Методический паспорт учебного проекта
«Лицейское братство»
Фамилия, имя, отчество | Старовойтова Марина Викторовна | ||
Номер и название школы | МБОУ «Лицей»р.п.Степное | ||
Город, область | Советский район Саратовская область | ||
Описание проекта | |||
Название проекта | |||
«Лицейское братство». | |||
Краткое содержание проекта | |||
Проект посвящен изучению лицейского периода жизни замечательного русского писателя, поэта А.С. Пушкина. Самые лучшие воспоминания в жизни А.С. Пушкина были связаны с годами, проведенными в Царскосельском лицее. Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям. Каждый выпускник Лицея пошел своей дорогой, но лицейскому братству Пушкин и его товарищи были верны всегда. В ходе реализации проекта учащиеся подробнее знакомятся с биографией писателя и его лицейских товарищей, изучают исторический и культурный аспект эпохи, развивают творческие способности, учатся ценить историческое и литературное наследие русского народа. Проект по литературному чтению ориентирован на действующие учебные программы и может быть интегрирован в рамках учебного процесса с уроками русского языка, истории,музыки. | |||
Предмет(ы) | |||
Литературное чтение | |||
Классы | |||
4 класс | |||
Приблизительная продолжительность проекта | |||
3 недели | |||
Основания проекта | |||
Образовательные стандарты | |||
http ://www .edu .ru /db /portal /obschee /index .htm
Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие ЦЕЛИ:
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
| |||
Результаты обучения | |||
После завершения проекта учащиеся смогут: — Обобщить сведения о творчестве А.С. Пушкина, назвать основные факты жизненного и творческого пути драматурга; комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством; — обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
| |||
Вопросы, направляющие процесс обучения | |||
| Основополагающий вопрос | Стал бы Саша Пушкин великим поэтом Александром Пушкиным, если бы в его жизни не было «лицейского братства»? | |
| Проблемные вопросы | Какое значение имеет дружба в нашей жизни? Настоящий друг – кто он? | |
| Учебные вопросы | Рассмотрение биографии А. С. Пушкина Знакомство с историей Царскосельского лицея, именами и судьбами лицеистов | |
План оценивания | |||
Последовательность оценивания | |||
Перед началом проекта | В ходе работы над проектом | После завершения проекта | |
Формирующее оценивание (презентация учителя). Деление на команды. Постановка задач. | План работы над проектом. Обсуждение промежуточных результатов деятельности. Критерии оценивания проекта. Проведение консультаций с командами.
| Презентация учащихся. Внеклассное мероприятие «Лицейское братство» с приглашением родителей и педагогов. Написание эссе «Кто он – настоящий друг?» | |
Суммарное оценивание Вхождение в проект можно начать с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта (презентация учителя). Это позволит произвести актуализацию знаний и выявить степень подготовленности и заинтересованности учащихся в работе. Проект предполагает групповое разделение, что позволяет учащимся выбрать наиболее интересный для них аспект проблемы и в то же время развивает чувство общности и коллективизма. Необходимо познакомить участников проекта с критериями оценивания будущих работ, тем самым ориентировав их на контроль и самоконтроль в группах. Учащиеся сами находят нужные материалы, работая с различными источниками информации. На этом этапе работы следует обратить внимание на точность подбора информации, соответствие теме, логичность, степень участия каждого члена команды в проекте. По итогам проекта учащиеся проводят внеклассное мероприятие «Лицейское братство» и пишут эссе на тему «Кто он – настоящий друг?». Здесь в первую очередь оценивается умение обсуждать, отвечать на поставленные вопросы, грамотность, творческий подход к выполнению заданий. Ученикам также предлагается для заполнения анкета участника проекта. | |||
| |||
Детали проекта | |||
Предварительные навыки | |||
Знания базового курса литературы Умения: работа на компьютере целенаправленный поиск информации в Интернете создание презентаций работа с различными источниками информации Навыки написания эссе и стихотворений Оформительские навыки | |||
Процедура обучения | |||
Вводное занятие Перед началом проекта целесообразно провести родительское собрание и раздать буклеты, разъясняющие интерес и важность работы над данным проектом. Родителям предлагается помочь детям при создании проекта. Работа над проектом: Итогом работы на установочном занятии является план деятельности. Первым шагом в работе может стать рассказ учителя в сопровождении презентации, целью которого становится выявление знаний учащихся по теме, выявление степени их заинтересованности. Затем учащиеся делятся на 3 постоянные команды. Каждая команда самостоятельно выбирает свое название. Работа по подготовке материалов ведется с соревновательными элементами. Командам даются как общие, так и индивидуальные задания. В ходе реализации проекта внутри команд образуются подгруппы (историки, архитекторы, биографы, художники, поэты, артисты), что дает учащимся возможность выбрать то направление работы, которое ему ближе и интереснее. Далее начинается самостоятельное изучение, поисковая работа каждой группы учащихся в соответствии с планом. Учащиеся находят нужные материалы, работая с различными источниками информации: энциклопедиями, учебниками, Интернетом, библиотечными ресурсами, музеями. В случае затруднений обращаются за помощью к учителю. Работа предполагает создание презентаций на заданные темы, подбор иллюстративного материала, декораций, костюмов, реквизита и т.д. Оформление результатов проектной деятельности: 1)Оформление результатов в виде презентаций. 2)Проведение внеклассного мероприятия «Лицейское братство».
