ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ.ОРИГАМИ»
Класс 2
Количество часов: всего 34часа; в неделю 1 час
Нормативно-правовая и документальная основа:
• Закон Российской Федерации « Об образовании».
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
• Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
• Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
• Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.
Пояснительная записка
Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал — бумага. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Всё это — возможности оригами.— то есть японского искусства складывать фигурки. Своё название оно получило от японских слов «ори» — складывать и «гами» — бумага.
Это уникальное занятие для всех и каждого. Любой найдёт в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. Для занятий нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей
Оригами – коллективное творчество. Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций. Оригами не требует больших материальных затрат и особых способностей – получается у всех, кто хочет творить. С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки
Программа кружка «Чудеса из бумаги» дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
-
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
-
овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
-
знакомятся со свойствами бумаги;
-
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
-
знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Особенности содержания факультатива.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка).
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю), 2 класс, является компонентом плана внеурочной деятельности.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой (техники оригами).
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
• формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
• бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
• учиться корректировать, вносить изменения в работу;
• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
• выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
• знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами»,
• уметь узнавать изделия, открытки, выполненные в технике «оригами»;
• уметь соблюдать правила техники безопасности;
• иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
• уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи,
• уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «оригами»;
• уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
работа с шаблонами;
творческое конструирование;
показ образца выполнения последовательности работы.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.
Возраст детей и сроки реализации программы.
Возраст обучающихся 7-11лет.
Рабочая программа 2 года обучения рассчитана на 34часа (1час в неделю).
Содержание программы 2 класс:
-
Общее представление о бумаге, её свойствах и способах работы с ней. (2ч)
Виды бумаги, ее свойства. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Организация рабочего места. Техника безопасности. Основные правила работы с ножницами, правила организации рабочего места.
-
Оригами: знакомство с техникой «оригами» , базовые формы оригами, модульное оригами. Условные обозначения, принятые в оригами. Конструирование из бумаги в технике «оригами».(25ч)
Бумага для изготовления работ в технике «оригами». Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Складывание базовой формы, анализ порядка действий. Базовые формы в «оригами». Складывание базовых форм по образцу. Конструирование фигур животных, растений, насекомых с использованием различных базовых форм. Отработка складывания по образцу. Модульное оригами. Знакомство с понятием «модуля». Конструирование из модулей по образцу. Творческое оформление работ.
-
Коллективные творческие работы (7 ч)
Выполнение творческих коллективных работ к различным праздникам : «С днём учителя», «С Новым годом!», «Поздравляем с днём 8 Марта!», а также изготовление индивидуальных творческих работ по желанию учащихся с использованием техники «оригами». Систематизация изученных приёмов работы с бумагой. Творческий отчёт, выставка лучших работ.
Календарно-тематическое планирование:
№п/п Тема занятия Количество часов
-
Виды бумаги, ее свойства.Организация рабочего места. Техника безопасности 1ч
-
Бумага. Понятие «Базовая Форма». Условные обозначения, принятые в оригами.1ч
-
Воспоминание о лете: панама и очки.1ч.
-
Кленовый лист. Декоративное оформление изделия.1ч
-
Изготовление стенгазеты «День учителя». 1ч
-
Деревня моей мечты. Домики. 1ч
-
Фоторамка.1ч
-
Коллективная композиция «Подводный мир». Рыбы, водоросли. 1ч
-
Подарок бабушке. Открытка с тюльпанами. 1ч
-
Кораблик. 1ч
-
Животные Севера: тюлень. 1ч
-
Животные Севера: белый медведь. 1ч
-
Открытка .Снежинка. 1ч
-
Сувенир. Дед Мороз. 1ч
-
Коллективная работа « С Новым годом!» 2ч
-
Сувенир. Снегурочка.1ч
-
Птицы. Голубь. 1ч
-
Птицы. Лебедь. 1ч
-
Самолеты. 1ч
-
Конверт с сердечком. 1ч
-
Открытка для папы . 1ч
-
Коллективная работа «Поздравляем с днем 8 Марта!». 1ч
-
Открытка «Букет для мамы».1ч
-
Модульное оригами. Ромашка. 1ч
-
Модульное оригами. Подсолнух. 1ч
-
Кораблики, парусники. 1ч
-
Бабочки. 1ч
-
Пасхальный сувенир. Цыплята в скорлупке. 1ч
-
Цветы. Ландыши.1ч
-
Цветы. Гвоздика. 1ч
-
Конверт для ветеранов с гвоздиками. 1ч
-
Творческая мастерская: любимые поделки. 1ч
-
Итоговое занятие. Выставка лучших работ. 1ч
Материально-техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь следующие материалы:
-
Цветную и белую бумагу формата А4,
-
картон белый и цветной, гофрированный,
-
клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, цветные карандаши, фломастеры, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Технические средства обучения.
1 Компьютер
2 Мультимедийный проектор
3 Колонки для компьютера
Экранно-звуковые пособия: презентации к урокам.
Литература
1. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,
2. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.
3. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.
4. С. В. Соколова . Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.
5. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.
Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.
6. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.
Интернет-ресурсы:
-
http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
-
http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
-
http://planetaorigami.ru/
-
http://allforchildren.ru/article/index_origami.php
-
http://stranamasterov.ru