Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Шебекино Белгородской области»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ№6

_______________ Л.Н.Байдина

« 2 » сентября 2013 г.

Приказ № 134

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юные пчеловоды»

3«А»класс

Срок реализации: 1 год

Возраст 8 – 9 лет

Руководитель детского объединения

учитель начальных классов МБОУ СОШ №6: Спесивцева Т.И.

г. Шебекино, 2013 г.

Программа внеурочной деятельности:

«Юные пчеловоды»

Тип программы: типовая

Автор программы

Залогина Светлана Владимировна

Направление: общеинтеллектуальное

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от « 2 » сентября 2013 г. Приказ №134

Председатель: /Л. Н. Байдина/

1. Нормативно-правовая и документальная основа внеурочной деятельности:

Федеральный уровень

  • Конституция Российской Федерации (ст.43).

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 01.04.2012г) «Об образовании».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22 декабря 2009 года, рег. №17785).

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приложение к приказу Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников .

  • Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

  • Письмо Министерства образования и науки №03 – 296 от 12 мая 2011. «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов»

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. Под редакцией В.А. Горского, Москва «Просвещение» 2011

  • Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Региональный уровень

  • Инструктивно-методическое письмо

«Об организации введения ФГОС общего образования на уровне образовательного учреждения в 2013-2014 учебном году»

  • Инструктивно — методическое письмо «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год

Муниципальный уровень

Приказ управления образования «О согласовании учебных планов на 2013-2014 учебный год» № 259 от 11.05.2013г.

Школьный уровень

  • Устав муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области»;

  • Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 города Шебекино Белгородской области»;

  • Приказ по школе «Об утверждении учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области»

2.Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юные пчеловоды» для 3»А»класса разработана на основе примерной программы общеинтеллектуального направления «Юный пчеловод» с учётом способностей обучающихся 3«А», условий и оснащения в данной школе. Автор программы Залогина С. В.

Актуальность и практическая значимость данной программы внеурочной деятельности заключается в создании условий для осуществления нравственного, экологического и трудового воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Ведущая педагогическая идея программы: формирование осознанной позиции жить в согласии с природой и окружающим сообществом, вовлечение обучающихся в деятельность по изучению и сохранению природы.

.

Цель программы:

Формирование и обогащение общеинтеллектуального опыта обучающихся начальной школы посредством занятий по пчеловодству.

Задачи программы:

  1. Повышение качества воспитательного процесса через развитие интереса к пчеловодству.

  2. Формирование экологической культуры обучающихся.

  3. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

  4. Формирование здорового образа жизни школьников.

  5. Развитие индивидуальности и коммуникативных способностей ребенка.

  6. Профилактика асоциального поведения младших школьников.

  7. Привитие навыков профессионального самоопределения.

  8. Укрепление нравственных качеств школьников.

  9. Создание условий для приобретения обучающимися исследовательских умений и практических навыков.

Программа внеурочной деятельности «Юные пчеловоды» рассчитана на обучающихся 3 «А» класса МБОУ СОШ № 6. На данном возрастном этапе происходит социализация младших школьников, важное место занимает общение со сверстниками, стремление к самоутверждению. Данная программа внеурочной деятельности способствует удовлетворению потребностей школьников, возникающих в результате психологических новообразований. Кроме того, занятия пчеловодством неразрывно связаны с формированием здорового образа жизни, отказом от вредных привычек.

Программа реализуется 4 года.

Год

обучения

Количество занятий в неделю

Длительность занятия (часы)

Всего часов в неделю

Всего часов в год

1

1

35 мин

1

33

2

1

45 мин

1

34

3

1

45 мин

1

34

4

1

45 мин

1

34

Форма обучения в течение учебного года предполагает использование групповых занятий в рамках детского объединения «Юные пчеловоды». Занятия длятся 45 час и проводятся 1 раз в неделю (в соответствии с требованиями СанПиН). Выбор форм и методов обучения определяется содержанием учебного занятия: это разнообразные экскурсии, практические и лабораторные работы в кабинете, в природе, беседы, конференции, выставки, наглядно-иллюстративные методы, виртуальные экскурсии, презентации, работа с литературой.

При составлении рабочей программы я учитывала местные условия, возрастные особенности, уровень подготовки обучающихся 3 «А» класса, оснащённость кабинета, возможность использования библиотеки.

Моя основная задача заключается в организации насыщенной и интересной внеурочной деятельности, направленной на достижение следующих результатов.

Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности (личностные и метапредметные):

— приобретение школьниками знаний о пчеловодстве:

  • правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности

  • строение пчел

  • поведение пчел

  • жизнь пчелиной семьи по сезонам года

  • медоносные растения

  • устройство пасеки

  • инвентарь пчеловода

  • продукты пчеловодства

— приобретение школьниками основных умений:

  • определять пчелу по внешним признакам;

  • характеризовать роль пчел в природе и хозяйственной деятельности людей;

  • пользоваться научной, справочной литературой и Интернет-ресурсами;

  • определять медоносные растения;

  • собирать гербарий медоносных растений;

  • составлять календарь работ на пасеке;

  • проводить простейшие исследования меда;

  • моделировать строение улья и рамки;

  • использовать простейший пчеловодческий инвентарь.

