Проект по теме:
«Жизнь и творчество Т.Д.Голуб».
учителя начальных классов
МБОУ лицея №1
Ярославской Натальи Викторовны
г.Славянск- на- Кубани
2013 год
Паспорт проектной работы.
Название проекта: «Души звенящая струна».
Руководитель проекта: учитель начальных классов МБОУ лицея № 1 Ярославская Наталья Викторовна
Учебный предмет: кубановедение.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет
Состав проектной группы: 2 класс
Тип проекта: информационно-исследовательский, ролевой.
Цели проекта:
1. Привитие любви к родной Кубани через поэзию кубанской поэтессы Т. Голуб.
2. Формирование гражданственности личности на основе лучших традиций, ценностей родного края
3. Вызвать у детей интерес к поэзии, научить их иметь собственное мнение.
4. Воспитывать милосердие и доброжелательность к родным и близким, товарищам, любовь к своей Отчизне.
Задачи проекта: 1. Как можно больше узнать о жизни и творчестве поэтессы Т.Голуб
2. Создать презентацию о жизни и творчестве Т.Голуб с помощью компьютерных технологий.
3. Подвести итоги работы на уроке-телепередаче.
Вопросы проекта: 1. Что особенного в жизни и творчестве Т.Голуб?
2. Почему стихи Т.Голуб стали любимыми песнями народа?
3. Какие стихи поэтессы стали песнями?
Оборудование: выставка рисунков учащихся, выставка книг кубанской поэтессы Т.Голуб, презентация по теме.
Предполагаемые продукты проекта: урок-телепередача.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Распределение ролей в проектной группе:
1. Организаторы и оформители (8 человек):
— пригласить гостей (2 человека).
Поручение: изготовить пригласительные билеты и пригласить гостей;
— подготовить выставку рисунков и оформить доску, подобрать фотографии для создания презентации;
— готовят презентацию (2 человека)
Поручение: из рисунков, посвященных творчеству Т.Голуб, выбрать лучшие для выставки в классе и составить эскиз оформления доски, найти фотографии Т.Голуб и ее семьи в разные периоды жизни; создать презентацию.
— подготовить выставку книг (2 человека)
Поручение: идут в школьную и городскую библиотеку и подбирают литературу по теме для выставки;
— подготовить подарки гостям (2 человека) – делают подарки своими руками.
2. Ведущие (2 человека):
Поручение: понаблюдать за ведущими краевого и центрального телевидения (рекомендуется обратить внимание на дикторов программы «Вести», умение держаться перед камерой, выразительное чтение, манера одеваться) и подготовить текст к телепередаче.
3. Корреспонденты-репортеры (9 человек):
— понаблюдают за ведущими краевого и центрального телевидения, когда они ведут репортаж (рекомендуется обратить внимание на корреспондентов программы «Вести»);
Поручение: подготовить свой репортаж (учащиеся собирают материал о жизни и творчестве Т.Д.Голуб и распределяют его между собой).
4. Корреспонденты на пресс-конференцию (4 человека):
Поручение: понаблюдать за корреспондентами на пресс-конференции в вечерней программе «Вести»;
— продумать и подготовить вопросы гостям;
— узнать, в каких кубанских периодических изданиях были напечатаны стихи Т.Д.Голуб);
— подготовить надписи на бейджи для корреспондентов пресс-конференции.
5. Чтецы (5 человек):
Поручение: самостоятельно познакомиться со стихами Т. Голуб;
— распределить понравившиеся стихи между собой;
— выучить наизусть и выразительно прочитать своё стихотворение.
В итоге нашего проекта получился урок.
Урок-телепередача «Души звенящая струна»
Ход урока:
I.Вводная часть:
Учитель: Сегодня наш урок мы посвящаем замечательной поэтессе, человеку и нашей землячке Татьяне Дмитриевне Голуб. Сегодня ей должно было бы исполниться 68 лет. Судьба распорядилась иначе. Татьяны Дмитриевны нет снами, но ее стихи и песни несутся над просторами нашей родины.
