МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИННИБАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Программа
кружка
по художественно-эстетическому направлению
«Декоративно-прикладное искусство» для учащихся 1-6 кл
Программу кружка «муравушка» составила
учительница начальных классов МБОУ «Миннибаевская СОШ»
Галеева Василя Тимергалиевна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство — один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Знакомясь с образцами декоративно-прикладного искусства, учащиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
Программа внеурочной деятельности «Декоративно–прикладное искусство» по художественно – эстетическому направлению разработана на основе:
-анализа общеобразовательных программ по предметам «Технология» и «Искусство»;
-Примерной программы внеурочной деятельности. Декоративно- прикладное искусство. О. А. Кожина. –М.: Просвещение, 2010;
-Закона РФ «Об образовании» (ст. 9, 14, 15, 32); (в действующей редакции);
-Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
-Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
-СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
-Письма МО и Н РТ «Об учебных планах для I—II классов школ Республики Татарстан, реализующих в 2012-2013 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО»;
Назначение программы. Программа предназначена для учащихся 1-6 классов (мальчики и девочки занимаются вместе).
Актуальность и перспективность курса. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Декоративно- прикладное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. И сегодня художественные изделия, выполненные своими руками из разных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека.
Адресность: Указанное в программе количество часов на изучение каждого раздела программы учитель может самостоятельно распределять, добавлять разделы, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данном классе. Поэтому программу может использовать широкий круг учителей.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно- прикладного искусства, составлена с требованиями ФГОС НОО. Учащиеся знакомятся несколькими видами декоративно- прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту (например, оригами: рыба, слон, сова…) позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Начатую работу завершают до следующего занятия, занимаясь в свободное время.
Педагогическая целесообразность. Программа по приобщению детей к декоративно- прикладному искусству составлена с целью подарить детям радость творчества, показать технологический процесс изготовления изделий. Помочь детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные решения современного образа, отвечающего эстетике наших дней.
Количество часов в год:
(144 часа)
Информация о продолжительности каждого занятия: 90 минут по 2 раза в неделю
Содержание программы «Декоративно- прикладное искусство» не является механической добавкой к основному образованию, призванной компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. В основу программы положены следующие принципы:
-непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
-связи с жизнью;
-развитие индивидуальности каждого ребёнка;
-единство и целостность субъект-субъектных отношений;
-системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).
Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы. Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика. Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшат глазомер учащегося и т. д.
Цель программы: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.
Задачи:
-вооружение детей знаниями в изучаемой области, выработка необходимых практических умений и навыков;
-формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
-воспитание художественно–эстетического вкуса, усидчивости, трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности;
-развитие природных задатков и способностей детей в области художественного творчества; стремление к творческой самореализации; культуры труда, пространственного мышления;
-мотивация желания детей сделать свои работы общественно значимыми;
-подготовка детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
-воспитание бережного отношения к природе и любви к Родине; чувства бережливости, экономного ведения хозяйства;
— развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
— расширение общего и художественного кругозора.
Формы работы по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством:
-беседы;
-рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
-выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников — в районе;
-просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мульфильмов;
-видеоуроки;
-экскурсии;
-дидактические игры;
-экспериментирование с материалами;
-соревнования, развлечения;
-сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
-создание мини — книг, брошюр, буклетов.
Методы и приёмы:
—одномоментности;
—метод обследования, исследования;
—наглядности;
—словесный;
—практический;
—эвристический;
-частично-поисковый;
-проблемно-мотивационный;
-метод «подмастерья»;
-сотворчество;
-игры.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
-кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;
-наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых;
-учебная доска или интерактивная доска;
-аудио-видео-аппаратура; цифровые образовательные ресурсы;
-канцелярские товары;
-ручные инструменты, приспособления и материалы для творчества;
-дидактический материал по теме программы;
-дидактические игры для повышения мотивации;
-учебные пособия (список литературы);
Системы контролирующих материалов:
—тесты;
-индивидуальные карточки-задания, дешифраторы для самопроверки;
-компьютерные тесты;
-кроссворды, различные задачи;
-компьютерные дидактические игры.
