9

Методический паспорт учебного проекта

«Лицейское братство»

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Старовойтова Марина Викторовна

Номер и название школы

МБОУ «Лицей»р.п.Степное

Город, область

Советский район Саратовская область

Описание проекта

Название проекта

«Лицейское братство».

Краткое содержание проекта

Проект посвящен изучению лицейского периода жизни замечательного русского писателя, поэта А.С. Пушкина.

Самые лучшие воспоминания в жизни А.С. Пушкина были связаны с годами, проведенными в Царскосельском лицее. Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям. Каждый выпускник Лицея пошел своей дорогой, но лицейскому братству Пушкин и его товарищи были верны всегда.

В ходе реализации проекта учащиеся подробнее знакомятся с биографией писателя и его лицейских товарищей, изучают исторический и культурный аспект эпохи, развивают творческие способности, учатся ценить историческое и литературное наследие русского народа.

Проект по литературному чтению ориентирован на действующие учебные программы и может быть интегрирован в рамках учебного процесса с уроками русского языка, истории,музыки.

Предмет(ы)

Литературное чтение

Классы

4 класс

Приблизительная продолжительность проекта

3 недели

Основания проекта

Образовательные стандарты

http ://www .edu .ru /db /portal /obschee /index .htm

Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие ЦЕЛИ:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  1. Художественная литература как искусство слова.

  2. Художественный образ.

  3. Устное народное творчество. Жанры фольклора.

  4. Литературные роды и жанры.

  5. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  6. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, система образов.

  7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

  9. Литературная критика.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  2. Выразительное чтение художественного текста.

  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  4. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  5. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

  6. Анализ и интерпретация произведения.

  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  8. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений (только для учащихся школ с русским (родным) языком обучения).

  9. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

— Обобщить сведения о творчестве А.С. Пушкина, назвать основные факты жизненного и творческого пути драматурга; комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • анализировать историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;

  • использовать средства информационно-коммуникационных технологий для проведения исследования и оформления его результатов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Вопросы, направляющие процесс обучения

Основополагающий вопрос

Стал бы Саша Пушкин великим поэтом Александром Пушкиным, если бы в его жизни не было «лицейского братства»?

Проблемные вопросы

Какое значение имеет дружба в нашей жизни?

Настоящий друг – кто он?

Учебные вопросы

Рассмотрение биографии А. С. Пушкина

Знакомство с историей Царскосельского лицея, именами и судьбами лицеистов

План оценивания

Последовательность оценивания

Перед началом проекта

В ходе работы над проектом

После завершения проекта

Формирующее оценивание (презентация учителя).

Деление на команды.

Постановка задач.

План работы над проектом.

Обсуждение промежуточных результатов деятельности.

Критерии оценивания проекта.

Проведение консультаций с командами.

Презентация учащихся.

Внеклассное мероприятие «Лицейское братство» с приглашением родителей и педагогов.

Написание эссе «Кто он – настоящий друг?»

Суммарное оценивание

Вхождение в проект можно начать с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта (презентация учителя). Это позволит произвести актуализацию знаний и выявить степень подготовленности и заинтересованности учащихся в работе.

Проект предполагает групповое разделение, что позволяет учащимся выбрать наиболее интересный для них аспект проблемы и в то же время развивает чувство общности и коллективизма. Необходимо познакомить участников проекта с критериями оценивания будущих работ, тем самым ориентировав их на контроль и самоконтроль в группах. Учащиеся сами находят нужные материалы, работая с различными источниками информации. На этом этапе работы следует обратить внимание на точность подбора информации, соответствие теме, логичность, степень участия каждого члена команды в проекте.

По итогам проекта учащиеся проводят внеклассное мероприятие «Лицейское братство» и пишут эссе на тему «Кто он – настоящий друг?». Здесь в первую очередь оценивается умение обсуждать, отвечать на поставленные вопросы, грамотность, творческий подход к выполнению заданий.

Ученикам также предлагается для заполнения анкета участника проекта.

Детали проекта

Предварительные навыки

Знания базового курса литературы

Умения: работа на компьютере

целенаправленный поиск информации в Интернете

создание презентаций

работа с различными источниками информации

Навыки написания эссе и стихотворений

Оформительские навыки

Процедура обучения

Вводное занятие

Перед началом проекта целесообразно провести родительское собрание и раздать буклеты, разъясняющие интерес и важность работы над данным проектом. Родителям предлагается помочь детям при создании проекта.

Работа над проектом:

Итогом работы на установочном занятии является план деятельности. Первым шагом в работе может стать рассказ учителя в сопровождении презентации, целью которого становится выявление знаний учащихся по теме, выявление степени их заинтересованности. Затем учащиеся делятся на 3 постоянные команды. Каждая команда самостоятельно выбирает свое название. Работа по подготовке материалов ведется с соревновательными элементами. Командам даются как общие, так и индивидуальные задания. В ходе реализации проекта внутри команд образуются подгруппы (историки, архитекторы, биографы, художники, поэты, артисты), что дает учащимся возможность выбрать то направление работы, которое ему ближе и интереснее.

