Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Томска

Сценарий

классного часа

по превентивной программе

«Полезные привычки» в 4 классе

«Дружба»

подготовила

учитель начальных классов

Кухта Лариса Александровна

г. Томск

2013

Тема: Дружба

Цель:, дать понять, что такое дружба, поговорить о дружбе.

Задачи: учить понимать и различать важные для дружбы качества;

учить описывать проявления дружбы;

показать связь дружбы и социального здоровья;

поговорить о влиянии друзей друг на друга

Словарь: дружба; конструктивная, или созидающая, критика; критиканство, или разрушающая критика.

Оборудование: рабочие тетради учащихся, цветные карандаши, мяч, листы бумаги с концентрическими кругами, минусовка песни «Дружба крепкая не сломается».

Подготовка помещения к началу урока: для каждой группы готовится отдельное рабочее место.

Ход урока.

Приветствие

— Поздоровайтесь друг с другом: руками, левой пяткой, правым боком, плечом, спиной, придумать свой способ; в конце все здороваются правым указательным пальцем.

  1. Энергизатор «Миксер».

Все дети встают в круг. Учитель предлагает поменяться местами тем, кто:

— о пил утром чай;

— кого в одежде есть зеленый цвет;

— кого день рождения летом;

— беритесь вместе только мальчики (девочки);;

— беритесь вместе те, кто занимается в кружках.

А теперь разделитесь на группы для работы следующим образом:

  • Кто вытянул синий кружок, садится за стол с синим кругом;

  • Кто вытянул жёлтый квадрат, садится за стол с жёлтым квадратом;

  • Кто вытянул красный треугольник, садится за стол с красным треугольником;

  • Кто вытянул зелёный овал, садится за стол с зелёным овалом;

  • Кто вытянул оранжевый прямоугольник, садится за стол с оранжевым прямоугольником.

Организационный этап.

Все дети садятся за парты.

  1. Работа по теме занятия.

  1. Притча

  • Ребята, сегодняшнее наше занятие я хочу начать с притчи. В притчах собрана народная мудрость.

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

— Вам понравилась эта притча? О чем она?

  1. Определение темы занятия;

— Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (О дружбе)

Учитель обращает внимание детей на тему урока, записанную на доске:

Дружба (слайд 1)

— Прочитайте тему нашего урока.

— Какие цели поставим перед собой? (слайд 2)

  • Узнать, что такое дружба;

  • Учиться понимать и различать важные для дружбы качества(дружба зависит от наших качеств и качеств наших друзей);

  • Учиться описывать проявления дружбы;

  • Поговорить о влиянии друзей друг на друга (дружбу можно создавать, укреплять, разрушать).

Ребята, как вы можете объяснить, что такое дружба? (Дети высказывают свое мнение)

— Давайте обратимся к словарю и прочитаем научное объяснение этого слова. (Словарь, стр. 12)

ДРУЖБА – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. (слайд 3)

— Как вы думаете, почему люди дружат?

  1. Работа в группах.

  1. Распределение ролей в группе: ведущий, докладчик, содокладчики.

Задание за 2 минуты составить и записать отношения: (слайд 4)

  • характерные для дружбы (доверие, искренность, взаимопонимание и т.д.);

  • не характерные для дружбы (зависть, драки, насмешки и пр.)

  1. Подведение итогов работы в группах;

Учитель на доске записывает результаты групповой работы, представленные докладчиками обеих групп.

Характерно Не характерно

доверие зависть

искренность драки

взаимопонимание оскорбления и пр.

— Как вы думаете, почему отношения из второй колонки несовместимы с дружбой?

— Почему отношения из первой колонки укрепляют дружбу?

— От чего зависит дружба?

  1. Работа в ТПО.

  1. Задание № 11 в ТПО, стр. 12

— Прочитать список слов, которые входят в понятие о дружбе;

— Выбрать 3 наиболее важных и подчеркнуть их;

— Подобрать и записать как можно больше существительных к прилагательным;

— Проверка: Когда можно сказать дружный? (Класс, коллектив,…) Дружная? (Компания,…) Дружные (Ребята,…)

  1. Упражнение 1.

— Ребята, перед вами лежат круги. В центре напишите слово «Я».

— В ближайшем кольце запишите близких друзей.

— В следующем кольце запишите людей, которых вы хорошо знаете.

— В отдаленном кольце запишите людей, которых вы просто знаете.

— Подумайте, что у вас получилось.