Структура курса: перечень основных разделов
-
Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в школьный музей для ознакомления с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практические работы. Сбор различных природных материалов, посещение музея. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
-
Работа с бумагой
Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.
Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.
-
Работа с различными тканями
Виды тканей. Подбор материала. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов. Технология кройки.
Практические работы. Освоение безопасных приёмов работы с иглой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами
по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей
ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.
-
Работа с природными материалами
Правила безопасной работы. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.
-
Плетение из нитей
Виды нитей. Способы плетения. Подбор нитей, цвета пряжи. Из истории узлов. Основные узлы и узоры. Натяжение нитей. Практическое применение плетеных изделий. Приспособления, материалы для плетения. Крепление нити на основе. Правила безопасной работы.
Практические работы. Плетение в 3, 4-7 прядей. Различные картины и панно из плетёных нитей.
-
Лепка из солёного теста
Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Правила безопасной работы.
Практические работы.
-
Поделки из бросового материала.
Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы.
Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
-
Бисероплетение.
Правила безопасной работы. Бисеры. Подборка по цвету.
Практические работы. Изделия из бисера.
-
Вязание крючком.
Правила безопасной работы. Из истории вязания. Спицы. Виды, приёмы. Классические узлы. Краткая характеристика операций
Практические работы.
-
Новый вид старым вещам.
Правила безопасной работы. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления).
Практические работы. Выполнение игрушек, изделий из старых вещей; творческих работ.
-
Поделки из всего на свете.
Правила безопасной работы. Текущий инструктаж. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия. Склеивание объёмных фигур.
Практические работы. Изготовление творческих изделий из материалов. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
-
Отчётная выставка работ учащихся
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно отметить всех учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.
Практическая работа: проведение выставки
Примерный перечень материалов и инструментов, необходимых на одного учащегося
• Цветная бумага — 3—4 набора.
• Белая писчая бумага — 5—6 листов (одна пачка на класс).
• Цветной картон — 1—2 набора.
• Пестрая бумага — вырезки из старых журналов, плакатов, календарей, упаковок.
• Фантики из-под конфет.
• Небольшие картонные коробочки разных размеров из-под спичек, скрепок, витаминов и пр.
• Скрепки (1—2 коробки на класс).
• Клеящий карандаш — 2 шт.
• Клей ПВА, кисточка для клея — 2 шт.
• Пластилин — 2 коробки (лучше всего отечественный — «Гамма» или «Луч»).
• Стеки — 2 шт. — пластмассовые или деревянные ножички для разрезания пластилина.
• Глина. Городские жители могут приобрести глину в магазинах для художников. Жители села могут заготавливать природную глину.
• Лоскутки различных тканей (хлопка, шерсти, шелка, льна, синтетических) с цветочным, геометрическим рисунком и однотонные.
• Небольшие кусочки кружев, тюля, шитья, драпа, сукна, цветной тесьмы и тонких ленточек.
• Канва для вышивания (специальная ткань для вышивания с крупным переплетением нитей) или ткань с крупным полотняным переплетением.
• Нитки для вышивания разных цветов — мулине или тонкая шерсть.
• Нитки швейные № 40 — одна катушка.
• Небольшие клубочки шерстяной пряжи (можно распущенной) разных цветов.
• Иглы для шитья и вышивания, булавки с колечком — в игольнице.
• Пяльцы, наперсток, нитковдеватель.
• Ножницы с тупыми концами.
• Пуговицы цветов и размеров.
•Небольшое количество семян различных растений для декоративных композиций: арбуза, дыни, тыквы, подсолнечника,
кукурузы, гороха, перца, ясеня, клена, косточки яблок, вишен, калины и др.