По окончании работы: После завершения проекта необходимо собраться с учащимися и обсудить проделанную работу. Немаловажным становится награждение групп, ведь представление проекта позволяет учащимся осознать личностную значимость.
| |||
Средства дифференцированного обучение | |||
Возможности для учеников | Работа в проекте способствует формированию информационной и коммуникативной культуры, развивает творческие способности учащихся, воспитывает патриотические чувства. Проектный метод дает каждому учащемуся возможность для самореализации, что в свою очередь повышает самооценку и мотивацию к дальнейшему обучению. Кроме того, групповая работа способствует сплочению коллектива, воспитывает чувство ответственности. | ||
Одаренные ученики | Поскольку среди участников проекта есть одаренные учащиеся, то у них есть возможность углубления и подготовки отдельных исследований, связанных с темой проекта, в соответствии с их творческими способностями. | ||
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта | |||
Технологии — цифровые устройства | |||
Фотоаппарат Компьютер(ы) + Цифровой фотоаппарат DVD плейр Сеть Интернет + | Лазерный диск + Принтер + Проектор + Сканер + Телевизор | Видеомагнитофон Видеокамера Оборудование для видеоконференций Другое: | |
Технологии– программное обеспечение | |||
Базы данных, электронные таблицы Издательские системы Программы для электронной почты Электронные энциклопедии + | Программы обработки изображений Веб-браузер Мультимедийные программы
| Программы редактирования веб-страниц Текстовый редактор + Другое | |
Печатные материалы | Андреева М. Лицейское братство: Материалы к проведению Дня лицеиста / М. Андреева, М. Короткова. – 2006. – № 7. – С. 31–36. Боголепов П.К., Верховская Н.В., Сосницкая М.И. Тропа к Пушкину.- 2 изд. – М.: Детская литература,1974. Вересаев В.В. Спутники Пушкина. М.: Детская литература, 1993. Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма. М., 1989. Терц А., Синявский А. Прогулки с Пушкиным. С-Пб., 1993.
| ||
Дополнительные ресурсы | DVD «А.С. Пушкин, Лицейские годы». | ||
Интернет-ресурсы | http://revolution.allbest.ru/literature/00010225_0.html http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/grot_licej.txt http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya-1/1.htm http://www.s-cool.ru/article363.html http://www.rusedu.ru/detail_1286.html http://www.pushkin-town.net/.pushkin/rus/aslitsey.htm | ||
Другие ресурсы | Родители, библиотека, музей, консультации преподавателей истории, литературы, музыки. |
Критерии оценивания
Анкета участника проекта «Лицейское братство»
Насколько больше вы стали знать о Пушкине?
Ответ | |
Назовите произведения Пушкина, которые вы читали лишь однажды. |
|
Назовите произведения поэта, которые перечитывали. |
|
Какие книги о поэте вы читали в этом году? Раньше? |
|
Что особенно понравилось из прочитанного? |
|
Составили ли вы себе представление о личности поэта? |
|
Что самое главное для вас в личности и поэзии Пушкина? |
|
Что дало вам участие в проекте «Лицейское братство»? |
|
Критерии оценивания мультимедийных презентаций
Учащийся______________________________ Дата______
Макс. кол. баллов | Оценка групп | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Титульный слайд с заголовком | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Минимальное количество – 5 слайдов | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Библиография | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование эффектов анимации | 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вставка графиков и таблиц | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грамотное оформление
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текст хорошо изложен, выводы соответствуют поставленным целям | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание представлено в логической последовательности | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эстетичное оформление презентации | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии заключительной оценки
работы групп
Критерии оценки работы группы «Артисты»
( максимальное количество баллов — 5)
Группы | |||
1 | 2 | 3 | |
Костюмы |
|
|
|
Декорации |
|
|
|
Артистизм, выразительность, соответствие роли |
|
|
|
Точность исполнения |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
Критерии оценки работы группы «Сочинители»
(максимальное количество баллов — 5)
Группы | |||
1 | 2 | 3 | |
Соответствие заданной теме |
|
|
|
Соблюдение единого стиля произведения |
|
|
|
Соблюдение стихотворного размера, рифмы |
|
|
|
Артистизм, выразительность авторского исполнения стихотворного произведения |
|
|
|
Итого: |
|
|
|