Васьковская Ю.К. учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 1 г. Темиртау»

Казённое государственное учреждение

«Гимназия №1 г. Темиртау»

Г. Темиртау Карагандинской области

Республика Казахстан

Конспект урока внеклассного чтение
во 2 классе

«З. Воскресенская. Мама,

В. Сухомлинский. Крылья матери»»

подготовила

учитель начальных классов

Васьковская Юлия Казимировна

г. Темиртау
2014

Васьковская Юлия Казимировна

Учитель начальных классов

КГУ «Гимназия № 1 г. Темиртау»

Урок внеклассного чтения

2 класс

Тема: З.И. Воскресенская. Мама. В. Сухомлинский. Крылья матери.

Цель: знакомство с творчеством З. Воскресенской, В. Сухомлинского.

Задачи: познакомить с рассказом З. Воскресенской «Мама»; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к чтению, коммуникативную культуру, любовь к маме.

Ход урока.

1. Орг. момент.

— Сегодня у нас с вами необычный урок. На нём присутствуют ваши мамы. Давайте поприветствуем их.

2. Прогнозирование темы урока.

— Определить тему урока нам поможет стихотворение. Я буду читать стихотворение, а вы отвечать на мои вопросы, если догадались, о ком идет речь.

Мама.

Кто пришел ко мне с утра? Мамочка.

Кто сказал: «Вставать пора!» Мамочка.

Кашу кто успел сварить? Мамочка.

Чай в пиалу налить? Мамочка.

Кто косички мне заплел? Мамочка.

Целый дом один подмел? Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал? Мамочка.

Кто меня поцеловал? Мамочка.

Кто ребячий любит смех? Мамочка.

Кто на свете лучше всех? Мамочка.

— Итак, какое слово красной нитью пройдёт через наш урок.

— Какие чувства вы испытали, когда я читала стихотворение?

-Ребята, кто же для вас самый родной и дорогой человек на земле? Ну, конечно же, это мама.
— Образуйте новые слова от слова мама.
Мама-мамочка, мамулечка, мамусечка, мамчик, мамульчик.

3. Сбор ассоциаций к слову «мама».

— Закройте глаза. Подумайте о маме. Откройте глаза и назовите слова, которые ассоциируются со словом мама.
Мама – красивая, добрая, покой, тепло, подарки, сюрпризы.

— Можно ли все эти слова сказать про ваших мам?

4.Написание пятистиший.

— Используя слова, записанные на доске, составьте пятистишия и запишите их на листок. Прочитайте, что у вас получилось.

5. Работа с текстом.

— О маме, сложено немало стихов, песен, написано множество рассказов, повестей, романов. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом детской писательницы Зои Ивановны Воскресенской. Он называется «Мама».

— Вы внимательно слушаете, а затем после обсуждения, вам нужно будет придумать свое название к этому рассказу.

6. Обсуждение прочитанного. Работа в группах.

— А почему вы молчите? Чем бы вы хотели поделиться?

— Что делает мама для своих детей?

— Как автор описывает мамины руки? Найдите в тексте и прочитайте.

— Как описано сердце матери?

-Как мама учит ребенка видеть и открывать мир?

— К чему призывает автор?

— Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим).

— Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.

— Обсудите прочитанное в команде, если необходимо – прочитайте еще раз и придумайте свои названия к рассказу.

— Какие названия придумали команды?

6. Работа с пословицами.

— У вас получились очень интересные названия для этого рассказа. А как вы думаете, что еще можно было использовать в качестве названий? (пословицы).

— Каждая группа получает набор слов. Ваша задача: составить пословицу из слов и объяснить смысл каждой пословицы.

  • Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

  • Нет милее дружка, чем родная матушка

  • Птица радуется весне, а младенец матери.

  • При солнышке тепло, при матери – добро.

— Как вы понимаете мудрый смысл этих слов?

7. Работа с рассказом В. Сухомлинского «Крылья матери».

— А сейчас я предлагаю вам прочитать еще один рассказ о маме. Его автор Василий Александрович Сухомлинский.

— Как вы понимаете название рассказа? Есть ли у мам крылья? Предположите, о ком пойдет речь в рассказе.

— Чтение рассказа по частям. Работа с каждой частью.

Сухомлинский В.А. «Крылья матери»

В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг.

Гусыня стала учить деток щипать неявные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой.

Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.

Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.

-Давайте подумаем, как поступят гусята? А мама?

— Есть ли интересные решения?

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать.

Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи — холодно и опасно.

— Как вы думаете, что случилось после того, как утих ураган?

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев.

Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у  матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

— Какой же была материнская любовь к своим деткам? (огромной, преданной, бескорыстной)

— Ради жизни своих детей, мама всегда готова к подвигу. Она может пожертвовать своим покоем, здоровьем, счастьем ради счастья детей.

— Расскажите о том, как крылья маминой любви ограждают и защищают вас от бед?

— Почему израненная мать всё-таки была счастлива?

-Как вы думаете, должны ли дети растить крылья любви к своим матерям?

8. Оформление плаката.

— Как нужно относиться к маме? Почему?

— Для урока мы подготовили плакат, на который поместили фото мам. Как вы думаете, чем еще можно его украсить? Что можно поместить на него?

— Оформление плаката стихами детей, пословицами.

9. Рефлексия. Итог урока. Просмотр видеопоздравления.

— Очень важно чтобы у мамы на душе было всегда спокойно. Мы должны с вами заботиться и о  душевном спокойствии мамы. Мама будет счастлива  и будет улыбаться, как  солнышко, когда вы ее согреете своей любовью, вниманием, заботой.

А наш урок я предлагаю закончить вашими высказываниями. Продолжите это предложение.

После нашего разговора…..

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. З.И. Воскресенская. Мама. http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/ulianowa.txt

2. В.А. Сухомлинский. Крылья матери. http://happy-school.ru/publ/v_a_sukhomlinskij_krylja_materi/8-1-0-1816


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here