МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
г. АЗОВА
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО учителей приказ № 98
начальных классов от 30.08. 2013г.
протокол № 2 Директор МБОУСОШ №11
от 28.05. 2013г. Мирошниченко Е.Д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Домоводство» для 3 класса
2013-2014 уч. год
Автор-составитель: Анохина Ирина Николаевна
учитель начальных классов I категории
СОГЛАСОВАНА РАССМОТРЕНА
на заседании МСШ пед. советом
протокол № 1 РЕКОМЕНДОВАНА
от 26.08.2013 г. для утверждения
протокол № 1
от 29.08. 2013 г.
1.Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Рабочая программа по курсу «Домоводство» для 3 класса разработана на основе основной образовательной программы МБОУ СОШ № 11, регионального положения об организации внеурочной деятельности, положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 11, с учетом требований ФГОС и СанПиН, на основе авторской программы Т.Н. Проснякова «Художественное творчество» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализуетхудожественно-эстетическое направление внеурочной деятельности.
Назначение программы
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образованияодной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет внеурочной деятельности по художественно-эстетическомунаправлению.
Актуальность и перспективность курса
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе
решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Домоводство» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
-
патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
-
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
-
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
-
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Возрастная группа обучающихся
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Домоводство» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена для 3 класса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Объём часов
Рабочая программа по «Домоводству» рассчитана на 35 часов в соответствии с календарным планом – графиком. Программа составлена с учетом праздничных дней.
Продолжительность занятия
Периодичность занятий 1 час в неделю продолжительностью 30 минут
Цели программы
-
развитие творческих способностей учащихся, детского сплоченного
коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости,
взаимопомощи, взаимовыручки;
-
обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению;
-
воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого
человека, любви к родному краю и себе.
Задачи:
Обучающие:
-
ознакомить учащихся с различными материалами; их свойствами;
-
обучить навыкам и приёмам работы с различными материалами (лепка,
аппликация, коллаж, плетение и т.д.)
Развивающие:
-
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение,
трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
-
развивать проектные способности школьников;
-
расширить и обогатить практический опыт детей;
-
создавать условия для саморазвития и самореализации детей.
Воспитательные:
-
формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе;
-
воспитание трудолюбия;
-
выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности;
-
воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного.
Формы и методы:
Для проведения внеурочных занятий используются различные группы методов и приемов обучения: консультация, беседа, объяснение, демонстрация приемов, практическая работа и т.д. Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично сочетать организационный процесс восприятия детьми народных образов и практическое участие в народном творчестве. Подбор образцов художественных произведений не ограничивается одним видом народного промысла (роспись по дереву, вышивка и т.д.). Детям дается представление их гармоничного сочетания с окружающей средой.
Формами работы являются совместные занятия с родителями, участие детей в выставках, экскурсии на выставки декоративно – прикладного искусства, посещение музея
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: лепка, аппликация, с элементами дизайна, декоративная работа.
Серьезное и уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм предметов, украшений, рождают в них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
При организации внеурочной деятельности, важная роль принадлежит вопросам, связанным с обеспечением охраны труда, технике безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
2.Структура курса «Домоводство»
Ведение в образовательную программу
Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем столе.
Бумажная пластика
Из истории бумаги – беседа.Знакомство с техникой оригами. Последовательность выполнения работы. Благоприятные цветовые сочетания.Игрушки – сувениры. Обсуждение образца в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза на базе анализа образца и его технического рисунка. Изготовление игрушек – сувениров. Знакомство с профессией дизайнера – беседа.
Работа с тканью и мехом
Знакомство с профессией швеи, портной. Техника выполнения швов «потайной шов», «козлик», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья.
Технология и шитьё мягкой игрушки, изготовление настенного кармашка для мелочей, технология и изготовление игрушек – сувениров. Закрепление навыков работы с иглой, технологии раскроя. Аккуратность в работе.
Работа с природным материалом
Рассказ о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев. Технология приготовления семян и растений к работе. Мозаика.Изготовление животных из шишек.
Работа с пластилином
Знакомство с профессией скульптора.Лепка людей, животных по образцу.
Пластилиновая аппликация на стекле
Художественное творчество
Беседа об изобразительном материале – пастели. Знакомство с техникой рисования пастелью.
Работа с бисером Знакомство с материалом. Беседа «Родословная стеклянной бусинки», показ образцов. Иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. Технология изготовления поделок по схемам, пробные плетения. Изготовление колец и браслетов.
Отчётная выставка Подготовка поделок и оформление выставки.
