Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Шебекино Белгородской области»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ№6 _______________ Л.Н.Байдина « 2 » сентября 2013 г. Приказ № 134
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юные пчеловоды»
3«А»класс
Срок реализации: 1 год
Возраст 8 – 9 лет
Руководитель детского объединения
учитель начальных классов МБОУ СОШ №6: Спесивцева Т.И.
г. Шебекино, 2013 г.
Программа внеурочной деятельности:
«Юные пчеловоды»
Тип программы: типовая
Автор программы
Залогина Светлана Владимировна
Направление: общеинтеллектуальное
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от « 2 » сентября 2013 г. Приказ №134
Председатель: /Л. Н. Байдина/
1. Нормативно-правовая и документальная основа внеурочной деятельности:
Федеральный уровень
-
Конституция Российской Федерации (ст.43).
-
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 01.04.2012г) «Об образовании».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22 декабря 2009 года, рег. №17785).
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приложение к приказу Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373).
-
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707).
-
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644).
-
Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»
-
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников .
-
Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
-
Письмо Министерства образования и науки №03 – 296 от 12 мая 2011. «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов»
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. Под редакцией В.А. Горского, Москва «Просвещение» 2011
-
Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Региональный уровень
-
Инструктивно-методическое письмо
«Об организации введения ФГОС общего образования на уровне образовательного учреждения в 2013-2014 учебном году»
-
Инструктивно — методическое письмо «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год
Муниципальный уровень
Приказ управления образования «О согласовании учебных планов на 2013-2014 учебный год» № 259 от 11.05.2013г.
Школьный уровень
-
Устав муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области»;
-
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 города Шебекино Белгородской области»;
-
Приказ по школе «Об утверждении учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области»
2.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юные пчеловоды» для 3»А»класса разработана на основе примерной программы общеинтеллектуального направления «Юный пчеловод» с учётом способностей обучающихся 3«А», условий и оснащения в данной школе. Автор программы Залогина С. В.
Актуальность и практическая значимость данной программы внеурочной деятельности заключается в создании условий для осуществления нравственного, экологического и трудового воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Ведущая педагогическая идея программы: формирование осознанной позиции жить в согласии с природой и окружающим сообществом, вовлечение обучающихся в деятельность по изучению и сохранению природы.
.
Цель программы:
Формирование и обогащение общеинтеллектуального опыта обучающихся начальной школы посредством занятий по пчеловодству.
Задачи программы:
-
Повышение качества воспитательного процесса через развитие интереса к пчеловодству.
-
Формирование экологической культуры обучающихся.
-
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
-
Формирование здорового образа жизни школьников.
-
Развитие индивидуальности и коммуникативных способностей ребенка.
-
Профилактика асоциального поведения младших школьников.
-
Привитие навыков профессионального самоопределения.
-
Укрепление нравственных качеств школьников.
-
Создание условий для приобретения обучающимися исследовательских умений и практических навыков.
Программа внеурочной деятельности «Юные пчеловоды» рассчитана на обучающихся 3 «А» класса МБОУ СОШ № 6. На данном возрастном этапе происходит социализация младших школьников, важное место занимает общение со сверстниками, стремление к самоутверждению. Данная программа внеурочной деятельности способствует удовлетворению потребностей школьников, возникающих в результате психологических новообразований. Кроме того, занятия пчеловодством неразрывно связаны с формированием здорового образа жизни, отказом от вредных привычек.
Программа реализуется 4 года.
Количество занятий в неделю | Длительность занятия (часы) | Всего часов в неделю | Всего часов в год | |
1 | 1 | 35 мин | 1 | 33 |
2 | 1 | 45 мин | 1 | 34 |
3 | 1 | 45 мин | 1 | 34 |
4 | 1 | 45 мин | 1 | 34 |
Форма обучения в течение учебного года предполагает использование групповых занятий в рамках детского объединения «Юные пчеловоды». Занятия длятся 45 час и проводятся 1 раз в неделю (в соответствии с требованиями СанПиН). Выбор форм и методов обучения определяется содержанием учебного занятия: это разнообразные экскурсии, практические и лабораторные работы в кабинете, в природе, беседы, конференции, выставки, наглядно-иллюстративные методы, виртуальные экскурсии, презентации, работа с литературой.
При составлении рабочей программы я учитывала местные условия, возрастные особенности, уровень подготовки обучающихся 3 «А» класса, оснащённость кабинета, возможность использования библиотеки.
Моя основная задача заключается в организации насыщенной и интересной внеурочной деятельности, направленной на достижение следующих результатов.
Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности (личностные и метапредметные):
— приобретение школьниками знаний о пчеловодстве:
-
правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности
-
строение пчел
-
поведение пчел
-
жизнь пчелиной семьи по сезонам года
-
медоносные растения
-
устройство пасеки
-
инвентарь пчеловода
-
продукты пчеловодства
— приобретение школьниками основных умений:
-
определять пчелу по внешним признакам;
-
характеризовать роль пчел в природе и хозяйственной деятельности людей;
-
пользоваться научной, справочной литературой и Интернет-ресурсами;
-
определять медоносные растения;
-
собирать гербарий медоносных растений;
-
составлять календарь работ на пасеке;
-
проводить простейшие исследования меда;
-
моделировать строение улья и рамки;
-
использовать простейший пчеловодческий инвентарь.
