Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР
_____ /______________/ ФИО «___» _________ 20__г.
| «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _____ /______________/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы духовно – нравственной культуры народов России.
Светская этика»
4в КЛАСС
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Составитель программы: Шишкова Алла Николаевна, без категории
г. Троицк
2014/2015 учебный год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика» для начальной школы предназначена для учащихся 4а, 4б, 4в классов МАОУ СОШ №2.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:
— Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации от 21.12.2012;
— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;
— Примерные программы по учебным предметам;
— Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
— Основная образовательная программа начального и основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»;
— Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных школах;
— Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2».
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального образования, преемственность с программой начального общего образования.
1.2. Учебно-методический комплекс.
класс | Учебник, издательство, год издания, уровень | Пособие для учителя, издательство, год издания | Пособие для учащихся, издательство, год издания | Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания | |
Программа курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика » 4 класс, Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева,
| 4 | Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс, изд. «Баласс», 2013 г., базовый уровень.
| Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011.
| Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс, изд. «Баласс», 2013 г.
|
|
-
Общие цели и задачи.
Цели и задачи изучения курса
-
Цель программы: Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Задачи программы:
-
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
-
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
-
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
-
формирование гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта.
-
формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» помогает ребёнку в формировании личностног0 восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
1.4. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.
1-я линия развития личности – понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
1. Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
2. Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
2-я линия развития личности – уметь и хотеть действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (личностно-оценочные и коммуникативные действия):
1. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
2. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
3. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).В приведённой ниже таблице перечислены цели изучения курса и соответствующих им формулировках ФГОС.
Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.
1.5. Место учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №2 города Троицка на образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» на первой ступени обучения выделено 34 часа (1 час в неделю).
Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
1.6. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
1.7. Личностные, метапредметные результаты освоения программы по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» к концу 4 класса.
Личностные результаты
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
2. Учебно-тематический план.
Раздел программы, количество часов |
Количество часов |
Формы контроля | |
1. | Глава 1: Как отличить добро от зла? (16 часов).
| 2 часа. | Проекты. |
2. | Глава 2: Каковы истоки правил морали? (9 часов).
| 2 часа. | Проекты. |
3. | Глава 3: Какие правила морали особенно важны в школе? (9 часов).
| 2 часа. | Проекты. |
3. Календарно-тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата проведения | Форма контроля | ||||||||||||
|
|
| Предметные результаты (Ученик научится… Ученик получит возможность научиться…) | Метапредметные результаты | Личностные результаты | план | факт | Форма контроля | ||||||||
| ||||||||||||||||
1. | Как работать с учебником |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей |
|
| Текущий. Устный опрос. | ||||||||
2. | Введение. Россия – наша Родина! |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей |
|
| Текущий. Устный опрос. |
Глава 1. Как отличить добро от зла?
Граница между добром и злом. |
| Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
| Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
|
| Наблюдение. Устный опрос. | |
4. | Граница между добром и злом. Названия для правил поведения. |
| Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
| Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг. | Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
|
|
| Наблюдение. Сравне ние. Устный опрос. |
5. | Долг и совесть |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
| Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. |
|
| Устный опрос. Сравне ние. |
6. | Долг и совесть. Когда мучает совесть? |
| Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
| Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
|
| Текущий. Фронтальный опрос. |
7. | Честь и достоинство. |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
| Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
|
|
| Наблюдение. Сравне ние. Устный опрос. |
8. | Честь и достоинство. Достоинство человеческой личности. |
| Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
| Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. |
|
| Текущий. Фронтальный опрос. |
9. | Счастье и смысл жизни. |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. |
|
| Наблюдение. Сравне ние. Устный опрос. |
10. | Счастье и смысл жизни. Ради чего живет человек? |
|
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
|
| Текущий. Фронтальный опрос. |
11. | Справедливость и милосердие. |
| Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). | Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
| Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
|
|
| Наблюдение. Сравне ние. Устный опрос. |
12. | Справедливость и милосердие. Ценные качества человеческой души. |
| Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
| Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. |
|
| Текущий. Устный опрос. |
13. | Обобщение главы 1. |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. | Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. |
|
| Тематический. |
14. | Обобщение. |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
| Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
|
|
| Тематический. Тестирование. |
15. | Готовим проекты. |
| Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
| Совместно с учителем составлять план решения задачи.
| Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. |
|
| ИтоговыйПроекты по теме. |
16. | Представление проектов. |
| Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
| Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
| Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. |
|
| ИтоговыйПроекты по теме. |
Глава 2. Каковы истоки правил морали?
