МБОУ «Судогодская СОШ №2»
| «Утверждаю» Директор школы _________/Н.В. Бирюкова/ Приказ № ___ от «___»__________2013 г.
|
Программа кружка «Чудеса науки и природы»
для учащихся 2-4кл
Срок реализации программы -1 год
Программу составил: Брусова Т.В.
г. Судогда
Кружок по химии «Чудеса науки и природы »
Пояснительная записка.
С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся создан кружок «Чудеса науки и природы». Он ориентирован на учащихся 2-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
С учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста курс построен по принципу: «Я и вещества вокруг меня».
С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран химический эксперимент (различные его виды).
Изучение курса способствует решению следующих задач:
— формирование и развитие мотивации учения
— формирование и развитие общения, межличностных отношений учащихся начальной — школы со — старшеклассниками
-развитие интереса к естественным предметам;
-формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы;
-выработка навыков безопасного обращения с веществами.
Главная цель кружка — развивать мотивацию учения, так же формирование дружеских и межличностных отношений, общих интересов учащихся младших классов с учащимися старшего звена, а так же развитие мышление, формирование интереса к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Для этого используются следующие методы проведения занятий: учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами; показы учебных фильмов по химии, игры, презентации, занятия с привлечением членов НОУ «СаМ».
Программа рассчитана на 2 час в неделю в течение 1 года, всего 68 часов.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. В этом отношении работа кружка будет частью общей работы школы по профессиональной ориентации учащихся.
Казалось бы, для работы такого кружка необходима богатая материальная база химического кабинета школы. Но изучать на его занятиях предлагается вещества, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, на садовом участке, в продуктовом и хозяйственном магазинах, в аптеке. Поэтому серьёзных проблем с приобретением большинства «реактивов» не возникнет.
Практически значимыми результатами работы такого кружка может стать подготовка химического вечера для младших школьников с их участием, либо их участие в дне науки на школьном уровне.
Планируемые результаты работы.
Главным результатом работы считаю сплочение школьного коллектива, мотивацию к изучению естественных наук.
А так же
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
1) Что изучает химия?
2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д., обращаться с данными веществами, соблюдая правила ТБ.
3) Историю развития химии.
4) Основные этапы жизни и деятельности М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева.
5) Влияние человека на природу.
6) Химические элементы, символику.
7) признаки химических и физических явлений.
8) круговорот веществ в воздухе, в воде и земной коре
Учащиеся должны уметь:
1) Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси.
2) Отличать физические явления от химических.
3) Работать с простейшим химическим оборудованием.
4) Планировать и проводить простейшие эксперименты.
5) Описывать явления.
Основное содержание программы.
БЕЗОПАСНАЯ ХИМИЯ
(34 часа)
Введение (4 часа).
-
Тестирование
-
Кабинет химии
-
Химия – наука о веществах.
-
Вещества вокруг нас
-
Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.
Тема №1.
“Химическая лаборатория”. (9 часов)
-
Правила техники безопасности.
-
Химическая лаборатория.
-
Химическая посуда.
-
Лабораторный штатив.
-
Спиртовка.
-
Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Практические работы
№ 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.
№2 Знакомство с химической лабораторией, знакомство с химической посудой.
№3 устройство лабораторного штатива.
№4 горение свечи, строение пламени.
Тема №2.
“Химия и планета Земля”. (12 часов)
-
Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы.
-
Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.
-
Вода. Свойства воды.
-
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
-
Растворы насыщенные и ненасыщенные.
-
Кристаллы.
-
Растворы с кислотными и основными свойствами.
-
Индикаторы. Растения – индикаторы.
-
Состав земной коры. Минералы и горные породы.
-
Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах.
-
Биосфера. Растительный и животный мир на земле.
-
Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.
Практические работы
№6 «Растворение в воде сахара, соли..
№7 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.»
№8 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».
№9 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты»
Тема №3.
“История химии”. (5 часов)
-
Алхимический период в истории химии.
-
Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова.
-
Химическая революция.
-
Основные направления развития современной химии.
Тема №4.
“Обобщение знаний”. (4 часа)
Опасная химия
(10 часов).
