Муниципальное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования

для детей «Истоки» г. Волгограда

Конспект занятия

по истории русского языка

для обучающихся 2-4 кл.

«Азбука – к мудрости ступенька»

подготовила

педагог дополнительного образования

высшей категории

Уварова Ирина Юрьевна

г. Волгоград

2013

Тип занятия: повторение и закрепление изученного.

Форма: творческая лаборатория.

Цель занятия: формирование духовно-нравственных ценностей ребёнка через приобщение его к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.

Задачи занятия:

    • Повторить и закрепить первоначальные знания о церковнославянском языке, о славянской азбуке, о начертании и этимологии славянских букв.

    • Развить умение делать устное представление славянских букв (устное словесное рисование), составлять нравственные поучения на основе имяслова азбуки.

      • Развить культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас обучающихся.

      • Воспитать внимательное и бережное отношение к слову, к буквицам, чувство красоты.

Методическое обеспечение:

1. Изображение святых Кирилла и Мефодия.

  1. Церковнославянский алфавит (кириллица), карточки с буквами.

  2. Книги для раскрашивания буквиц, рабочие тетради, трафареты со словами, библейскими заповедями.

  3. Репродукции из рукописных книг, плакаты с пословицами и поговорками о славянской азбуке.

  4. Экспозиция художественных работ учащихся с изображением букв славянской азбуки.

Ход занятия:

  1. Приветствие

— Рада вас видеть, дорогие дети, ваши ясные глаза, милые лица… Сегодня к нам на занятие пришли гости, они не изучали церковнославянский язык, но очень хотели бы узнать о нём, познакомиться с буквами, научиться составлять азбучный складень.

— Вы сегодня будете маленькими учителями, просветителями, расскажете нам о Её Величестве Славянской Азбуке, о мудрых славянских буквах.

  1. Основная часть. Повторение и закрепление изученного материала

1) Беседа

Начнём наш рассказ о Славянской Азбуке с вопроса: как называется наш язык, который мы изучаем? (Церковнославянский).

— Какой это язык? Кто явился его создателем? (Язык молитвы, язык для общения с Богом, созданный святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием).

— Какой для нас это язык: родной или чужой? Живой или мёртвый? (Родной, потому что является прародителем русского языка; живой, т.к. он звучит в храмах, живёт в молитвах, песнопениях…).

— Молодцы. А сейчас все вместе послушаем стихотворение В. Афанасьева о красоте и величии церковнославянского языка (наизусть читает ребёнок):

Он самый молитвенный в мире,

Он волею Божьей возник,

Язык нашей дивной Псалтири

И святоотеческих книг,

Он царственное украшенье

Церковного богослуженья,

Живой благодати родник,

Господнее нам утешенье –

Церковнославянский язык.

2) Слово учителя

Мы с вами люди русские, родным языком для нас является русский. Но у каждого языка есть ещё свои корни, истоки. Как каждый человек имеет историю своего рода, родителей, как дерево имеет корни, как река имеет свой исток, так и язык имеет корни, прародителей.

— Кто же являются родителями русского языка? (Мамой церковнославянского языка является славянская азбука, а папой – церковнославянский язык).

3) Рассказ детей о славянской азбуке, о буквицах

— Расскажите, что вы знаете о церковнославянской азбуке? (Это святая азбука, азбука-молитва, азбука-проповедь, которая учит нас жить, ведет нас к мудрости, выводит на дорогу жизни…).

— На Руси так и говорили: «Азбука – к мудрости ступенька». А какие ещё русские пословицы, поговорки вы можете вспомнить, в которых звучат имена (названия) букв:

— Я начинаю, а вы продолжаете… Попробуйте расшифровать эти пословицы, догадаться, что они обозначают?

«Начать с азов» (с самого начала)

«Сделать на ять» (на «отлично»)

«Прочитал от аза до ижицы» (от начала до конца)

«Пропишу я тебе ижицу» (наказать за непослушание)

«Смотреть глаголем» (смотреть свысока)

Вывод учителя:

Русский народ нашёл применение буквам и в пословицах, которые высмеивают человеческие пороки, отрицательные качества человека.

4) Конкурс «Я знаю азбуку»

— А сейчас мы проведём конкурс «Я знаю азбуку». Как говорили в старину: «сначала аз да буки, а потом и науки». Кто готов наизусть прочитать церковнославянский алфавит? У кого получится быстрее и точнее? Нужно так назвать буквы, чтобы они ожили, услышали своё имя.

— Молодцы. Расскажите, что вы знаете о славянских буквах? Что в них особенного? Чем отличаются от русских? (Каждая славянская буква имеет своё неповторимое название, имя, а также красивую одежду, узор).

— Послушайте, как поэт красиво написал о небесном происхождении церковных букв:

Простые их буквы – не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?

Снопами великого вечного света

Они воссияли над жизнью людей…

5) Конкурс «Презентация буквиц». Устное словесное рисование

А сейчас мы узнаем ваши любимые буквы. Устно нарисуйте образ вашей подготовленной буквы, расскажите, какой смысл имеет её название, представьте нам её. А мы попробуем отгадать эту буквицу.

6) Творческая лаборатория

— На наших занятиях мы любим составлять из имён букв нравственные поучения, азбучные молитвы, правила мудрости.

— Сейчас у нас объявляется «Минутка творчества». Вы побываете в роли сочинителей. Попробуйте на листочках написать небольшой, но связный текст вашей азбучной мудрости (дети зачитывают свои варианты поучений и наставлений).

— А теперь послушайте мой вариант: Я буквы ведаю (знаю), говорю Добро есть! Живите, люди, в совершенстве на земле! И мыслите, как подобает людям!..

7) Работа над смыслом библейской заповеди, связь с темой занятия

— Слово Божие изначально было передано в буквах и словах церковнославян-

ского языка. Давайте прочтём главное правило, заповедь Божию, которая

записана на доске:

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет.

— Что означают подчёркнутые слова? («Чти» – уважай, почитай; «благо» – добро, блаженство, счастье).

— Как понимаете эту заповедь? (Чти отца своего и матерь свою, и счастье тебе будет, т.е. продлятся дни твои).

— Как святое правило о любви к родителям соотносится с нашим занятием?

Вывод учителя:

— Мы должны любить и почитать церковнославянский язык, заповеданный нам святыми Кириллом и Мефодием, потому что этот язык – священный предок, прародитель русского языка, наше духовное сокровище.

— Запишите и запомните эту библейскую заповедь, следуйте её наставлениям и старайтесь не нарушать её. (Дети записывают заповедь в рабочих тетрадях).

3. Подведение итогов занятия

— Чему было посвящено наше занятие?

— Что интересного вы для себя открыли?

— Что запомнилось больше всего?

— Чем обогатилась ваша душа?

Дети высказываются. Педагог подводит итоги сказанного.

Список использованной литературы:

  1. Буквицы заставныя: По рукописям XIXVI веков. Книга для раскрашивания / Сост. Н.П.Саблина. СПб.: Ижица, 2002.

  2. Макарова Е.В. Методические рекомендации преподавателю церковнославянского языка. М.: «Православная педагогика», 2003.

  3. Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. Ижица. СПб., 2002.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here