Ценность рода и семьи. |
| Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). | Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
| Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
|
| Текущий. Устный опрос. | |
18. | Что дает человеку семья? |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
|
| Текущий. Устный опрос. |
19. | Образцы культуры народов. |
| Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
| Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
|
|
| Сравнение. Устный опрос. |
20. | Обычаи нравственной культуры. |
| Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
|
|
| Устный опрос. Сравнение. |
21. | Взгляд светский и взгляд религиозный. |
| Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
| Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. | Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. |
|
| Наблюдение. Сравнение. Устный опрос. |
22. | Может ли быть доброта без бога? |
| Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
| Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
|
|
| Текущий. Устный опрос. |
23. | Обобщение главы 2. |
| Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
| Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. | Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
|
|
| Тематический. Тестирование. |
24. | Готовим проекты. |
| Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
| Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
| Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях |
|
| ИтоговыйПроекты по теме. |
25. | Представление проектов. |
| Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
| Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
| Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. |
|
| ИтоговыйПроекты по теме. |
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?
Правила поведения в школе. |
| Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
| Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
|
|
| Текущий. Устный опрос. | |
27. | Новые ситуации -новые правила. |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | Делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях |
|
| Наблюдения. Устный опрос. |
28. | Этикет – форма для содержания этики. |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. |
|
| Текущий. Фронтальный опрос. |
29. | Действия – форма для поступков. |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
|
| Текущий. Устный опрос. |
30. | Обобщение главы 3. |
| Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
| Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. |
|
| Тематический. |
31. | Обобщение. |
| Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
| Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. | Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
|
| Тематический. Тестирование. |
32. | Готовим проекты. |
| Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
| Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
| Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
|
|
| ИтоговыйПроекты по теме. |
33. | Представление проектов. |
| Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
| Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. |
|
| ИтоговыйПроекты по теме. |
34. | Обобщение курса за год. |
| Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
| Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
|
| ИтоговыйТестиро вание. |
4. Материально-техническое обеспечение программы.
1. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011.
3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011.
4. Интернет – ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/
5. Интернет-портал «ProШколу.ru» — материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
6. Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета — http://pravolimp.ru/main/main
Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс. изд. «Баласс», 2010 г.
М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» 4 класс. Изд. «Русское слово»
А. Лопатина, М Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах.» М.изд. «Амрита-Русь», 2007.
А. Лопатина, М Скребцова «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах.» М.изд. «Амрита-Русь», 2010.
А. Лопатина, М Скребцова «Вершины мудрости. 50 уроков о добрых качествах.» М.изд. «Амрита-Русь», 2010.
А. Лопатина, М Скребцова «Притчи для детей и взрослых.» М.изд. «Амрита-Русь», 2009.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся должны применять знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов.
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты изучения курса:
Ученик научится:
— Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
— Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
— Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
— Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Ученик получит возможность научиться:
— Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
— Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
— Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
— Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
— Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
— Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
— Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
— Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
— Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Ученик получит возможность научиться:
— Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
— В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ученик научится:
— Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
— Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
— Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Ученик получит возможность научиться:
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
— Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
— Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Ученик получит возможность научиться:
— Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
— Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
—Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
6. Контроль уровня обученности.
Раздел, тема. | Количество часов. | |
1. | Глава 1: Как отличить добро от зла?
|
|
| Тема: Готовим проекты. | 1 час |
| Тема: Представление проектов. | 1 час |
|
|
|
2. | Глава 2: Каковы истоки правил морали?
|
|
| Тема: Готовим проекты. | 1 час |
| Тема: Представление проектов. | 1 час |
|
|
|
3. | Глава 3: Какие правила морали особенно важны в школе?
|
|
| Тема: Готовим проекты. | 1 час |
| Тема: Представление проектов. | 1 час |
|
|
|
7. Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие и более сложные выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
— неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
— нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
— неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
— ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
— незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
— отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
— ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
— неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
— преобладание при описание объекта несущественных признаков;
— неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
— отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
— неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
— неточность при нахождении объекта на карте.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.
Параметры | Оценка | |
Дизайн презентации | — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; |
|
— диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; |
| |
— текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; |
| |
— списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; |
| |
— ссылки – все ссылки работают |
| |
| Средняя оценка по дизайну |
|
Содержание | — раскрыты все аспекты темы; |
|
| — материал изложен в доступной форме; |
|
| — систематизированный набор оригинальных рисунков; |
|
| — слайды расположены в логической последовательности; |
|
| — заключительный слайд с выводами; |
|
| — библиография с перечислением всех использованных ресурсов. |
|
| Средняя оценка по содержанию |
|
Защита проекта | — речь учащегося чёткая и логичная; |
|
| — ученик владеет материалом своей темы; |
|
| Средняя оценка по защите проекта |
|
| Итоговая оценка |
|
Данный курс предполагает безотметочную систему обучения.