Тема 1. Как открывались химические элементы, и создавалась периодическая система (5 часов).
|
Тема 2. Приручены, но опасны (5 часов)
Кислоты и их воздействие на организм человека. Вездесущая серная кислота. Химическое воздействие серной кислоты на металлы, натуральные и синтетические ткани, белок и другие органические вещества. Меры первой помощи при попадании кислот на окружающие предметы, одежду, кожу. «Паяльная кислота».
. Меры первой помощи при попадании щелочей и щелочесодержащих смесей на кожные покровы и одежду.
Ядовитые вещества и противоядия. Меры неотложной помощи при отравлениях химикатами. Полимерные материалы. Первая помощь при термических ожогах.
ВЕЗДЕСУЩАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Химия в быту
1. Кухня.
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.
Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.
Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров.
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
2. Аптечка.
Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке.
3. Ванная комната или умывальник.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло».
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.
Соль для ванны и опыты с ней.
4. Туалетный столик.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама, применяя питательный крем и другую парфюмерию.
5. Папин «бардачок».
Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!
Паяльная кислота это на самом деле кислота?
6. Садовый участок.
Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.
Ядохимикаты. Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.
Тема 2. Химия за пределами дома
1. Магазин.
Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина.
Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль».
Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла.
Минеральные удобрения и ядохимикаты.
Раствор аммиака. Стеклоочистители.
Хозяйственный магазин каждому необходим.
Магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.
Знакомые незнакомцы.
Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.
2. Аптека.
Аптека – рай для химика.
Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода.
Формалин. Как посеребрить монету и стекло.
Салициловая кислота. А еще, какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.
Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.
Спирт и спиртовые настойки.
Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.
Кто готовит и продаёт нам лекарства.
Примерное планирование занятий
Безопасная химия – 34 часа
Тема занятия | Содержание | Дата | |
Введение – 4 часа | |||
1 |
| Тестирование учащихся, беседа. |
|
2 | Химия – наука о веществах. | Просмотр мультипликационного фильма, который знакомит учащихся с понятием химия и что в него включают | |
3 | Вещества вокруг нас
| Беседа о веществах, их отличиях друг от друга, свойствах веществ. |
|
4 | История химии | Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.
|
|
Тема №1. “Химическая лаборатория”. (9 часов) | |||
4 | Правила техники безопасности. | Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии.
|
|
5 | Химическая посуда.
| Практическая работа №2. Знакомство с химической лабораторией.
|
|
6 | Спиртовка | Строение спиртовки и правила работы с ней. Горение свечи. |
|
7 | Штатив. | Устройство штатива и правила работы с ним. |
|
8 | Нагревательные приборы и нагревание. | Практическая работа №3. Признаки и условия химических реакций. |
|
9 | Правила техники безопасности.
| Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
|
|
Тема №2. “Химия и планета Земля”.(12 часов) | |||
11 | Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. | Краткая история открытия кислорода. Получение кислорода из перманганата калия. |
|
12 | Углекислый газ и его значение для живой природы и человека | Круговорот углекислого газа в природе. Загрязнение атмосферы. Вред табакокурения. |
|
13 | Вода. Свойства воды. | ПР. №4 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров. |
|
14 | Удивительное вещество вода. | Фильм. |
|
15 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | ПР. №5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»
|
|
16 | Растворы насыщенные и ненасыщенные. | Понятие о насыщенных и ненасыщенных растворах. |
|
17 | Кристаллы. | ПР. №6 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».
|
|
18 | Растворы с кислотными и основными свойствами. | ПР. №7 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты» |
|
19 | Индикаторы. Растения – индикаторы. | ПР. №8 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».
|
|
20 | Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах. | Что такое природные ресурсы. Экономия природных ресурсов и сохранение окружающей среды. |
|
21 | Биосфера. Растительный и животный мир на земле. | Что происходит в биосфере нашей земли. Роль почвы. Какие элементы называются биогенными и почему. |
|
22 | Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды. | Влияние деятельности человека на окружающую среду. Способы защиты окружающей среды. |
|
Тема №3. “История химии”.(5 часов) | |||
23-24 | Алхимический период в истории химии. | Алхимия – древнейший прообраз химии. «Философский камень» и «эликсир молодости». Алхимисты в России |
|
25 | Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева | Вклад великого ученого в развитие химии |
|
26 | Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова. | Ломоносов – первый ученый энциклопедист |
|
27 | Химическая революция. | Основная характеристика химической революции. |
|
Тема №4. “Обобщение знаний”.(4 часа) | |||
28—30 | Подготовка отчетного выступления учащихся |
| |
31 | Резервное время |
|
|
Опасная химия — 10 часов. | |||
Тема 1. Как открывались химические элементы, и создавалась периодическая система – 5 часов. | |||
1 | Элемент и простое вещество | Что такое элемент и что такое простое вещество. Что общего и в чем разница между этими понятиями.