развитие ценностных отношений к родной природе, к труду других людей, к своему здоровью,

— приобретение опыта природосберегающей деятельности, организации совместной деятельности с другими детьми, работа в паре, сотрудниечство со взрослыми, публичного выступления, элементарных навыков работы с пчелами.

3.Направление и содержание внеурочной деятельности.

  1. Вводное занятие.

Теория:

Ознакомление обучающихся с планом работы детского объединения, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ, предусмотренных программой, в кабинете и на экскурсиях в природу.

2. История развития пчеловодства.

2.1. История развития пчеловодства

Теория: Беседа о развитии пчеловодства.

2.2. Пчеловодство в Белгородской области

Практика: Просмотр презентации. Игра «Путешествие по Белгородчине».

3. Биология пчелиной семьи

3.1. Состав пчелиной семьи

Теория: Беседа о составе пчелиной семьи. Правила поведения на пасеке.

Практика: Конкурс рисунков. Фоторепортаж.

3.2. Гнездо пчелиной семьи.

Теория: Рассказ о строении улья.

Практика: Презентация, рисунки.

    1. Жизнь пчелиной семьи в течение года.

Теория: Беседа о жизни пчелиной семьи в течение года.

Практика: Просмотр видеофильма. Составление презентации. Игра «Поле чудес». Выполнение лабораторной работы.

4. Кормовая база и опыление. Медоносные растения.

4.1. Сбор корма и опыление цветков растений пчелами

Теория: Беседа об опылении растений.

Практика: Работа с атласом – определителем, книги «Зелёные страницы», «Растительный мир России», «Красная книга белгородской области».

4.2. Медоносные растения лесов

Теория: Беседа о медоносах лесов.

Практика: Презентация, рисунки, составление книги.

4.3.Луговые и пастбищные растения- медоносы

Теория: Беседа о медоносах лугов и пастбищ.

Презентация, составление книги, рисунки.

4.4.Сельскохозяйственные полевые культуры- медоносы

Теория: Беседа о сельскохозяйственных полевых культурах- медоносах.

Практика: работа с таблицами, составление презентации, рисунки

4.5. Медоносы Шебекинского края.

Практика: Работа с гербарием и определителем растений. Выполнение творческой работы из соленого теста. Работа над проектом «Медоносы моего края». Презентация проекта. Выполнение лабораторно-практической работы (приложение 8, задание 5) Викторина.

5. Разведение и содержание пчел. Работа на пасеке по сезонам года

Теория: Беседа о зимовке пчел, об уходе за ними зимой.

Практика :Презентации, видеофильмы. Наблюдение за весенними работами на пасеке. Рассказ пчеловода о летних и осенних работах на пасеке.

Просмотр видеофильма «Подготовка пчел к зимовке». Выполнение лабораторно-практической работы (приложение 8, задание 6)

6. Пчеловодческий инвентарь и оборудование

Практика: Встреча с пчеловодом. Выполнение лабораторно-практической работы (приложение 8, задание 3)

7. «Пчелиная школа здоровья». Продукты пчеловодства в медицине и кулинарии.

Практика: Просмотр презентации «Использование продуктов пчеловодства в медицине и других отраслях народного хозяйства» (приложение 7). Выполнение лабораторной работы «Исследование школьного меда» (приложение 4, задания 1-5).

8.Итоговое занятие.

Практика: Проведение праздника

4. Предполагаемые результаты и эффекты внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности (предметные, личностные и метапредметные):

— приобретение школьниками знаний о пчеловодстве:

  • правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности

  • строение пчел

  • поведение пчел

  • жизнь пчелиной семьи по сезонам года

  • медоносные растения

  • устройство пасеки

  • инвентарь пчеловода

  • продукты пчеловодства

— приобретение школьниками основных умений:

  • определять пчелу по внешним признакам;

  • характеризовать роль пчел в природе и хозяйственной деятельности людей;

  • пользоваться научной и справочной литературой;

  • определять медоносные растения;

  • собирать гербарий медоносных растений;

  • составлять календарь цветения медоносов;

  • проводить простейшие исследования меда;

  • моделировать строение улья и рамки;

  • использовать простейший пчеловодческий инвентарь.

— развитие ценностных отношений к родной природе, к труду других людей, к своему здоровью,

приобретение опыта природосберегающей деятельности, организации совместной деятельности с другими детьми, публичного выступления, элементарных навыков работы с п

.

5. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов.

Темы разделов.

Всего часов

В том числе

Дата

теоретические занятия

практические работы

По плану

Фактич.

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

3.09

2.

