце, опять тепло уж давно люди подметили: «Поздняя осень — перемен восемь».

Не успел ноябрь проводить в теплые края последних пернатых странников, а к нам уже прибыли зимние гости — снегири. Зимующие птицы держатся ближе к жилью человека.

«Ноябрь — ворота зимы» — гласит народная мудрость. Вот, вот в эти ворота влетит белая вьюга, шагнет трескучий мороз, вползет белая поземка. Природа замерла, затаилась в ожидании зимы.

Дрожащие от холода деревья ждут теплых зимних шубок, поля — белого снежного покрывала, река — толстого белого льда.

Приходи зима! Мы ждем тебя!

IV. Выбор эпиграфа.

V. Словарная работа.

1. Подобрать определения: ветер (резкий, порывистый, холодный), погода (неустойчивая, капризная, переменчивая), небо (хмурое, низкое, серое, пасмурное).

2. Разобрать по составу: оттепель, снегирь, заморозки.

    1. Объяснить значения: пороша, позёмка, санный (путь).

VI. Написание первого варианта сочинения.

VII. Редактирование сочинения.

VIII. Написание окончательного варианта сочинения.

Анализ творческих работ учащихся.

Литература

1. Безденежных Н. В. Изложения, сочинения, мини-эссе для начальной школы. — 4-е издание. — М.: Феникс, 2013. — 288с.

2. Горлова М. А. Обучение написанию сочинения. // Начальная школа. — 2006., №6. — с. 51-53.

3. Есенина С. А. Как научить писать сочинения. — М.: Грамотей, 2010. — 49с.

4. Зимин В. И. Русские пословицы и поговорки — М.: Школа-Пресс, 2004. — 320 с.

5. Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей младших школьников.// Начальная школа. — 2000., №7 — с. 47-51.

6. Микушова Т. П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля.// Начальная школа. — 2006., №7. — с.40-48.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here