Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Северная средняя общеобразовательная школа №13
Зимовниковского района Ростовской области
Праздник «Живи,Земля , живи»
Для детей 9-10лет
работу подготовила
учитель начальных классов
Ширина Марина Борисовна
Х.Гашун
2014год
Праздник «Живи, Земля, живи»
(для учащихся 9-10 лет)
Ты на Земле рожден,
Не тем ли
Твой долг определен давно.
Храни ее леса и земли,
Моря и реки. Сей зерно!
М. Дудин.
Цели: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней, формировать коммуникативную компетентность, стимулировать чтение книг по экологии, способствовать развитию сообразительности, находчивости, формировать гражданскую позицию: «Земля – наш дом. Дом всегда нужно беречь и защищать».
Оборудование: выставка книг по экологии, рисунки, наборы открыток «Грибы», «Животные Красной книги», корзины, компьютер, проектор, экран, карточки
Ход праздника:
Ведущий: Наша природа волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие, здоровье, поэтому к ней надо относиться бережно. Природа щедра, но она не прощает ошибок. И сегодня наш праздник посвящен Всемирному дню Земли, который отмечается 22 апреля. Этот день был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1971 года. В этот день люди в городах и селах очищают территорию от мусора, сажают деревья, кусты и цветы.
1-й ученик.
Гляжу, не нагляжусь на русское раздолье,
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,
И детства боль, и в небе журавли…
Россия, Россия – нет слова красивей.
Любуюсь я тобой, дыханье затая.
Россия, Россия,
Отчизна милая моя! (Ф. Лаубе)
Ведущий: На юге нашей огромной страны раскинулись бескрайние степи Донского края. Наша малая Родина тоже нуждается в охране, бережном отношении.
2-й ученик.
Поля, поля! Поля, куда ни глянешь,-
Пешком не доберешься до жилья.
И дремлет в зыбком мареве туманном,
Растит хлеба уставшая земля.
Пшеницы теплой чистое дыханье,
Как вдовий вздох, — полынь — трава горька.
И бродит ветер, как воспоминанье,
Всю ночь от бугорка до бугорка. (В. Жак)
Ведущий: Ребята, к нам на праздник пожаловали представители природы Ростовской области.
Сначала отгадайте загадку.
«Одноногий, одноглазый, под дождем родился» (гриб)
Царство грибов (Выходят дети в костюмах и головными уборами с названиями грибов Ростовской области)
Старый гриб .Здравствуйте , ребята . Мы грибы Ростовской области. Нас здесь живет — поживает более 30 видов съедобных грибов, а в вашем Зимовниковском районе нас можно собирать всего лишь 4 вида.
(Выступают вперед дети с головными уборами, на которых даны названия этих грибов)
-Я, Вешенка обыкновенная, а еще меня называют Медвежьи ушки. Расту на пнях, стволах деревьев.
-Я, Опенок зимний или зимний гриб. Мне холода нипочем, собирать меня можно до самой поздней осени.
-Я, Шампиньон. Встретите меня вы и в степи и на лугу. Приветливо я белею в зеленой траве.
-Я, рядовка обыкновенная или синяя ножка. Меня вы узнаете по скользкой шапочке и фиолетовой ножке.
Старый гриб. Зимовниковский район — негрибная зона. Поэтому нужно соблюдать осторожность, собирая грибы, можно наткнуться и на несъедобные грибы. В природе нет ненужных грибов, даже если они вам не нужны, то нужны кому другому. Не уничтожайте грибы!
(Выступают вперед дети в костюмах несъедобных грибов)
-Я живу всегда в компании на деревьях или пнях. Смотрите не перепутайте меня.
Я, опенок, только ложный.
— Я, бледная поганка. В вашем лукошке мне не место.
Ведущий. Ребята, давайте поиграем в игру. «Кто больше соберет грибов!»
