Конспект занятия внеурочной деятельности по курсу
«Край, в котором я живу» 2 класс
Учитель начальных классов: Васильева Ольга Юрьевна, МОУ СОШ № 8
Тема занятия: Правила противопожарной безопасности в быту
Цель: научить учащихся правилам действия при пожаре
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
-
Знать правила противопожарной безопасности;
-
Развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности;
-
Учить предвидеть опасность со стороны бытовых предметов (электроприборов), соблюдать правила безопасного поведения при обращении с ними.
-
Повторить и закрепить знания правил противопожарной безопасности
-
Способствовать расширению кругозора.
Коммуникативные УУД
-
Развивать коммуникативные умения при работе в парах и группах.
-
Способствовать обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: рабочей тетрадью, схемами, знаками.
Регулятивные УУД
-
Учащиеся самостоятельно формулируют цель занятия
-
Обнаруживают и формулируют проблему занятия совместно с учителем
Личностные УУД
-
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
-
Воспитывать волевые качества, доброе отношение к окружающим и друг к другу.
Оборудование: картинки с изображением электроприборов и бытовых предметов, памятки «Правила поведения при пожаре», рабочая тетрадь по курсу «Край, в котором я живу», раздаточный материал учащимся для работы в группе и парах, памятки для учащихся работы в группе и паре, мультимедийное оборудование, презентации.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Постановка цели.
— Ребята, к нам сегодня на занятие пришли известные вам гости, кто они? (тигрёнок Рыж и медвежонок Тишка)
— Рыж и Тишка хотят узнать о чём мы сегодня будем говорить?
Чтение подготовленными детьми стихотворений об опасности игры со спичками. (Белова Л., Никитенко В.)
— Сформулируйте тему нашего занятия. (о пожаре, огне)
— ребята, подумайте, а для чего нам нужен сегодня этот урок? Где нам эти знания могут пригодиться? (мы узнаем о правилах поведения при пожаре)
Формулировка проблемы учащимися:
— Какие вопросы вы бы поставили перед собой?
Что бы вы хотели узнать?
-
Причины пожара
-
Что делать при пожаре?
-
Что нельзя делать при пожаре?
-Итак, ребята, давайте посмотрим с вами Огонь- друг или враг?
Презентация №1 (слайды 1, 2)
3. Изучение нового материала.
– Прочтите пословицу, написанную на доске: “Мой дом – моя крепость”.
– Объясните, как вы понимаете ее смысл.
– Действительно, современные дома не похожи на крепости, но и они защищают нас от ветра, холода, дождя, от злых людей. Любопытные Тишка и Рыж желают познакомиться с домом человека. Поможем им в этом. Как вы считаете какие опасности могут поджидать вас дома?
Презентация №1 (слайды 3-7) Стихотворение читает Корж С.
— Тишке и Рыжу было очень познавательно и интересно! А теперь давайте откроем рабочую тетрадь на стр. 40-41 и выполним первое заданием
— Надо помнить, что включенные электроприборы нельзя тушить водой, так как вода проводит ток. Сначала их надо отключить, а потом тушить пожар.
— Приклеивают сигнальные карточки (телевизор – обесточь, газплита – закрой газ, огонь – потуши водой). А теперь раскрасьте карточки красным цветом. Вспомните и напишите номер телефона пожарной службы и телефона службы спасения.
— А теперь ребята оцените свою работу, опираясь на таблицу самооценки. (дети оценивают свою работу, нарисуйте кружок и закрасьте его соответствующим цветом)
— Ребята, а медвежонок и тигренок пришли к вам не с пустыми руками, а принесли с собой задания. Возьмите пожалуйста конверты № 1 и посмотрите,что в них находится. Сейчас вы поработаете в парах и попытаетесь разложить по порядку карточки с надписями.
Физкультминутка — глаза (презентация)
Рыж с Тишкой мне сказали, что они знают признаки начинающегося пожара лучше, чем вы ребята! Давайте покажем нашим гостям, что вы не хуже знаете эти признаки! Для этого вы воспользуйтесь конвертами №2.
— объединитесь пожалуйста в группы и посмотрите что находится в конверте?
