МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕМЬИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРОЕКТ

«Ремёсла народов России»

учитель начальных классов

Аракелян Виолета Амаяковна

2012-2013 уч.г.

Учебные дисциплины: окружающий мир, литература, ИЗО, музыка, технология, ИКТ, курс по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-10 лет

Авторы проекта: учащиеся 2 и 4 классов

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий

Основополагающий вопрос: Какие ремёсла издавна существовали на Руси?

Почему изделия народных промыслов востребованы в современном мире?

Проблемные вопросы:

Откуда пошли названия народных ремёсел?

Почему хохломскую роспись называют золотой?

Чему посвящён праздник Свистунья?

Как гжельская посуда приобрела такую расцветку?

Сколько лет богородской резной игрушке?

Чем знамениты жостовские подносы?

Задачи проекта:

Развивающие:

  • Развивать умение отбирать необходимый материал

  • Развивать коммуникативные навыки

  • Развитие связной устной речи учащихся

  • Выработка навыков выразительного чтения поэтического произведения, его эстетического восприятия

  • Развивать навыки работы с компьютерной техникой

Обучающие:

  • Расширить знания учащихся о народных ремёслах

  • Узнать в каких областях России появились самые знаменитые народные промыслы

Воспитательные:

  • Воспитывать гуманное и бережное отношение к окружающей природе.

  • Сформировать у младших школьников интерес к народным промыслам

Практические

  • Научиться различать технику росписи «под гжель», «хохлому», «дымковская игрушка»

  • Подготовить выставку работ- раскрашек на тему: «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка»

  • Подготовить выступление со стихами о дымковской игрушке

  • Подбор народной музыки к видеороликам

  • Создать электронные видеоролики об изделиях народных промыслов, которые будут сопровождаться рассказом о народном промысле

  • Провести презентацию проекта с приглашением ребят из начальной школы и родителей.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы.

2. Поиск информации в Интернете, в сельской и школьной библиотеках.

3. Наблюдение, сравнение.

4. Исследовательская беседа.

Результат проекта (продукт): электронные видеоролики, выставка картин учащихся, стихи о дымковской игрушке

Этапы реализации проекта

I этап — организационно- подготовительный— определяем направления работы и разбиваем класс на группы;

направление

ответственные

предполагаемый продукт

Какие ремёсла издавна существовали на Руси?

Весь класс

собранная информация

Почему изделия народных промыслов востребованы в современном мире?

Весь класс

собранная информация

Откуда пошли названия народных ремёсел?

Весь класс

собранная информация

Почему хохломскую роспись называют золотой?

Жуков Захар

Видеоролик «Золотая хохлома»

Чему посвящён праздник Свистунья?

Весь класс

Электронная презентация и стихи о дымковской игрушке

Как гжельская посуда приобрела такую расцветку?

Воронин Илья

Видеоролик «Гжель»

Творческая мастерская

Весь класс

Картины-раскрашки: гжельская керамика, дымковская игрушка, хохломская роспись

Сколько лет богородской резной игрушке?

Родионов А.

Румянцев Е.

Видеоролик «Богородская резная игрушка»

Чем знамениты жостовские подносы?

Кулькова Е.

Лаврентьева В.

Видеоролик «Жостовские подносы»

II (информационный) этап

Содержание деятельности

Форма
организации

Промежуточный продукт

1

Изучение литературы

Открытие работы над проектом.
Работа в библиотеке и поиск информации в Интернете

материалы к презентации проекта

III(практико-ориентированный) этап

Содержание деятельности

Форма
организации

Промежуточный продукт

1

Роспись раскрашек «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка»

Творческая лаборатория
по ИЗО

Картины-раскрашки: гжельская керамика, дымковская игрушка, хохломская роспись

2

Подбор народной музыки к видеороликам

Творческая лаборатория
по музыке

музыка

3

Создание видеороликов: «Гжель», «Хохлома», «Жостовские подносы», «Богородская резная игрушка»

Творческая лаборатория
по ИКТ

видеоролики

4

Разучивание стихов про дымковские игрушки

Творческая лаборатория
по литературе

стихи

IV этап. Презентация результатов

Содержание деятельности

Форма
организации

Промежуточный продукт

1

Презентация проекта в виде представления всех продуктов проекта, с приглашением учащихся из начальных классов, родителей и администрации

Закрытие проекта

Творческий отчёт

Приложение

ЖОСТОВО

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Жостовская роспись – это яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы.

Любили на Руси чай попить – с вареньем, баранками и сладостями. А поднос при чаепитии вещь незаменимая. На него удобно и самовар поставить и вазочку с вареньем. Поэтому поднос должен быть красивым, взор радовать! Жостовские подносы нравятся всем!

ХОХЛОМА

Есть в Нижегородской области село под названием Хохлома, где зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.

Своё название хохломская роспись и получила от названия крупного селения Хохлома.

Мастера вырезали из липы и ольхи – миски, чашки, ложки.

А после специальной обработки расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи.

Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золото никогда не применялось в росписи хохломской посуды.

ГЖЕЛЬ

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!

В шестидесяти километрах от Москвы есть район, состоящий из 27 деревень, где издавна делают посуду из фарфора, а расписывают её только голубой и синей красками. Центром является село Гжель. Отсюда и название промысла – гжельская керамика.

БОГОРОДСКАЯ РЕЗНАЯ ИГРУШКА

Недалеко от города Сергиев-Посад, что в Московской области есть село Богородское. Здесь возник промысел резной деревянной игрушки. Богородские игрушки бывают двух видов: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Обычно они не раскрашиваются, а покрыты только лаком. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», где изображены мужик и медведь, которые поочерёдно бьют по наковальне . Эта игрушка, возраст которой, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Дымковская игрушка

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного

И серости дождей.
В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. Глиняная игрушка лепится и раскрашивается вручную.
Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом, а сейчас заменой ему служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись красками красного, жёлтого, синего, зелёного цветов.

Учитель:

Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным и веселым названием – Свистунья.

Послушайте легенду. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы.
Кочевники решили, что их окружают дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане свой праздник – Свистунью – 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо – всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!

Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

ИНДЮК

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите: пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок;
А высокий гребешок,
Красной краскою горя, –
Как корона у царя!
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк.

ВОДОНОСКА

За студеною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса:

ПЕТУШКИ

Под березки на лужки
Выбегают петушки –
Зеленые сапожки,
Красные сережки.

КОЗА

Козоньки рогатые,
Козоньки бодатые,
Ждем вас на дорожке –
Разомните ножки!

БАРАН

Барашек-свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here