Ведущая 1: Добрый день, уважаемые телезрители! В эфире «Школьные новости». В студии постоянные ведущие Петров Иван
Ведущий 2: И Сидорова Анастасия. Сегодня разговор пойдет о выдающейся поэтессе, жительнице нашего города Татьяне Дмитриевне Голуб.
II.Основная часть(презентация продукта проектной деятельности)
Ведущая 1: В нашем выпуске репортаж с выставки рисунков «Малая частица России», обзор произведений Татьяны Голуб, репортаж из зала где кубанский казачий хор исполнит песни на стихи Татьяны Голуб, и к вашему вниманию будет предоставлен рассказ о жизни нашей землячки, а также состоится пресс-конференция с гостьей нашей передачи: Людмилой Ивановной — создателем фильма о Татьяне Дмитриевне Голуб.
Ведущая 1: Одним из любимых уроков учеников нашего класса стало ИЗО.
Ведущий 2: Уроки ИЗО часто проходят в виде экскурсий. Об этом репортаж Иващенко Дениса.
1 корреспондент: Мы ведем свой репортаж с выставки рисунков «Малая частица России» Здесь представлены рисунки нашего класса к стихам Татьяны Голуб.(Перечисляются работы)
Ведущий 1: Спасибо, Денис.
Ведущая 2: Прекрасна природа Кубани!
Выйди в сад, в степь, в поле, прогуляйся по парку, просто выгляни в окно — и ты увидишь настоящее чудо…
Ученики читают стихи Т.Голуб о Кубани. (На выбор учащихся)
Ведущий 2: Это все стихи Татьяны .Голуб. Всего несколько строчек — и перед нами портрет родной кубанской земли.
Ведущая 1: Талантливая поэтесса умела подметить красоту каждой скромной травиночки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.
Ведущий 2: А сейчас мы представляем вам кадры с места выступления Кубанского казачьего хора.
2 кор.
Песенный лад многих стихов Татьяны Голуб привлекают внимание многих композиторов. На ее стихи Г.Ф. Пономаренко
написал музыку. Песня «Вдовы России», в исполнении Людмилы Зыкиной звучала в Московском Кремле. Она заняла одно из первых мест на Всероссийском конкурсе в Сочи «Песня-60»,»Не будите, журавли, вдов России — эти слова облетели не один раз земной шар благодаря прекрасному исполнению Кубанского казачьего хора. Композиторы любят стихи Татьяны Голуб за искренность, задушевность и чистоту. И летят над кубанскими просторами песни Василия Дедюрина, Владимира Косицына. Виктора Захарченко, Сергея Иванова и многих других самодеятельных и профессиональных авторов.
(Звучит песня «Вдовы России» )
Ведущая 1: Спасибо, Игорь
Ведущий 2: Следующий наш репортаж из городского музея. Там работает группа наших корреспондентов
3 корреспондент: Мало, всего полвека отпустила скупая судьба замечательной кубанской поэтессе, нашей землячке, Татьяне Голуб. Фото
30-го марта 1994г.в городском Доме Культуры состоялся творческий вечер, посвященный пятидесятилетию Татьяны Дмитриевны Голуб. А первого апреля 1994г.набатом разнеслась весть о том, что сердце мужественной поэтессы перестало биться.
В народе говорят:»Важно не сколько прожил человек, а что после себя оставил «.
Слайды:( Общий вид сборников, стихов и песен, фото н/фоне).
4 корреспондент: Татьяна Голуб оставила нам свои стихи, наполненные теплом и светом, любовью и нежностью.
В глубине души Тани рождались строки, вставшие ныне в один ряд с лучшими лирическими произведениями русских классиков.
О сколько светлой нежности во мне!
Пока живу, ее я излучаю.
И если хоть кого-то согреваю,
То чувствую себя я так прекрасно!
Выходит, что живу я не напрасно,
Кому-то, значит, я необходима.
