Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ №9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова
Дзержинского района г. Волгограда
Конспект внеклассного занятия
по Портфолио в
3 классе по теме «Мои жизненные принципы»
Подготовила учитель начальных классов
Баркалова Надежда Михайловна
Волгоград
2014
Мои жизненные принципы
Ценности человека во многом
определяют его жизненный путь…
Цель:
определить жизненные принципы и ценности учащихся, сформулировать главные из них.
Задачи:
дать понятие о жизненных принципах и ценностях; выявить жизненные ценности учащихся; определить, как ценности человека влияют на его жизнь и на общество в целом; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
-
Создание психологического настроя
Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит!
Я вижу у вас у всех хорошее настроение и уверена, что наше занятие принесёт нам удовлетворение и будет плодотворным. Пусть работа будет нам в радость и день пройдёт удачно!
А для этого выполним следующее упражнение.
Упражнение «Кувшин»
Подняв руки вверх и встав на цыпочки, представьте себе, что у вас над головой кувшин, в который со всех сторон слетаются «капли радости и удачи». Вот они наполнили кувшин, и он перевернулся (опускаем руки вниз), вся «радость и удача» выливаются на нас.
-
Вступительное слово учителя
Вся наша жизнь состоит из цепочки выборов, то есть моментов, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:
— Помочь маме или пойти погулять?
— Делать уроки или побездельничать?
— Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески?
— Сказать правду или промолчать?
Согласитесь, чтобы принять верное решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе!
— Чем же мы руководствуемся, когда делаем выбор? (Убеждениями, принципами, правилами)
-
Сообщение темы занятия
— Тема нашего занятия «Мои жизненные принципы».
-
Работа по теме занятия
а) Словарная работа с понятиями
— Как вы понимаете слово «принципы»? Где можно посмотреть значение этого слова?
— Я для вас выписала из словаря толкование этого слова. Слово имеет три значения. Как вы думаете, какое определение подходит к нашей теме? (Убеждение, взгляд на вещи)
— Поскольку убеждения опираются на ценности, то и разговор начнём с них.
— Что такое «ценность»?
— Ценность – это представление человека о самом важном в жизни человека, это то, что задаёт направление его существованию, его жизни.
— А какие ценности вы знаете?
— Как их можно классифицировать?
Б) Упражнение «Выбери главные ценности»
Перед вами список ценностей. Вы должны выбрать 5 самых главных для вас ценностей.
— материально обеспеченная жизнь;
— счастливая семейная жизнь;
— здоровье;
— творчество;
— наличие хороших и верных друзей;
— свобода как независимость в действиях и поступках;
— любовь;
— уверенность в себе;
— интересная работа;
— красота природы и искусства;
— познание, стремление к новому;
— активная, деятельная жизнь.
— А теперь проранжируйте их, то есть поставьте рядом с ними цифры, на 1 место я ставлю то-то, на 2 – то-то и т.д.
— Обсудите выбранные ценности в группах (3-4 человека).
— Отличаются ваши ценности от ценностей ваших друзей?
— Зачитайте список ценностей в порядке убывания значимости ценностей.
В) Упражнение «Девиз»
— Охарактеризуйте людей, живущих под следующими девизами:
-
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
-
Работа не волк, в лес не убежит.
-
Хочу всё знать!
-
Моя хата с краю – ничего не знаю.
-
Цель оправдывает средства.
-
Честь превыше всего.
-
Через трудности к звёздам.
— С кем из них вы бы предпочли иметь дело?
— Какой из девизов вам ближе всего?
Г) Упражнение «Коллаж ценности (мечты)» (песня А.Дольского «Исполнение желаний»)
— Умеете ли вы мечтать?
— Мечтать нужно обязательно! Когда мечтаешь, то жизнь превращается из чёрно-белой картинки в цветную и яркую. Давайте помечтаем?
— Подумайте, о чём вы мечтаете, и из разных картинок создайте коллаж, который отразит это. Если не найдёте подходящей иллюстрации – дорисуйте, чего не хватает. Дайте название своему готовому произведению.
Дети создают коллаж своих ценностей.
— Нравится ли тебе то, что получилось?
— Если что-то смущает, подумай, как это изменить.
Д) Упражнение «Я волшебник»
— Представьте, что каждый из вас – волшебник, у каждого есть волшебная палочка. К сожалению, она может выполнить всего пять желаний. Откройте «Портфолио» на с.54 и зажгите звёздочки напротив тех желаний, которые ты считаешь самыми значимыми для себя.
5.Рефлексия
— Удалось ли вам осознать, какие ценности играют главную роль в вашей жизни?
У детей рисунки чемодана, мясорубки и корзины.
—Поднимите чемодан, если считаете, что всё, о чём мы говорили на занятии, вам пригодится в дальнейшем, мясорубку – если вам нужно ещё переработать данную информацию, корзинку – если всё это для вас неважно и вы всё это готовы выбросить в мусорную корзину.
Литература:
1.Макартычева Г.И.Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. / Г. Макартычева.- Санкт-Петербург : Речь, 2007.- 192 с.
2.Портфолио третьеклассника / Авт.-сост.: Е.А. Андреева, Н.В. Разваляева; под ред. М.С.Умновой. – М.: Планета, 2013.