Презентация №2 (слайд 1) «памятка работы в группе»
— для каждой группы приготовлены одинаковые листочки с рисунками и надписями. Что на них изображено и написано? (ухо — если слышите, нос – если чувствуете, глаз – если видите)
— попробуйте догадаться, какое задание здесь нужно выполнить? (сопоставить ответы в конверте с рисунком на листочке)
— А теперь вместе с нашими друзьями, тигрёнком и медвежонком, посмотрим правильно ли вы сопоставили признаки начинающегося пожара.
Презентация №1 (слайд 8)
— ребята вашему вниманию Тишка и Рыж подготовили фильм (просмотр фильма с разбором ситуаций)
— а теперь давайте откроем тетрадь на стр.43 и вы самостоятельно допишите предложения (заполнение полей тетради)
— теперь ребята оцените свою работу, опираясь на таблицу самооценки, нарисуйте кружок и закрасьте его соответствующим цветом. (дети оценивают свою работу)
Физкультминутка
Мы пожарниками были
(сгибая ноги, наклоняются, имитируя надевание комбинезона)
И пожар мы так тушили
(соединяют руки, как будто держат шланг)
Поворачиваем шланги вправо
(туловище и руки поворачивают вправо)
Поворачиваем шланги влево
(туловище и руки поворачивают влево)
Раз, раз, раз, раз и огонь погас
(руки поднимают вправо и вверх, влево и вверх, руки опускают влево и вниз, вправо и вниз, и в конце разводят руки в стороны).
4. Повторение и закрепление изученного материала.
— ребята теперь вы будете выполнять работу в парах, опираясь на памятку «Правила работы в паре»
Презентация №2 (слайд 2) «памятка работы в паре.
— Ребята, медвежонок Тишка и тигрёнок Рыж принесли вам конверты № 2, посмотрите, что в них лежит?
Внимательно изучите глазками, что написано на прямоугольниках. Подумайте, для чего они нужны. (для составления порядка действий при пожаре)
— правильно, ребята, Тишка и Рыж хотят проверить ваши знания правил действий при пожаре.
— на листочках, которые у вас прикреплены в тетрадях, приклейте в нужном порядке правила действий при пожаре.
Покинуть помещение и встретить пожарных
Защитить органы дыхания от дыма влажной тканью и передвигаться к выходу на четвереньках
НЕЛЬЗЯ прятаться под кроватью, в шкафу, закрываться в ванной.
Начался пожар
Алгоритм действий при пожаре
Позвонить в службу спасения по телефону 01 или 112
Защитить органы дыхания от дыма влажной тканью и передвигаться к выходу на четвереньках
Покинуть помещение и встретить пожарных
— теперь ребята давайте посмотрим правильно ли вы ответили и оцените свою работу, опираясь на таблицу самооценки, нарисуйте кружок и закрасьте его соответствующим цветом. (дети смотрят презентацию, оценивают свою работу)
Презентация №3 (слайды 1-5)
— Как вы знаете ребята пожар может случиться не только дома, но и в школе!
— Ребята вспомните какой у нас в классе есть предмет для тушения пожара? (огнетушитель)
— Если пожар не получается потушить своими силами в здании, что мы должны делать в такой ситуации? (эвакуация, покинуть помещение, дети рассказывают стихотворения – Намаконова Д., Трофимчук В., Бондаренко Д.)
— Ребята, давайте вернемся к нашим поставленным вопросам в начале занятия и скажем, сможем ли мы сейчас дать на них ответ? (да, сможем)
5. Рефлексия (подведение итогов занятия).
— Ребята, а наши друзья на уроке Тишка и Рыж заготовили для вас рисунок, который расположен на доске, но что вы в нём видите необычного? (рисунок не дорисован, не закончен). Вам требуется оживить рисунок с помощью кружочков, которые вы видите перед собой на партах. Возьмите эти кружочки и раскрасьте их таким цветом, опираясь на таблицу самооценки, как бы вы оценили свою работу на уроке (зелёный, жёлтый, красный). И вам нужно будет наклеить свой кружочек на соответствующее место на рисунке (зелёные кружочки – крона дерева, трава
желтые кружочки – солнышко и серединка цветов)
— Теперь я знаю… (зелёный кружок)
— Мне понравилось… (зелёный кружок)
— Было трудно… (жёлтый, красный круги)