•Немного семян гороха, фасоли и однолетних цветов для посадки на пришкольном участке.
• Скорлупа яиц (сырых), перья домашней птицы — необходимо промыть, обдать кипятком и высушить.
• Другое растительное сырье учитель должен собирать вместе с детьми во время прогулок (листья, шишки, веточки и пр.).
• Клеенка или подкладная доска.
Информационноо- методическое обеспечение
1). Литература для учащихся:
-Андронова Л. А. Лоскутная мозаика. М.: «Школа- Пресс», 1993.
-Баева Т. Путешествие в Антресолию, или чудесное первращение перчаток в …- М.: СП «Орбита», 1990.
-Тарасенко С. Ф. Забавные поделки- М.: Просвещение, 1992.
-Учимся лепить и рисовать (Серия «От простого к сложному»)-СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997.
-Кард В. А., Петров С. К. Сказки из пластилина. /Обложка художника Н. Обедковой.- СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997.
-Машинистов В. Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 2 кл. четырёхлет. Нач. шк.- М.: Просвещение, 1991.
-Машинистов В. Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 3 кл. четырёхлет. Нач. шк.- М.: Просвещение, 1990.
2) Литература для учителя:
-Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники М. В. Душин, В. Н. Куров.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
-Гукасова А. М. Рукоделие в начальных классах.- М.: Просвещение, 1985.
-Кузьмина М. Азбука плетения. М.: Легпромбытиздат, 1991.
2). Дополнительная литература
Методическая копилка учителя Аппликационные работы Учебник
Основы трудового обучения Журнал «Делаем сами»2010г
Мир игрушек и поделок ОВ Парулина2000г
3). ЦОР
-Уроки технологии 1-4 классов, выпуск 2. Электронное приложение. Диск содержит презентации к урокам и тестовым заданиям. Издательство «Планета».
-Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг Технология. Издательство «Просвещение».
Работа с родителями:
-анкетирование;
-родительские собрания;
-индивидуальные консультации;
-подготовка буклетов для родителей (о способах и последовательности работы);
-разработка правил, памяток;
-объявления, приглашение на мероприятия, выставки;
-вечера совместного опыта, открытые мероприятия с приглашением родителей;
-привлечение родителей к организации мероприятий.
Итогом детской деятельности и результативностью курса являются:
-организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);
-выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете;
-Портфолио достижений учащихся.
Методы оценки результативности программы:
-количественный анализ;
-статистические данные;
-фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале;
-отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
-практические материалы.
Планируемые результаты:
Освоение детьми программы «Декоративно- прикладное искусство» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС:
— учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
— получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
— получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;
— научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Личностные универсальные учебные действия:
-осознание своих творческих возможностей;
-проявление познавательных мотивов;
-развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
-ознакомление с миром профессий;
-осознание этнической принадлежности и культурной идентичности;
-формирование чувства сопричастности своей Родине, народу; истории;
-развитие Я- концепции и самооценки личности;
-развитие толерантности, доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
-формирование моральных норм и самооценки;
-выделение нравственного содержания своих поступков;
-формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— принимать и сохранять учебную задачу;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— различать способ и результат действия;
— адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
Познавательные универсальные учебные действия:
— осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
