Внеклассное занятие для учащихся 2 – 3 классов
«Полхов – Майданская игрушка»
Цели:
Образовательные:
— познакомить детей с Полхов – Майданской игрушкой, особенностями ее изготовления и росписи.
Развивающие:
— развивать у детей эстетическое восприятие, творческую активность в области изобразительной деятельности, мышление, воображение.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству;
— воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование:
презентация к занятию, игрушки и посуда из Полхов-Майдана, заготовки для росписи, гуашь, кисточки, карандаш, ластик.
Ход занятия
— Как на нашей улочке
— Делают шкатулочки.
— Кружки,
— Толкушки,
— Веретена,
— Игрушки.
— Весело, весело, мастерит все село.
— Везем на базар расписной товар.
— Покупайте, дружно, что кому нужно!
Ребята, а село, в котором все мастерят от мала до велика называется Полховский Майдан. Это центр народного художественного промысла по росписи деревянных изделий. Он находится в Нижегородской области. В селе более 700 домов. И не зря его еще называют селом игрушек. Где еще в России можно найти такое село, чтобы почти все население было занято производством игрушек, как в Полховском Майдане? Пожалуй, такого больше нет нигде. Майданцы удивительно трудолюбивые люди. Они, как и многие другие крестьяне, работают в колхозе, имеют свое хозяйство, сажают картофель, косят траву, заготавливают на зиму дрова – всех дел не перечесть. Но, в более свободное от крестьянских трудов время, вся деревня точит и красит игрушки. В каждом доме там мастерят матрешки, коробочки, грибы-копилки, свистульки. Майданцы очень любят свои изделия и за их веселую, яркую пестроту называют их «тарарушками». По всей стране славятся «тарарушки». А для того, чтобы узнать процесс их изготовления, заглянем в мастерскую майдановских мастеров.
Сначала их вытачивают из дерева, а затем мастерицы – рукодельницы раскрашивают веселыми, яркими красками. Чаще всего на игрушках рисуют алые цветы, темно-зеленые травы и листья, золотисто-красные яблоки, спелые ягоды, очень яркое синее небо. Кто ни взглянет на такую красоту – глаз отвести не может! По всей нашей большой стране продаются полхов-майданские изделия. А делать их начали после революции, хотя посуду: бочата, миски, солонку – точили издавна. Если мы возьмем в руки эти забавные игрушки, то легко убедимся, что все они имеют округлую или цилиндрическую форму, ведь полхов-майданская игрушка токарная. Майданцы – токари потомственные. Первым в селе завел ручной токарный станок некий Никита Авдюков. Это фамилия и сегодня известна в селе. Лет 100 они просто точили посуду, а потом призадумались, как бы ее украсить. Прослышали, что в Сергиевом Посаде под Москвой рисунки на дереве выжигают. Вскоре и в Полховском-Майдане появился бензиновый аппарат для выжигания. Вот и стали делать солонки, бочонки и пеналы для школьников с рисунками цветов и плодов. Но нынешняя полхов-майданская игрушка привлекает не затейливостью рисунка, а нарядностью росписи. «Тарарушки» стали коллекционировать, приобретать в музейные собрания.
И сегодня мы с вами побываем в роли майдановских мастеров и распишем «тарарушки».
(Каждому ребенку раздаются заготовки для росписи).
Посмотрите еще раз на нарядные полхов-майданские «тарарушки». Чего только на них нет: и цветы, и плоды, и травы, и птички, и разнообразные узоры. Распишите свои «тарарушки»: контур должен быть черным, фон – желтым, а узоры яркими и неповторимыми. (Этапы рисования: 1 – рисуем карандашом яблочки, цветы, листики, ягодки; 2 — заливка желтым цветом; 3 — проработка другими цветами; 4 — обводим контур черным цветом.)
(Самостоятельная работа по росписи изделий).
А теперь давайте сделаем выставку наших работ.
(Выставка работ).
Ребята, какие вы молодцы! Какие красивые работы получились. Вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?
(Итог занятия).