В корзинки нужно собрать как можно больше грибов, но при этом игроков завязаны глаза. Грибы рассыпаны по полу. Болельщики следят, чтобы игроки не собирали несъедобные грибы.
Проведение игры. Определение победителя
Ведущий: Степь красива в любое время года. А украшают ее растения. Они тоже пришли на наш праздник. В Ростовской области произрастает более 40 видов деревьев и кустарников, более 90 видов травянистых растений.
(Выходят дети, представляющие растения, но без головных уборов, одевая ,по мере угадывания их по словесному портрету)
-Я богатырского сложения, раскидист и высок. Желуди на мне растут. Как меня зовут? (Дуб)
-Я из особого рода ивы. У меня пушистые, словно меховые сережки (Верба)
-А меня назвали дикой розой (Шиповник)
-Я появляюсь сразу после таяния снега. Цветы у меня желтовато-зеленоватые похожи на лилии. Очень гуси меня любят. (Гусиный лук)
-Я, самый привлекательный, ярко- красный цветок, а когда созреваю, моя макушка становится словно погремушка. (Мак)
-Я лекарственное растение. Сначала весной цвету желтыми цветками, а листья мои с одной стороны нежные, а с другой прохладные (мать — и – мачеха)
Ведущий: Ребята, конечно же, к нам пришли только малая часть растений области.
Проведем игру. «Дикорастущие и культурные растения» (предлагается набор карточек) Вам нужно распределить в две группы растения
Приглашаются 2 команды по 3 участника.
Карточки: подсолнечник, ландыш, донник, пшеница, кукуруза, перекати-поле, клен, рис, ясень, терн, дуб, чабрец, тюльпан.
Ведущий: конкурс болельщиков.
1)Стоит старушка на грядках,
Вся в сорока заплатках. ( Капуста)
2)Сотня голов овец
На одной привязи. (Виноград)
3)Красные невесты на зеленых стульях сидят.
Когтистые кошки их сторожат. (Розы)
4)Желтая девица сидит под землей. (Морковь)
Ведущий: Проверим, как справились наши команды.
Итог игры. Определение победителя
-Какие из этих растений растут в Зимовниковском районе?
-А сейчас давайте послушаем песню Ю. Антонова «Не рвите цветы». Желающие могут нарисовать цветок на плакатах, чтобы у нас получились цветочные поляны.
(Баннеры с чистыми ватманами и карандаши)
Ведущий: Очень красиво получилось! Но рвать полевые цветы не надо, лучше украсить свой дом садовыми цветами.
Ребята, какие правила охраны растений вы знаете? (дети называют)
3-й ученик.
Опять в жару горят леса, и раскалено дышит полночь.
Опять я слышу голоса зверья, зовущего на помощь.
Мечущегося меж камней в капкане бедствия лесного,
В час верной гибели своей оно мне все простить готово.
И порохом пропахший век и смрадный от бензина ветер.
Оно кричит мне: «Человек, спаси! Ты можешь все на свете!» (В. Молодняков)
Ведущий: Ребята, посмотрите к нам пришли представители садов, лесов, рек. Они из царства животных и у них жалобы на людей. Кто же они?
1-я жалоба.
-Ох, не любят меня люди. Голос, видите ли, мой не нравиться, глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то многим бы пришлось сидеть без хлеба. Так что меня вам любить надо! (Сова)
2-я жалоба
-Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красавицами. А польза от меня большая. (Жаба)
3-я жалоба.
На земле нет, такого существа, о котором бы рассказывали столько легенд и небылиц как о нас. Не нравиться, что темноту любим, что на обычных зверей и птиц не похожи. Что нам делать? Ведь мы такими уродились, и не враги мы вам. (Летучие мыши)
Ведущий: ребята, конечно жалоб могло быть и больше, ведь люди много вреда приносят животным. В Ростовской области 76 видов млекопитающих (класс Звери),
125 видов гнездящихся птиц, 18 видов пресмыкающихся, 5 видов земноводных, 20 видов рыб(7 видов в Зимовниковском районе) более 100 видов насекомых.