Далее начинается самостоятельное изучение, поисковая работа каждой группы учащихся в соответствии с планом. Учащиеся находят нужные материалы, работая с различными источниками информации: энциклопедиями, учебниками, Интернетом, библиотечными ресурсами, музеями. В случае затруднений обращаются за помощью к учителю. Работа предполагает создание презентаций на заданные темы, подбор иллюстративного материала, декораций, костюмов, реквизита и т.д.

Оформление результатов проектной деятельности:

1)Оформление результатов в виде презентаций.

2)Проведение внеклассного мероприятия «Лицейское братство».

По окончании работы:

После завершения проекта необходимо собраться с учащимися и обсудить проделанную работу. Немаловажным становится награждение групп, ведь представление проекта позволяет учащимся осознать личностную значимость.

Средства дифференцированного обучение

Возможности для учеников

Работа в проекте способствует формированию информационной и коммуникативной культуры, развивает творческие способности учащихся, воспитывает патриотические чувства.

Проектный метод дает каждому учащемуся возможность для самореализации, что в свою очередь повышает самооценку и мотивацию к дальнейшему обучению.

Кроме того, групповая работа способствует сплочению коллектива, воспитывает чувство ответственности.

Одаренные ученики

Поскольку среди участников проекта есть одаренные учащиеся, то у них есть возможность углубления и подготовки отдельных исследований, связанных с темой проекта, в соответствии с их творческими способностями.

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Технологии — цифровые устройства

 Фотоаппарат

 Компьютер(ы) +

 Цифровой фотоаппарат

 DVD плейр

 Сеть Интернет +

 Лазерный диск +

 Принтер +

 Проектор +

 Сканер +

 Телевизор

 Видеомагнитофон

 Видеокамера

 Оборудование для видеоконференций

Другое:

Технологии– программное обеспечение

 Базы данных, электронные таблицы

 Издательские системы

Программы для электронной почты

 Электронные энциклопедии +

 Программы обработки изображений

 Веб-браузер

 Мультимедийные программы

 Программы редактирования веб-страниц

 Текстовый редактор +

 Другое

Печатные материалы

Андреева М. Лицейское братство: Материалы к проведению Дня лицеиста / М. Андреева, М. Короткова. – 2006. – № 7. – С. 31–36.

Боголепов П.К., Верховская Н.В., Сосницкая М.И. Тропа к Пушкину.- 2 изд. – М.: Детская литература,1974.

Вересаев В.В. Спутники Пушкина. М.: Детская литература, 1993.

Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма. М., 1989.

Терц А., Синявский А. Прогулки с Пушкиным. С-Пб., 1993.

Дополнительные ресурсы

DVD «А.С. Пушкин, Лицейские годы».

Интернет-ресурсы

http://revolution.allbest.ru/literature/00010225_0.html

http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/grot_licej.txt http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya-1/1.htm

http://www.s-cool.ru/article363.html

http://www.rusedu.ru/detail_1286.html

http://www.pushkin-town.net/.pushkin/rus/aslitsey.htm

Другие ресурсы

Родители, библиотека, музей, консультации преподавателей истории, литературы, музыки.

Критерии оценивания

Анкета участника проекта «Лицейское братство»

Насколько больше вы стали знать о Пушкине?

Вопрос

Ответ

Назовите произведения Пушкина, которые вы читали лишь однажды.

Назовите произведения поэта, которые перечитывали.

Какие книги о поэте вы читали в этом году? Раньше?

Что особенно понравилось из прочитанного?

Составили ли вы себе представление о личности поэта?

Что самое главное для вас в личности и поэзии Пушкина?

Что дало вам участие в проекте «Лицейское братство»?

Критерии оценивания мультимедийных презентаций

Учащийся______________________________ Дата______

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Макс. кол. баллов

Оценка групп

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество – 5 слайдов

10

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

Библиография

5

Использование эффектов анимации

15

Вставка графиков и таблиц

10

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

Грамотное оформление

5

Текст хорошо изложен, выводы соответствуют поставленным целям

10

Содержание представлено в логической последовательности

5

Эстетичное оформление презентации

10

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90

Критерии заключительной оценки

работы групп

Критерии оценки работы группы «Артисты»

( максимальное количество баллов — 5)

Вид работы

Группы

1

2

3

Костюмы

Декорации

Артистизм, выразительность, соответствие роли

Точность исполнения

Итого:

Критерии оценки работы группы «Сочинители»

(максимальное количество баллов — 5)

Вид работы

Группы

1

2

3

Соответствие заданной теме

Соблюдение единого стиля произведения

Соблюдение стихотворного размера, рифмы

Артистизм, выразительность авторского исполнения стихотворного произведения

Итого:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here