Занятие по программе «Я — исследователь» (3 класс)
Тема. Учимся защищать проект.
Цель. Развить у учащихся интерес к проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
-
учить детей кратко и точно передавать содержание исследовательской работы;
-
учить правильно, задавать вопросы по содержанию и отвечать на них;
-
формировать умения анализировать прослушанные работы;
-
воспитать у учащихся стремление к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе исследовательской работы.
Формировать УУД:
Коммуникативные — сотрудничать с одноклассниками, выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло.
Регулятивные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
Познавательные: анализировать содержание, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Оборудование: презентация, карта Кваркенского района (рисунок), проект на бумажном носители, памятки «Как подготовить публичное выступление», «Требования к содержанию проекта», звёздочки – оценки.
Ход занятия.
Этап занятия | Содержание этапа | |
1 | Мотивационный | Приветствие. Мы рады приветствовать вас в классе нашем Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам вас сегодня встречать, Начнѐм же занятие, не будем зря время терять. – Уважаемые коллеги! Сейчас Вы увидите занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь». Ученики нашего класса учатся быть исследователями. Постепенно из “почемучек”, которые поступили к нам учиться в 1-м класс, дети становятся “потомучками”. Чтобы этот процесс шел успешно, очень важно научиться работать с информацией. Надеюсь, нам удастся это показать, а Вам – увидеть. Ребята поздоровайтесь с нашими гостями. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, подарите своим одноклассникам тепло своих сердец.
|
2 | Формулировка темы и целей занятия | — Прошу вас, ребята, обратить своё внимание на этот рисунок.
— Что вам он напоминает? (карта Кваркенского района) — Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (мы будем учиться защищать проект «Моя малая Родина»). Слайд 2. — Что ещё интересного вы заметили? (карта напоминает маршрут нашего занятия) |
3 | Актуализация опорных знаний | – Что такое исследование? (Поиск истины, познание неизвестного.) — Вы выбрали тему «Моя малая Родина», а почему? (наш проект над которым мы работали посвящён году истории и 85 летию Кваркенского района. Работа строилась по двум направлениям «Кваркенский район» и «Родное село Кваркено»). Слайд 3. — Цель и Задачи исследования (дети дают определение, а на слайде появляются цели и задачи данного проекта). Слайд 4. – Для того чтобы успешно вести исследование, важно уметь правильно ставить перед собой вопросы об исследуемом объекте. Какие слова мы обычно используем, задавая вопросы? (Как? Где? Почему? Когда? и т.п. – это гипотеза). — С учётом этих этапов мы и строили наш проект. |
4 | Развитие умения защищать проект | Работа в группах. (Дети делятся на группы) — Первая группа «Кваркенский район». Слайд 6.
Вопросы выступающему.
— Мы не могли обойтись без того, чтобы не изучить историю возникновения Кваркенского района. Здесь отражается как был основан наш район, его населённые пункты и почему они получили такие названия. Материал нам предоставил Иван Кузьмич Коцарев.
— Каких ты знаешь героев Социалистического труда нашего района, которые были награждены за освоение целинных земель? (Максимов, Милицкий, Митрофанов)
Слайд 7,8
— Вторая группа «Родное село Кваркено»
— Я люблю Россию, я люблю её города и села, но все — таки больше я люблю свое родное село Кваркено. Я расту, взрослею, но уверена, никогда не забуду и буду чтить, любить, беречь и помнить мою малую родину всегда.
— Да, Лера права у нас прекрасная, красивая Кваркенская земля. Вот уже третий год мы с ребятами обучаемся мастерству писать картины на разные темы. Мы посоветовались с нашим руководителем и к этому проекту написали картины «Мой край глазами детей». Сюда вошли работы Сухановой Тани, Савинова Владислава и моя работа Ирмухамбетова Нурман.(выставка работ) c. Достопримечательность села (Прохорова Настя). Слайд 10, 11 12 — В нашем селе есть памятник павшим героям в годы Великой Отечественной войны. У нас в классе ребята собрали замечательный материал о своих прадедушках и прабабушках воевавших в годы войны. На слайдах вы видите только часть тех работ, что сделали ребята. d. Гордость нашего села (Понкратов Саша) — Изучив статьи газеты «Степной маяк» я вместе с мамой приготовил материал о выпускниках нашей школы Пампушной Лизы и Калеева Армана. Они прославили нашу школу в спорте. Лиза в туризме, а Арман в борьбе. Их портреты украшали аллею Славы нашего района.
— Так как проект долгосрочный в данный момент ведётся исследовательская работа, продолжает пополняться материал другими темами проекта «Традиции нашего села», «Памятники нашего района» и др.
|
5 | Развитие умения работать над проектом
| — Для успешной работы сегодня вы ребята получите раздаточный материал и размножите его среди одноклассников. Памятки «Как подготовить публичное выступление», «Требования к содержанию проекта». Слайд 13, 14 |
6 | Итог занятия | -Какие важные задачи ставили перед собой? — Справились ли с этими задачами? — Задайте друг другу вопрос о плодотворности занятия. — Оцените, какой этап занятия вам особенно понравился (дети прикрепляют звёздочки – оценки на карту). |
Презентационное сопровождение.
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Используемые источники.
-
Савенков А.И., Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.
-
Архивные данные семьи Санаевых.
-
Районный архив администрации.
-
Рассказы историка Коцарева И.К.