Тема
| Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
1 |
Ведение в образовательную программу
|
1 |
1 |
— |
2 |
Бумажная пластика
|
9 |
2 |
7 |
3 |
Работа с тканью, мехом.
|
10 |
1 |
9
|
4 |
Работа с природным материалом
|
6 |
1 |
5 |
5 |
Работа с пластилином
|
3 |
1 |
2 |
6 |
Художественное творчество
|
2 |
1 |
1 |
7 |
Бисер для детей
|
3 |
1 |
2 |
8 |
Отчётная выставка |
1 |
— |
1 |
|
Итого:
|
35 |
8 |
27 |
Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте
Предметные результаты
знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
знать применение бисера в окружающем мире;
знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
уметь правильно организовать свое рабочее место;
уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
уметь работать по шаблону;
уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
-
Календарно-тематическое планирование
Название темы, раздела. | Кол-во часов | Дата | |||
практика
| теория
| план | факт | ||
|
Ведение в образовательную программу
|
|
1 |
|
|
1 | Краткое содержание программы «Домоводство». Инструктаж по Т. Б. |
| 1 | 03.09 |
|
|
Бумажная пластика
|
7 |
2 |
|
|
2 | Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». |
| 1 | 10.09 |
|
3 | Художественное моделирование из бумаги. Панно из оригами «Лесные мотивы». | 1 |
| 17.09 |
|
4 | Панно из оригами «Лесные мотивы». | 1 |
| 24.09 |
|
5 | Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика». | 1 |
| 01.10 |
|
6 | Мозаика «Воспоминание о лете» | 1 |
| 08.10 |
|
7 | Изготовление аппликации “Осенний лес”. | 1 |
| 15.10 |
|
8 | Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей. | 1 |
| 22.10 |
|
9 | Знакомство с профессией дизайнера. |
| 1 | 29.10 |
|
10 | Знакомство. Изготовление игрушек-сувениров. | 1 |
| 12.11 |
|
|
Работа с тканью, мехом.
|
9 |
1 |
|
|
11 | Знакомство с профессией швеи, со швом «потайной шов». Повторение приемов шитья. |
1 |
| 19.11 |
|
12 | Лоскутная аппликация (коллективная | 1 |
| 26.11 |
|
13 | Лоскутная аппликация (коллективная | 1 |
| 03.12 |
|
14 | Из истории мягкой игрушки. |
| 1 | 10.12 |
|
15 | Знакомство с профессией портной, со швами «козлик», «узелок». | 1 |
| 17.12 |
|
16 | Шитье мягкой игрушки. | 1 |
| 24.12 |
|
17 | Шитье мягкой игрушки. | 1 |
| 14.01 |
|
18 | Шитье мягкой игрушки. |
|
| 21.01 |
|
19 | Изготовление настенного кармашка для мелочей. | 1 |
| 28.01 |
|
20 | Изготовление сувениров из меха. | 1 |
| 04.02 |
|
|
Работа с природным материалом
|
6 |
1 |
|
|
21 | Рассказ о флористике. |
| 1 | 11.02 |
|
22 | Изготовление композиций из засушенных листьев. | 1 |
| 18.02 |
|
23 | Изготовление животных из шишек. | 1 |
| 25.02 |
|
24 | Составление композиции. (коллективная работа). | 1 |
| 04.03 |
|
25 | Мозаика ( семена, камешки, листья). | 1 |
| 11.03 |
|
26 | Мозаика ( семена, камешки, листья). | 1 |
| 18.03 |
|
|
Работа с пластилином
|
2 |
1 |
|
|
27 | Знакомство с профессией скульптора. |
| 1 | 01.04 |
|
28 | Лепка людей, животных по образцу. |
|
| 08.04 |
|
29 | Пластилиновая аппликация на стекле |
|
| 15.04 |
|
|
Художественное творчество
|
1 |
1 |
|
|
30 | Беседа об изобразительном материале – пастели. |
| 1 | 22.04 |
|
31 | Рисование пастелью. | 1 |
| 29.04 |
|
|
Бисер для детей
|
2 |
1 |
|
|
32 | Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ иллюстраций. |
| 1 | 06.05 |
|
33 | Материалы и инструменты, пробные плетения. | 1 |
| 13.05 |
|
34 | Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера. | 1 |
| 20.05 |
|
| Отчётная выставка | 1 |
|
|
|
35 | Отбор и подготовка лучших работ. Оформление выставки. | 1 |
| 27.05 |
|
-
Информационно-методическое обеспечение
5.Результативность курса
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическомунаправлению «Домоводство»
Учащиеся должны знать:
-
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для
обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
-
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
-
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
-
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
-
применение пастели и бисера в окружающем мире.
Учащиеся должныуметь:
-
правильно называть инструменты и использовать их по назначению;
-
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
-
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
-
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из
которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
-
выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
-
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
изготовлять изделия из бисера.
Программа «Домоводство» должна обеспечить следующее:
-
знание основных технических приемов по изготовлению сувениров в
различной технике;
-
самостоятельно выполнять все стадии по изготовлению сувениров, поделок,игрушек в различной технике соответственно программе.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.