Сейчас мы посмотрим сценку «Птичьи разговоры».
Действующие лица: Синичка, Сова, Кукушка, Воробей, Перепелка.
Сова: Я – сова полезная птица. С 1964года совы находятся под охраной государства. Я одна могу за лето спасти 1тонну зерна, и мне это ничего не стоит , я просто съедаю до 1000 полевок.
Кукушка: А я хоть и подкладываю свои яйца в чужие гнезда, и не вскармливаю птенцов, но тоже приношу немалую пользу.
Сова: Интересно узнать.
Кукушка: главная моя заслуга в том, что я поедаю таких гусениц, которые не едят другие птицы, в том числе и майских жуков и мохнатых гусениц. Деревья всегда благодарят меня.
Синичка: А. я очень рада, что мои родители не люди, а птицы-синицы. Человеческих детенышей кормят всего 3 раза в день. А наши родители приносят пищу 600 раз. Нас у них пятеро, каждому достается по 120 порций: 40 завтраков, 40 обедов и 40 ужинов. И природе польза и нам вкуснотища.
Кукушка: а ты, Перепелка, чего плачешь?
Перепелка: Да как же мне не плакать? Было у меня в гнезде 5 яичек. Лисица все гнездо разорила, только одно яичко и осталось.
Кукушка: Не плачь, я тебе свое яичко подложу, помогу горю твоему.
Перепелка: Наслышана о тебе, помощнице, пролетай мимо.
Сова: Вот я, Сова, полезная птица. А вот ты, воробей, вредная. По чужим огородам шныряешь. Тайно в склады с зерном проникаешь. Колоски на полях вылущиваешь.
Растаскиваешь ягоды из садов. Имечко у тебя подозрительное Вор — Воробей.
Воробей: У меня есть и полезные качества. Во – первых, зимой сорняки клюю. Во – вторых, все лето с воробьихой и воробьятами вылавливаю вредных насекомых, а для нас очень полезных. Даже с саранчой мы боремся. Разве жалко угостить нас вишенкой или зернышком?
Ведущий: Как видите, ребята в природе все взаимосвязано. Нужны все — плохие и хорошие. Вот только бы мы – люди вели себя, как часть нашей любимой планеты.
4- ученик.
Давайте будем
К этому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица.
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету,
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей вселенной
Совсем одна
Что будет делать
Без нас она? (И. Мазнин)
Звучит песня О. Газманова «Красная книга» в сопровождении слайдов
«Исчезнувшие животные и растения»
Используемая литература.
1.Астапенко М.П. , Сухаревская Е. Ю. «Природа и история родного края»,Ростов нД изд-во Баропресс 2006г.
2.Безверхова В.И. «Дидактический материал к урокам регионального компонента в начальной школе» Ростов нД изд-во Баропресс 2010г.
3. Сухаревская Е.Ю. «Неделя природоведения в начальной школе» Ростов нД изд-во РО ИПК и ПРО 2002г
4.ТарабаринаТ. И. Соколова Е. И. «И. учеба и игра: природоведение» Ярославль
Изд-во Академия развития 1998г
5. «Что такое. Кто такой.» Энциклопедия от А до Я.Изд-во Педагогика-Пресс, Москва 1992г
6.Материалы журнала «Начальная школа» №4,5.
Локтева Н. В. «Будь природе другом»
Рыбалкина О.Н. «Природа — наш дом»
7.Интернет-ресурсы.
Данный проект можно использовать полностью или частично при проведении Международных экологических акций: день Земли, день птиц, день защиты животных и т.д. Возможно использование материала на уроках окружающего мира, краеведения, так как содержит региональный компонент. Используются игровые моменты, песни, сценки, загадки, задания логического характера. Данный материал
способствует развитию кругозора, формирует познавательные способности и гражданскую позицию