Занятие по программе «Я — исследователь» (3 класс)

Тема. Учимся защищать проект.

Цель. Развить у учащихся интерес к проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • учить детей кратко и точно передавать содержание исследовательской работы;

  • учить правильно, задавать вопросы по содержанию и отвечать на них;

  • формировать умения анализировать прослушанные работы;

  • воспитать у учащихся стремление к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе исследовательской работы.

Формировать УУД:

Коммуникативные — сотрудничать с одноклассниками, выступать перед аудиторией; отвечать на неза­планированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло.

Регулятивные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других, рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле).

Познавательные: анализировать содержание, самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Оборудование: презентация, карта Кваркенского района (рисунок), проект на бумажном носители, памятки «Как подготовить публичное выступление», «Требования к содержанию проекта», звёздочки – оценки.

Ход занятия.

Этап занятия

Содержание этапа

1

Мотивационный

Приветствие.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же занятие, не будем зря время терять.

– Уважаемые коллеги! Сейчас Вы увидите занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь». Ученики нашего класса учатся быть исследователями. Постепенно из “почемучек”, которые поступили к нам учиться в 1-м класс, дети становятся “потомучками”. Чтобы этот процесс шел успешно, очень важно научиться работать с информацией. Надеюсь, нам удастся это показать, а Вам – увидеть.

Ребята поздоровайтесь с нашими гостями. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, подарите своим одноклассникам тепло своих сердец.

2

Формулировка темы и целей занятия

— Прошу вас, ребята, обратить своё внимание на этот рисунок.

— Что вам он напоминает? (карта Кваркенского района)

— Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (мы будем учиться защищать проект «Моя малая Родина»). Слайд 2.

— Что ещё интересного вы заметили? (карта напоминает маршрут нашего занятия)

3

Актуализация опорных знаний

– Что такое исследование? (Поиск истины, познание неизвестного.)
– Кто такие исследователи? (Те, кто проводят исследования.)
– Можете ли вы сейчас назвать себя исследователями? Почему?
– Что нужно сделать, прежде чем начать исследование? (Выбрать тему и объект исследования.)

Вы выбрали тему «Моя малая Родина», а почему? (наш проект над которым мы работали посвящён году истории и 85 летию Кваркенского района. Работа строилась по двум направлениям «Кваркенский район» и «Родное село Кваркено»). Слайд 3.

Цель и Задачи исследования (дети дают определение, а на слайде появляются цели и задачи данного проекта). Слайд 4.

– Для того чтобы успешно вести исследование, важно уметь правильно ставить перед собой вопросы об исследуемом объекте. Какие слова мы обычно используем, задавая вопросы? (Как? Где? Почему? Когда? и т.п. – это гипотеза).
– Что такое методы исследования? (То, каким образом мы будем добывать информацию об объекте исследования.)
– Определить по условным знакам, о каком методе исследования идет речь. (Учитель показывает карточки на слайде. Для учащихся это, прежде всего – источники получения информации об исследуемом объекте.) Слайд 5.

С учётом этих этапов мы и строили наш проект.

4

Развитие умения защищать проект

Работа в группах. (Дети делятся на группы)

Первая группа «Кваркенский район». Слайд 6.

  1. Визитная карточка Кваркенского района (Савинов Владик)

Вопросы выступающему.

  1. История возникновения Кваркенского района (Лызлов Саша)

— Мы не могли обойтись без того, чтобы не изучить историю возникновения Кваркенского района. Здесь отражается как был основан наш район, его населённые пункты и почему они получили такие названия. Материал нам предоставил Иван Кузьмич Коцарев.

  1. Земля целинная (Суханова Татьяна)

— Каких ты знаешь героев Социалистического труда нашего района, которые были награждены за освоение целинных земель? (Максимов, Милицкий, Митрофанов)

  1. Знатные труженики нашего района (Машкова Ксюша).

Слайд 7,8

  1. Природа родного края – видеоролик (Иванова Екатерина)

— Вторая группа «Родное село Кваркено»

  1. Моё село – частичка России (Воробьёва Валерия). Слайд 9.

Я люблю Россию, я люблю её города и села, но все — таки больше я люблю свое родное село Кваркено. Я расту, взрослею, но уверена, никогда не забуду и буду чтить, любить, беречь и помнить мою малую родину всегда.

  1. Мой край глазами детей (Ирмухамбетов Нурман).

— Да, Лера права у нас прекрасная, красивая Кваркенская земля. Вот уже третий год мы с ребятами обучаемся мастерству писать картины на разные темы. Мы посоветовались с нашим руководителем и к этому проекту написали картины «Мой край глазами детей». Сюда вошли работы Сухановой Тани, Савинова Владислава и моя работа Ирмухамбетова Нурман.(выставка работ)

c. Достопримечательность села (Прохорова Настя).

Слайд 10, 11 12

В нашем селе есть памятник павшим героям в годы Великой Отечественной войны. У нас в классе ребята собрали замечательный материал о своих прадедушках и прабабушках воевавших в годы войны. На слайдах вы видите только часть тех работ, что сделали ребята.

d. Гордость нашего села (Понкратов Саша)

Изучив статьи газеты «Степной маяк» я вместе с мамой приготовил материал о выпускниках нашей школы Пампушной Лизы и Калеева Армана. Они прославили нашу школу в спорте. Лиза в туризме, а Арман в борьбе. Их портреты украшали аллею Славы нашего района.

— Так как проект долгосрочный в данный момент ведётся исследовательская работа, продолжает пополняться материал другими темами проекта «Традиции нашего села», «Памятники нашего района» и др.

5

Развитие умения работать над проектом

— Для успешной работы сегодня вы ребята получите раздаточный материал и размножите его среди одноклассников.

Памятки «Как подготовить публичное выступление»,

«Требования к содержанию проекта».

Слайд 13, 14

6

Итог занятия

-Какие важные задачи ставили перед собой?

— Справились ли с этими задачами?

— Задайте друг другу вопрос о плодотворности занятия.

— Оцените, какой этап занятия вам особенно понравился (дети прикрепляют звёздочки – оценки на карту).

Презентационное сопровождение.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Используемые источники.

  1. Савенков А.И., Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.

  2. Архивные данные семьи Санаевых.

  3. Районный архив администрации.

  4. Рассказы историка Коцарева И.К.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here