Муниципальное образовательное учреждение
Центр дополнительного образования
для детей «Истоки» г. Волгограда
Конспект занятия
по истории русского языка
для обучающихся 2-4 кл.
«Азбука – к мудрости ступенька»
подготовила
педагог дополнительного образования
высшей категории
Уварова Ирина Юрьевна
г. Волгоград
2013
Тип занятия: повторение и закрепление изученного.
Форма: творческая лаборатория.
Цель занятия: формирование духовно-нравственных ценностей ребёнка через приобщение его к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.
Задачи занятия:
-
Повторить и закрепить первоначальные знания о церковнославянском языке, о славянской азбуке, о начертании и этимологии славянских букв.
-
Развить умение делать устное представление славянских букв (устное словесное рисование), составлять нравственные поучения на основе имяслова азбуки.
-
Развить культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас обучающихся.
-
Воспитать внимательное и бережное отношение к слову, к буквицам, чувство красоты.
-
Методическое обеспечение:
1. Изображение святых Кирилла и Мефодия.
-
Церковнославянский алфавит (кириллица), карточки с буквами.
-
Книги для раскрашивания буквиц, рабочие тетради, трафареты со словами, библейскими заповедями.
-
Репродукции из рукописных книг, плакаты с пословицами и поговорками о славянской азбуке.
-
Экспозиция художественных работ учащихся с изображением букв славянской азбуки.
Ход занятия:
-
Приветствие
— Рада вас видеть, дорогие дети, ваши ясные глаза, милые лица… Сегодня к нам на занятие пришли гости, они не изучали церковнославянский язык, но очень хотели бы узнать о нём, познакомиться с буквами, научиться составлять азбучный складень.
— Вы сегодня будете маленькими учителями, просветителями, расскажете нам о Её Величестве Славянской Азбуке, о мудрых славянских буквах.
-
Основная часть. Повторение и закрепление изученного материала
1) Беседа
— Начнём наш рассказ о Славянской Азбуке с вопроса: как называется наш язык, который мы изучаем? (Церковнославянский).
— Какой это язык? Кто явился его создателем? (Язык молитвы, язык для общения с Богом, созданный святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием).
— Какой для нас это язык: родной или чужой? Живой или мёртвый? (Родной, потому что является прародителем русского языка; живой, т.к. он звучит в храмах, живёт в молитвах, песнопениях…).
— Молодцы. А сейчас все вместе послушаем стихотворение В. Афанасьева о красоте и величии церковнославянского языка (наизусть читает ребёнок):
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг,
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье –
Церковнославянский язык.
2) Слово учителя
— Мы с вами люди русские, родным языком для нас является русский. Но у каждого языка есть ещё свои корни, истоки. Как каждый человек имеет историю своего рода, родителей, как дерево имеет корни, как река имеет свой исток, так и язык имеет корни, прародителей.
— Кто же являются родителями русского языка? (Мамой церковнославянского языка является славянская азбука, а папой – церковнославянский язык).
3) Рассказ детей о славянской азбуке, о буквицах
— Расскажите, что вы знаете о церковнославянской азбуке? (Это святая азбука, азбука-молитва, азбука-проповедь, которая учит нас жить, ведет нас к мудрости, выводит на дорогу жизни…).
— На Руси так и говорили: «Азбука – к мудрости ступенька». А какие ещё русские пословицы, поговорки вы можете вспомнить, в которых звучат имена (названия) букв:
— Я начинаю, а вы продолжаете… Попробуйте расшифровать эти пословицы, догадаться, что они обозначают?
«Начать с азов» (с самого начала)
«Сделать на ять» (на «отлично»)
«Прочитал от аза до ижицы» (от начала до конца)
«Пропишу я тебе ижицу» (наказать за непослушание)
«Смотреть глаголем» (смотреть свысока)
Вывод учителя:
— Русский народ нашёл применение буквам и в пословицах, которые высмеивают человеческие пороки, отрицательные качества человека.
4) Конкурс «Я знаю азбуку»
— А сейчас мы проведём конкурс «Я знаю азбуку». Как говорили в старину: «сначала аз да буки, а потом и науки». Кто готов наизусть прочитать церковнославянский алфавит? У кого получится быстрее и точнее? Нужно так назвать буквы, чтобы они ожили, услышали своё имя.
— Молодцы. Расскажите, что вы знаете о славянских буквах? Что в них особенного? Чем отличаются от русских? (Каждая славянская буква имеет своё неповторимое название, имя, а также красивую одежду, узор).
— Послушайте, как поэт красиво написал о небесном происхождении церковных букв:
Простые их буквы – не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей…
5) Конкурс «Презентация буквиц». Устное словесное рисование
— А сейчас мы узнаем ваши любимые буквы. Устно нарисуйте образ вашей подготовленной буквы, расскажите, какой смысл имеет её название, представьте нам её. А мы попробуем отгадать эту буквицу.
6) Творческая лаборатория
— На наших занятиях мы любим составлять из имён букв нравственные поучения, азбучные молитвы, правила мудрости.
— Сейчас у нас объявляется «Минутка творчества». Вы побываете в роли сочинителей. Попробуйте на листочках написать небольшой, но связный текст вашей азбучной мудрости (дети зачитывают свои варианты поучений и наставлений).
— А теперь послушайте мой вариант: Я буквы ведаю (знаю), говорю Добро есть! Живите, люди, в совершенстве на земле! И мыслите, как подобает людям!..
7) Работа над смыслом библейской заповеди, связь с темой занятия
— Слово Божие изначально было передано в буквах и словах церковнославян-
ского языка. Давайте прочтём главное правило, заповедь Божию, которая
записана на доске:
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет.
— Что означают подчёркнутые слова? («Чти» – уважай, почитай; «благо» – добро, блаженство, счастье).
— Как понимаете эту заповедь? (Чти отца своего и матерь свою, и счастье тебе будет, т.е. продлятся дни твои).
— Как святое правило о любви к родителям соотносится с нашим занятием?
Вывод учителя:
— Мы должны любить и почитать церковнославянский язык, заповеданный нам святыми Кириллом и Мефодием, потому что этот язык – священный предок, прародитель русского языка, наше духовное сокровище.
— Запишите и запомните эту библейскую заповедь, следуйте её наставлениям и старайтесь не нарушать её. (Дети записывают заповедь в рабочих тетрадях).
3. Подведение итогов занятия
— Чему было посвящено наше занятие?
— Что интересного вы для себя открыли?
— Что запомнилось больше всего?
— Чем обогатилась ваша душа?
Дети высказываются. Педагог подводит итоги сказанного.
Список использованной литературы:
-
Буквицы заставныя: По рукописям XI—XVI веков. Книга для раскрашивания / Сост. Н.П.Саблина. СПб.: Ижица, 2002.
-
Макарова Е.В. Методические рекомендации преподавателю церковнославянского языка. М.: «Православная педагогика», 2003.
-
Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. Ижица. СПб., 2002.