История развития пчеловодства.

2

1

1

10.09

17.09

3.

Биология пчелиной семьи

3.1.Состав пчелиной семьи

3.2.Гнездо пчелиной семьи

3.3. Жизнь пчелиной семьи в течение года:

— осень, зима, весна;

— роение, «танцы пчел»

11

3

2

6

8

1

1

6

3

2

1

24.09

1.10

8.10

15.10

22.10

29.10

12.11

19.11

26.11

3.12

10.12

4.

Кормовая база и опыление.

4.1. Сбор корма и опыление цветков растений пчелами

4.2. Медоносные растения лесов

4.3.Луговые и пастбищные растения- медоносы

4.4.Сельскохозяйственные полевые культуры- медоносы

4.5. Медоносы Шебекинского края.

10

2

2

2

1

3

7

2

1

1

1

2

3

1

1

1

17.12

24.12

14.01

21.01

28.01

4.02

11.02

18.02

25.02

4.03

5.

Разведение и содержание пчел.

Работа на пасеке по сезонам года.

5

4

1

11.03

18.03

1.04

8.04

22.04

6.

Пчеловодческий инвентарь и оборудование

2

1

1

29.04

6.05

7.

«Пчелиная школа здоровья». Продукты пчеловодства в медицине и кулинарии.

3

1

2

13.05

20.05

23.05

8.

Итоговое занятие.

1

1

24.05

Итого:

34

6.Информационное обеспечение.

  1. В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины» Просвещение 1991г.

  2. А.А. Плешаков «Зелёные страницы»Просвещение 1994г.

  3. 3.Васильев Н. Ужаление пчел / Н. Васильев // Пасека России. – 2011.- № 6.- С. 15.

4. Вредители пчелы медоносной // Пчелы плюс.- 2009.- №4-5.- С. 46- 48.

5.Дом для крылатых // Пчелы плюс. – 2009.- №12. -С. 34 -35.

6.Доходы большой пасеки // Пасека России.- 2011.- №1. – С.12.

7. Доходы большой пасеки // Пасека России. – 2011.- №2. – С. 6-7.

8.Декларация прав человека.

9.Елисеев В. В. Медоносный лес / В.В. Елисеев // Пчеловодство. –

10.Закон Белгородской области «Об ответственности родителей за воспитание детей» (принят Белгородской областной Думой 20.01.2005 г.).

11.Закон «Об образовании» (Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122 — ФЗ).

12. Зарецкий Н. Н. Пособие для начинающего пчеловода. – М.: Московский рабочий, 1985.

13. Иаошин О.Ю. Противоречивая технология / О.Ю. Иаошин // Пчелы плюс.- 2009.- №6-7.- С. 30-31.

14.Конвенция о правах ребёнка.

15.Конституция РФ – М : 1995., ст. 36 и 43.

16. «Красная книга Белгородской области»

17.Корж В. Н. Прополис пчелиный бальзам / В. Н. Корж // Пасека России.- 2011.- №8. — С.9.

18. Атлас определитель «От земли до неба» А.А. ПлешаковПрсвещение 1998г.

19.Лисицина С. С., Россинская Т. Е. Как стать фермером. – Строитель., 1995.

20.Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М.: Педагогика, 1993.

21.Нуждин А. С. Учебник пчеловода. – Колос, 1984.

22. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей Министерства образования и науки России» от 11.12.06 №06-1844.

23.Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и в быту. – Л.: Лениздат, 1990.

24.Программа педагога дополнительного образования.: От разработки до реализации/ Сост. Н.К. Беспятова. Изд. 2 – е – М.: Айрис – пресс, 2004.

7.Материально – техническая база.

п/п

Наименование

Количество

1

Ноутбук

1

2

Диапроектор

1

3

Принтер

1

4

Экран

1

5

Флешка

1

8.Расписание

3 «А»

Вторник 14ч. 00мин. – 14ч. 45мин.

9.Диагностика Диагностическая карта

Ф. И. обучающегося

Уровень развития (высокий, достаточный, средний, низкий)

Общий балл

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Мотивация

Познаватдеятельность

адаптация

Уровень заинтересованности

Уровень самостоятельности

коммуникативность

Дальнейшая мотивация

Мотивация

Познавательн

деятельность

адаптация

Уровень заинтересованности

Уровень самостоятельности

коммуникативность

Дальнейшая

мотивация

Вопросы :

  1. Охотно посещаешь занятия?

  2. Получаешь новые знания?

  3. Легко работать на занятиях?

  4. Интересно на занятиях?

  5. Умеешь добывать знания сам?

  6. Нравится работать в группах?

  7. Хочешь продолжать занятия дальше?

Ответы :

да (3 балла)

скорее да, чем нет (2 балла)

нет (1 балл)

Количество баллов

Высокий уровень

20-21

Достаточный уровень

16-19

Средний уровень

10-15

Низкий уровень

7-9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here