— строить речевые высказывания в устной форме;
— оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
— включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— формулировать собственное мнение и позицию;
— задавать вопросы;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Темы занятий | Теория | Практика | Дата | ||
П | Ф | ||||
Вводное занятие- 2 часа |
|
| |||
1
2 | Декоративно- прикладное искусство Внутренний распорядок,общие правила безопасности | 1
1 | Работа со слайдами |
|
|
Работа с бумагой (оригами, мозаика, аппликация)
| |||||
3/4 | Наши эксперименты занимательные игрушки из бумаги(кораблики,самолетики) | 2 |
|
|
|
5/6 | Оригами: транспорт (автомобиль, кораблик, лодка, пароход, парусник, танк. |
| 2 |
|
|
7/8 | Аппликация: корзина с фруктами, ваза со цветами, вазочка с конфетами. |
| 2 |
|
|
9/10 | Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна» |
| 2 |
|
|
11/12 | Квиллинг: цветы, панно Что такой квилинг |
| 2 |
|
|
13/14 | Мозаика из сердечек или из бумажных салфеток
|
| 2 |
|
|
15/16 | Прическа из бумаги
|
| 2 |
|
|
17!8
19/20 21/22
23/24
25/28
29/32
33/34
| Изготовление книжек-раскладушек по сказкам А С Пушкина Поделки из бумаги Город Оригами :звери и животные Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги
Обрывная аппликация»Мои Любимые герои сказок» Групповая работа
Папье-маше Стаканчик для цветочков и карандашей
Выставка поделок .Защита работ Выявление наилучших поделок
Работа с разными тканями |
| 2
2
2 2
4
4
2 |
|
|
35/36 | Виды тканей История Правила безопасности при работе
| 1 | 1 работа с интернетом слайды |
|
|
37 | Виды худож. техники Лоскутная мозаика (история) |
| 1 |
|
|
38 | Лоскутная открытка для душевного подарка |
| 3 |
|
|
39 |
|
|
| ||
40 |
|
|
| ||
41/42 | Цветы из ткани |
| 2 |
|
|
43/44
45/46
47/48
49/50
51/52
53/54
55/56
57/58
59/60
60-62
63/64
65/66
67/68
69/70 71/72
73/74 75/76
77/78
79/80
81/82
83/84
85/86
87/88
89/90
9192
9394 95/96
97/98
99/100
101/102 104
106
108 110 112 114
116
118
120
122 125
126 129
130
132
134 — 137 138 — 141
142- 144 | Лоскутное мозаика на бумаге
Мешочек для лекарственных трав (из лоскутков)
Оклейка лоскутными деталями объемных фигур (коробок,кидер призов и т д)
Одеваем куклу Шитье одежды или костюмов для куклы Изготовление тряпочной куклы Узелковое плетение ,декоративные узлы Панно Выпуклая контурная аппликация. Подснежник из ниток. Круговая композиция снежинки В мастерской деда Мороза Изготовление елочных игрушек
Изготовление масок для маскарада Разукрашивание История возникновения масок
Симмитричные прорезы Открытки
11 полугодие Поделки из природных материалов Картина из пластилина Панно из круп и семян
Глина :Змея Поделки из семян и шишек, желудей Сувениры из камушек . Композиция «Дары Природы» Букет из пластиковых бутылок, ложек Поделки из соломы: цветы,,жуки
Соломенная скульптура история
Куклы из ниток
Что такое проволока? Контурные фигурки из проволок.Проволочная скульптура
Сувениры для мам и девочек Розочки,астры Азбука соленого теста Растения :ель,морковка,огурец,вишня Игрушечная еда Пластилин Посуда.Цветочная Поляна Мозаика из кусочков пластико вых трубочек Мозаика из карандашных стружек Работа с фольгой Космонавт Мозаика из газетных комков Художественное складывание гармошкой,Бабочки Роспись по стеклу Поделки из яичной скорлупы Поделки из пуговиц Экскусия в сельский музей Антиквариат Старинные шкафы,посуда,украшения
Аппликация из обрывной бумаги Собачка
Пуховая фантазия Изготовление картины из перьев Вязание подставки под чайник
Цветочки из гофрированной бумаги Знакомство с профессиями Сочинение «Я хочу быть ….» Выпиливание лобзиком Ознакомление с породами и древесными материалами Выжигание ПриборТехнология выжигания Организация рабочего места и техника безопасности
Подведение итога кружковой работы. Выставка работ защита работ,Заключение
|
| 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 2
2
2 2 2
2
2 2 2 2
2
2
2
4
4
2
2работа с электронным приложением 4
4
3 |
|
|