|
|
2 | «Сырье» для образования элементов | Звезды – водородно-гелиевая смесь. Элементы во вселенной. |
|
3 | Менделеев и Мейер | Вклад ученых в создание периодического закона и периодической таблицы химических элементов. |
|
4-5 | Имена элементов | Происхождение названия химических элементов. |
|
6 | Металлы | Основные свойства металлов. Первый металл человека. Положение металлов в периодической таблице. |
|
7 | Неметаллы | Характеристика неметаллов, их отличие от металлов. Нахождение в природе. |
|
8-10 | Водород, кислород | История открытия, свойства и значение. |
|
Тема 2. Приручены, но опасны – 5 часов | |||
11 | Кислоты и работа с ними. Серная кислота. Соляная кислота. | Неорганические вещества. Кислоты. Распознавание кислот и их свойства. Действие серной кислоты на белок куриного яйца, сахар и древесину. «Паяльная кислота» и соляная кислота – это одно и тоже? Как происходит спайка металлов? Первая помощь при кислотных ожогах. |
|
12 | Щёлочи и работа с ними. | Щёлочи – тоже едкие вещества. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах. |
|
13 | Ядовитые соли и работа с ними. | Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов. |
|
14 | Органические растворители. | Органические растворители. «Несгораемый платок». Бензин, керосин. |
|
15 | Полимеры и материалы на их основе. Полимеры будущего. | Что такое высокомолекулярные соединения – ВМС? Знакомство с натуральными и синтетическими полимерами. Крахмал. Почему сковорода и кастрюля – «Тефаль»? Силикон, самораспадающаяся и самовозгорающаяся пластмасса. |
|
Вездесущая химия – 19 часа
Тема занятия | Содержание | Дата | |
Тема 1. Химия в быту – 10часов | |||
1 | Кухня.
| Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. |
|
2 | Кухня. | Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. |
|
3 | Кухня. | Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. |
|
4 | Аптечка.
| Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. |
|
6-5 | Домашняя аптечка. | Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен? Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке. |
|
7 | Ванная комната или умывальник. | Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Кальцинированная сода. Соль для ванны и опыты с ней.
|
|
8 | Туалетный столик.
| Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.
|
|
9 | Папин «бардачок».
| Каких только химикатов здесь нет – и все опасные! Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое. |
|
10 | Садовый участок. | Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать. Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения. |
|
Тема 2. Химия за пределами дома – 9 часов | |||
1 | Хозяйственный магазин. | Раствор аммиака. Стеклоочистители. Хозяйственный магазин каждому необходим! Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений. |
|
2 | Продуктовый магазин. | Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов? |
|
3 | Аптека. | Аптека – рай для химика. Каждое лекарство – химический реактив. Начинаем с перекиси водорода. |
|
4,5,6 | Работа над итоговым занятием (проектом.) | Выбор темы и поиск материалов. |
|
7 | Работа над отчетным выступлением. | Оформление итогов. |
|
8 | Подведение итогов. | Отчетное выступление. |
|
9 | Резервное время. |
|
|
Литература
-
Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
-
«Химия для самых маленьких» Составитель: С.В. Самчева МОУ СОШ № 17
-
Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
-
Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
-
Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.:Дет. лит., 1987
-
Химия в картинках. Курячая М. – М. Дет. Лит., 1992
-
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
Интернет-ресурсы
-
http:// www. en. edu. ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
-
http:// www. alhimik. ru/ — АЛХИМИК — ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
-
http:// college. ru/ chemistry/ index. php Открытый колледж: химия
-
http:// grokhovs. chat. ru/ chemhist. html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.