— развитие ценностных отношений к родной природе, к труду других людей, к своему здоровью,
— приобретение опыта природосберегающей деятельности, организации совместной деятельности с другими детьми, работа в паре, сотрудниечство со взрослыми, публичного выступления, элементарных навыков работы с пчелами.
3.Направление и содержание внеурочной деятельности.
-
Вводное занятие.
Теория:
Ознакомление обучающихся с планом работы детского объединения, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ, предусмотренных программой, в кабинете и на экскурсиях в природу.
2. История развития пчеловодства.
2.1. История развития пчеловодства
Теория: Беседа о развитии пчеловодства.
2.2. Пчеловодство в Белгородской области
Практика: Просмотр презентации. Игра «Путешествие по Белгородчине».
3. Биология пчелиной семьи
3.1. Состав пчелиной семьи
Теория: Беседа о составе пчелиной семьи. Правила поведения на пасеке.
Практика: Конкурс рисунков. Фоторепортаж.
3.2. Гнездо пчелиной семьи.
Теория: Рассказ о строении улья.
Практика: Презентация, рисунки.
-
Жизнь пчелиной семьи в течение года.
Теория: Беседа о жизни пчелиной семьи в течение года.
Практика: Просмотр видеофильма. Составление презентации. Игра «Поле чудес». Выполнение лабораторной работы.
4. Кормовая база и опыление. Медоносные растения.
4.1. Сбор корма и опыление цветков растений пчелами
Теория: Беседа об опылении растений.
Практика: Работа с атласом – определителем, книги «Зелёные страницы», «Растительный мир России», «Красная книга белгородской области».
4.2. Медоносные растения лесов
Теория: Беседа о медоносах лесов.
Практика: Презентация, рисунки, составление книги.
4.3.Луговые и пастбищные растения- медоносы
Теория: Беседа о медоносах лугов и пастбищ.
Презентация, составление книги, рисунки.
4.4.Сельскохозяйственные полевые культуры- медоносы
Теория: Беседа о сельскохозяйственных полевых культурах- медоносах.
Практика: работа с таблицами, составление презентации, рисунки
4.5. Медоносы Шебекинского края.
Практика: Работа с гербарием и определителем растений. Выполнение творческой работы из соленого теста. Работа над проектом «Медоносы моего края». Презентация проекта. Выполнение лабораторно-практической работы (приложение 8, задание 5) Викторина.
5. Разведение и содержание пчел. Работа на пасеке по сезонам года
Теория: Беседа о зимовке пчел, об уходе за ними зимой.
Практика :Презентации, видеофильмы. Наблюдение за весенними работами на пасеке. Рассказ пчеловода о летних и осенних работах на пасеке.
Просмотр видеофильма «Подготовка пчел к зимовке». Выполнение лабораторно-практической работы (приложение 8, задание 6)
6. Пчеловодческий инвентарь и оборудование
Практика: Встреча с пчеловодом. Выполнение лабораторно-практической работы (приложение 8, задание 3)
7. «Пчелиная школа здоровья». Продукты пчеловодства в медицине и кулинарии.
Практика: Просмотр презентации «Использование продуктов пчеловодства в медицине и других отраслях народного хозяйства» (приложение 7). Выполнение лабораторной работы «Исследование школьного меда» (приложение 4, задания 1-5).
8.Итоговое занятие.
Практика: Проведение праздника
4. Предполагаемые результаты и эффекты внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности (предметные, личностные и метапредметные):
— приобретение школьниками знаний о пчеловодстве:
-
правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности
-
строение пчел
-
поведение пчел
-
жизнь пчелиной семьи по сезонам года
-
медоносные растения
-
устройство пасеки
-
инвентарь пчеловода
-
продукты пчеловодства
— приобретение школьниками основных умений:
-
определять пчелу по внешним признакам;
-
характеризовать роль пчел в природе и хозяйственной деятельности людей;
-
пользоваться научной и справочной литературой;
-
определять медоносные растения;
-
собирать гербарий медоносных растений;
-
составлять календарь цветения медоносов;
-
проводить простейшие исследования меда;
-
моделировать строение улья и рамки;
-
использовать простейший пчеловодческий инвентарь.
— развитие ценностных отношений к родной природе, к труду других людей, к своему здоровью,
— приобретение опыта природосберегающей деятельности, организации совместной деятельности с другими детьми, публичного выступления, элементарных навыков работы с п
.
5. Календарно-тематическое планирование.
