Открытый урок по литературному чтению во 2 классе
по теме: В.Даль « Старик – годовик».
Учитель начальных классов Тютрюмова А.А.
.Данный урок разработан и проведён с целью демонстрации опыта работы по применению деятельностных технологий в начальной школе по образовательной системе «Развивающегося обучения» во 2 классе, авторы учебника по литературному чтению Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.
Цель урока:
— Формирование целостного представления о годичном круге на примере сказки – загадки В. Даля «Старик – годовик»;
— Знакомство с творчеством В.Даля;
— Развитие умения анализировать текст.
Задачи:
— Пополнять словарный запас детей; учить работать в группе;
— Отрабатывать навык анализа текста;
— Формировать познавательный интерес;
— Развивать речь;
— Способствовать здоровьесбережению детей;
— Соблюдать гигиенические требования к уроку;
Тип урока: ознакомление с новой темой.
План урока:
1.Орг.момент.
2. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.
3.Физкультминутка.
4.Работа по новой теме.
5.Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Оборудование для урока:
Демонстрационный материал: портрет В.Даля, толковый словарь В.Даля, книги с произведениями В.Даля, иллюстрации с изображением времён года.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, карточки с алфавитом, карточки с правилами работы в группе.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
2.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.
Класс делится на 5 групп. Повторение правил работы в группе. ( слайд № 3)
Распределение обязанностей в группе.
— Каждая группа получает карточку с заданием, вам нужно определить к какому жанру литературы относится данное произведение .
1 карточка.
Матушкой – зимой.
В белом саване,
А матушкой – весной
В цветном платьице.(Земля.)
2 карточка.
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет.
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко ! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит :
— Котище – то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
(Русская народная сказка «У страха глаза велики».)
3 карточка.
Потом она пошла домой и посадила ячменное зёрнышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты , точно у нераспустившегося бутона.
( Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка».)
4 карточка.
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мама пришла – молочка принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю !
( Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)
5 карточка.
Без крыльев летят,
Без ног идут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Каждая группа показывает свою готовность. Заслушиваются произведения и ответы ребят.
— На какие группы можно разбить данные произведения?( Сказки и загадки .)
— А может быть такое, что одно произведение одновременно является и сказкой, и загадкой.
(Заслушиваются ответы ребят.)
— Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет, а поможет нам в этом литературное произведение, название которого зашифровано на доске. Группа , которая расшифрует, поднимает руки.
19, 20, 1, 18, 10, 12 – 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12.( Старик –годовик.) ( слайд № 4)
Если дети затрудняются , то учитель даёт подсказку: вспомните порядок букв в алфавите.
— Предположите, о чём будет произведение. Подсказка на доске.
Что вы видите?(На доске иллюстрации с изображением времён года.) Заслушиваются ответы ребят.
— Это произведение написал В.И.Даль. На доске написаны автор произведения и название. На экране портрет В.Даля. ( слайд № 5)
Учитель рассказывает детям об авторе и демонстрирует книги с его произведениями. (слайды № 6-9)
3. Физкультминутка.
4.Работа по новой теме.
Первичное знакомство с произведением.
(Чтение произведения учителем.)
— О чём это произведение? Кто главный герой?
Прочитайте в группах произведение ещё раз и ответьте:
— Сколько частей в тексте?(5)
Определение границ каждой части.
— Каждая группа читает свою часть, определяет о чём в ней говорится ( о каком времени года), доказывает правильность ответа ( словами из текста).
Обсуждение содержания.( Выступление групп.)
Дополнительные вопросы каждой группе:
1гр. Назовите зимние месяцы по порядку. Какие ещё признаки зимы вам известны?
2 гр.Перечислите весенние месяцы по порядку. Какие ещё признаки весны вы знаете?
3гр. Перечислите летние месяцы по порядку.
4гр.Перечислите по порядку осенние месяцы. Назовите признаки осени.
5гр. Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
— 1-й день –понедельник- его назвали так потому, что он шёл сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли выходной день.
— 2-й день- вторник – это второй день недели.
— 3-й день- среда- середина недели.
— 4-й день- четверг- это четвёртый день недели.
— 5-й день- пятница- пятый день недели, «пятница- опрятница»; в этот день хорошо навести в своём доме порядок и помыться, приготовиться к выходным дням.
— 6-й день-суббота- это слово пришло к нам из далёкой страны, день отдыха у еврейского народа приходится не на воскресенье, а на субботу. Такой день по- еврейски называется «шаббат». В русском языке это слово прижилось и превратилось в субботу.
— 7-й день- воскресенье- раньше его называли неделей, т.к. в этот день, согласно Библии, воскрес из мёртвых Иисус Христос.
— Мы разгадали загадки? А что же в этом произведении сказочного?
( Сам герой – старик-годовик.)
— Каким вы его представляете? Рассмотрите иллюстрации. Что видите? Какие тройки птиц изобразил художник? ( Лето и зима.)
Почему? ( У древних славян год распадался на две половины – летнюю и зимнюю- и начинался с первого весеннего месяца марта.
Считалось, что именно с этой поры природа пробуждается от зимнего сна к жизни.
5. Рефлексия.
— В чём же секрет этого произведения? (Произведение одновременно является и сказкой, и загадкой.)
— Что вам больше всего понравилось на уроке? Что нового для себя вы узнали?
6.Домашнее задание.
— 1.Прочитать произведение ещё раз. По желанию нарисовать старика – годовика, как вы его себе представляете.
2.Подобрать пословицы о временах года из сборника В. Даля.