И кем-то обязательно любима …
5 корреспондент: Девочка росла общительной, веселой, проявляя с раннего детства организаторские способности. Она могла уговорить своих сверстников покинуть территорию детского сада и изучать жизнь далеко за его пределами. Друзьями Тани были дети разного возраста, часто старше ее на 2-3 года. За школьной партой Таня не сидела. В семилетнем возрасте она перенесла полиомиелит. Жестокая болезнь лишила ее возможности ходить и мир Татьяны был ограничен комнатой и двором. (Слайды: Фото матери н/ф ) — 2 шт. Мать Тани, Галина Трофимовна, вынуждена была оставить работу акушерки в Славянском роддоме и посвятить себя, лечению дочери. Было проведено пять тяжелейших пераций, чтобы спасти девочку, но все мучения оказались напрасными.
6 корреспондент : Неодолимое стремление к знаниям и безграничная любовь к литературе помогли ей заочно окончить Московский литературный институт имени Максима Горького. В силу своей общительной натуры Татьяна Дмитриевна не была одинока. Круг ее друзей и знакомых был довольно обширным и включал в себя журналистов, поэтов, композиторов, писателей, артистов и просто хороших людей.
7 корреспондент: Поэзией Татьяна увлеклась рано. Литературным учителем и наставником Тани был кубанский поэт Петр Васильевич Лихачев. Он помог поместить первые стихи Татьяны в альманах»Кубань» и познакомил ее с Кронидом Обойщиковым. (Слайды сборников стихов: «Солнечный зайчик», «Ледяная горка», «Никакого волшебства). В 1968 году в Краснодарском книжном издательстве, с помощью редактора Муратовой Людмилы Ивановны, выходит первый сборник стихов Татьяны Голуб «Солнечный зайчик». Он предназначался для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Затем вышли книжки этого жанра «Ледяная горка», «Никакого волшебства».
8 корреспондент: этот период Татьяна не только сама пишет стихи для детей, но и занимается переводом стихов адыгейского поэта «Джафара Чуяко. До начала восьмидесятых годов Татьяну Голуб считали детским поэтом.
По мере становления Татьяны Дмитриевны, как поэта, «взрослели» и ее стихи. Они наполнялись новым содержанием, жизненной философией, лирикой.
В апреле 1984 года в дом Татьяны Голуб пришла радостная весть. Она была принята в члены Союза писателей СССР,
С каждым годом все тяжелее перенося недуг, Татьяна Голуб не стала замкнутой и угрюмой. Жизнь интересовала ее во всех своих проявлениях…
9 корреспондент: Заключительным аккордом в творчестве Татьяны Дмитриевны стал сборник стихов «Звезда у изголовья»,
29 марта 1996 года в Славянском историко-краеведческом музее был проведен день памяти Татьяны Голуб. Ее именем названа одна из улиц нового Юго-западного микрорайона. На доме, в котором прожила поэтесса всю свою жизнь, прикреплена мемориальная доска». Творчество Татьяны Голуб, в контексте произведений кубанских писателей и поэтов, изучают в школах и высших учебных заведениях Кубани.
Песни на стихи поэтессы исполняются Людмилой Зыкиной, Вероникой Куравлевой, Натальей Кириченко, Кубанским казачьим хором, и многими самодеятельными коллективами.
Ведущий 1: Спасибо за интересный и познавательный репортаж
Ведущий 2: Мы представляем гостью нашей программы Людмилу Ивановну
(Учащиеся, задавая вопрос, представляются корреспондентом одной из кубанских газет).
Вопросы учащихся:
1. Расскажите, пожалуйста как вы снимали фильм?
2. Какое стихотворение Татьяны Голуб Вам нравится больше всего
Ведущая 1: Спасибо нашим корреспондентам.
Ведущий 2: Спасибо нашим гостям. Мы уверены, что эти встречи будут продолжаться.
Ведущая 1: Кубань — наша малая родина, которой нельзя не гордиться. Кубань известна не только щедрой природой, она славится людьми, которые делают все, чтобы она по праву называлась жемчужиной России.
-
Рефлексия деятельности на уроке.
Учитель: Большое Вам спасибо за ваш интересный проект. Вы все замечательно потрудились. Ребята, у вас на столах лежат звездочки. Напишите, какие чувства вы испытывали на уроке. А теперь кто хочет, может повесить свою звездочку на доску.