Наименование разделов. Темы разделов. | Всего часов | В том числе | Дата | |||
теоретические занятия | практические работы | По плану | Фактич. | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 |
| 3.09 |
|
2. | История развития пчеловодства.
| 2 | 1 | 1 | 10.09 17.09 |
|
3. | Биология пчелиной семьи 3.1.Состав пчелиной семьи 3.2.Гнездо пчелиной семьи 3.3. Жизнь пчелиной семьи в течение года: — осень, зима, весна; — роение, «танцы пчел» | 11 3 2 6 | 8 1 1 6 | 3 2 1 —
| 24.09 1.10 8.10 15.10 22.10 29.10 12.11 19.11 26.11 3.12 10.12
|
|
4. | Кормовая база и опыление. 4.1. Сбор корма и опыление цветков растений пчелами 4.2. Медоносные растения лесов 4.3.Луговые и пастбищные растения- медоносы 4.4.Сельскохозяйственные полевые культуры- медоносы 4.5. Медоносы Шебекинского края. | 10 2
2 2
1
3 | 7 2
1 1
1
2 | 3 —
1 1
—
1 | 17.12 24.12 14.01 21.01 28.01 4.02 11.02 18.02 25.02 4.03 |
|
5. | Разведение и содержание пчел. Работа на пасеке по сезонам года. | 5 | 4 | 1 | 11.03 18.03 1.04 8.04 22.04 |
|
6. | Пчеловодческий инвентарь и оборудование | 2 | 1 | 1 | 29.04 6.05 |
|
7. | «Пчелиная школа здоровья». Продукты пчеловодства в медицине и кулинарии. | 3 | 1 | 2 | 13.05 20.05 23.05 |
|
8. | Итоговое занятие. | 1 | 1 |
| 24.05 |
|
Итого: | 34 |
|
|
|
|
6.Информационное обеспечение.
-
В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины» Просвещение 1991г.
-
А.А. Плешаков «Зелёные страницы»Просвещение 1994г.
-
3.Васильев Н. Ужаление пчел / Н. Васильев // Пасека России. – 2011.- № 6.- С. 15.
4. Вредители пчелы медоносной // Пчелы плюс.- 2009.- №4-5.- С. 46- 48.
5.Дом для крылатых // Пчелы плюс. – 2009.- №12. -С. 34 -35.
6.Доходы большой пасеки // Пасека России.- 2011.- №1. – С.12.
7. Доходы большой пасеки // Пасека России. – 2011.- №2. – С. 6-7.
8.Декларация прав человека.
9.Елисеев В. В. Медоносный лес / В.В. Елисеев // Пчеловодство. –
10.Закон Белгородской области «Об ответственности родителей за воспитание детей» (принят Белгородской областной Думой 20.01.2005 г.).
11.Закон «Об образовании» (Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122 — ФЗ).
12. Зарецкий Н. Н. Пособие для начинающего пчеловода. – М.: Московский рабочий, 1985.
13. Иаошин О.Ю. Противоречивая технология / О.Ю. Иаошин // Пчелы плюс.- 2009.- №6-7.- С. 30-31.
14.Конвенция о правах ребёнка.
15.Конституция РФ – М : 1995., ст. 36 и 43.
16. «Красная книга Белгородской области»
17.Корж В. Н. Прополис пчелиный бальзам / В. Н. Корж // Пасека России.- 2011.- №8. — С.9.
18. Атлас определитель «От земли до неба» А.А. ПлешаковПрсвещение 1998г.
19.Лисицина С. С., Россинская Т. Е. Как стать фермером. – Строитель., 1995.
20.Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М.: Педагогика, 1993.
21.Нуждин А. С. Учебник пчеловода. – Колос, 1984.
22. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей Министерства образования и науки России» от 11.12.06 №06-1844.
23.Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и в быту. – Л.: Лениздат, 1990.
24.Программа педагога дополнительного образования.: От разработки до реализации/ Сост. Н.К. Беспятова. Изд. 2 – е – М.: Айрис – пресс, 2004.
7.Материально – техническая база.
Наименование | Количество | |
1 | Ноутбук | 1 |
2 | Диапроектор | 1 |
3 | Принтер | 1 |
4 | Экран | 1 |
5 | Флешка | 1 |
8.Расписание
3 «А»
Вторник 14ч. 00мин. – 14ч. 45мин.
9.Диагностика Диагностическая карта
Уровень развития (высокий, достаточный, средний, низкий) | Общий балл | ||||||||||||||
Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика | ||||||||||||||
Мотивация
| Познаватдеятельность | адаптация | Уровень заинтересованности | Уровень самостоятельности | коммуникативность | Дальнейшая мотивация | Мотивация
| Познавательн деятельность | адаптация | Уровень заинтересованности | Уровень самостоятельности | коммуникативность | Дальнейшая мотивация |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы :
-
Охотно посещаешь занятия?
-
Получаешь новые знания?
-
Легко работать на занятиях?
-
Интересно на занятиях?
-
Умеешь добывать знания сам?
-
Нравится работать в группах?
-
Хочешь продолжать занятия дальше?
Ответы :
да (3 балла)
скорее да, чем нет (2 балла)
нет (1 балл)
Количество баллов | |
Высокий уровень | 20-21 |
Достаточный уровень | 16-19 |
Средний уровень | 10-15 |
Низкий уровень | 7-9 |