    • Кого вы больше всего любите? (Родителей, братьев, сестер…)

    • К кому хорошо относитесь? (Друзьям, одноклассникам…)

    • Кого просто знаете? (Родственников, соседей…)

  1. Упражнение 2.

— А сейчас переверните круги на другую сторону. В середине круга поставьте точку и рядом напишите «Я». Отступите в сторону и поставьте другую точку, рядом написав имя друга. Чем ближе вам друг, тем ближе к вам нужно нарисовать точку и подписать его имя. Соедините эти точки отрезком. Вам нужно построить 5-7 отрезков.

Беседа после выполнения задания.

— Что нового о себе вы узнали , выполняя это задание7

— Хотелось бы вам иметь больше друзей? Почему?

г) Упражнение 3.

— В группах посовещайтесь и выпишите имена тех одноклассников, которые упоминались чаще всего в вашей группе. (группы выписывают на листочки имена)

— А теперь поглядим на рейтинг наших ребят. С кем приятно и комфортно дружить.

— А почему?

— Какой вывод о дружбе можем сделать?

Вывод: «Дружба — близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов» (слайд 5)

  1. Работа с пословицами и поговорками

— А сейчас я предлагаю вам принять участие в разминке. Я начну, а вы постарайтесь продолжить пословицу о дружбе. Итак, начали:

Нет друга – ищи … (а нашел – береги).

Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).

Один за всех …(и все за одного).

Человек без друзей … (что дерево без корней).

Дружба – как стекло … (разобьётся – не сложишь).

Друга за деньги … (не купишь).

Скажи мне кто твой друг … (и я скажу кто ты).

Дружба крепка не лестью, … (а правдой и честью).

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот кто правду в глаза скажет.

Кто старых друзей забывает, тот новых не наживёт.

Друг познаётся в беде.

— Вспомните, какие примеры из литературы вы можете привести? Какие литературные герои дружили?

— Что можете сказать о дружбе между Малышом и Карлсоном, Ёжиком и Мишкой?

  • Что их объединяло?

  • Выбери слова из словаря.

  • Докажи свой выбор

— Дружба зависит от наших качеств и качеств наших друзей.

— Недаром в народе говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты» (слайд 7)

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Дружбу можно создавать, укреплять, а можно и разрушить. (слайд 8)

— Как укреплять дружбу? Что бы вы использовали для укрепления отношений со своими друзьями?

— Что может разрушить дружбу?

6. Задание: ТПО, № 14. стр. 15-16 (слайд 9, 10)

— Прочитайте короткие ситуации из жизни детей, которые хотят дружить, но часто ссорятся.

— Подумайте в группе, что бы вы им посоветовали.

— Запишите свои советы в ситуациях 1, 4, 6.

Подведение итогов работы в группах.

— Какой вывод о дружбе между людьми можем сделать?

Владимир Иванович Даль сказал о дружбе такие слова:

«Дружба — бескорыстная стойкая приязнь». (слайд 11)
— Крепкая дружба должна выдержать любую критикую. Но и критика критике рознь.

— Различают: (слайд 12)

Конструктивную , или созидающую критику – это когда разные качества обсуждаются для того , чтобы похвалить за достоинства и предложить способы устранения недостатков.

— А есть и другая критика. Её называют Критиканство, или разрушающая критика, это способность во всем находить только недостатки.

(слайд 13)

— Ещё раз вернёмся к ситуациям, о которых мы говорили и сделаем выводы.

(слайд 14)

Ситуации задания 14

Вывод

У Маши и Ани разные собаки, и они без конца выясняют, чья лучше.

О вкусах не спорят!

Антон считал, что в космос первым полетел советский космонавт, а Дима — что американец. Прав оказался Антон, и Дима теперь злится.

Нужно иметь мужество признавать свои ошибки.

Наташа и Марина — подруги с детства. Наташа не хочет, чтобы Марина еще с кем-то дружила, ходила гулять или играла на переменках. Марина хочет дружить со всеми ребятами класса.

Права друзей следует уважать.

Оля с Ритой договорились пойти на каток. Оля обещала зайти за Ритой в три часа, но потом передумала. Оля не пошла на каток, а Рите даже не позвонила.

Необязательность не способствует дружбе.

Рома считает, что раз он Костин друг, то должен во всем его поддерживать, со всем соглашаться. Иногда ему не нравится то, что Костя говорит или делает, но он все равно Косте не возражает.

Следует отличать конструктивную критику от критиканства. Конструктивная критика полезна в дружбе.

Федор часто при всех высмеивает своего одноклассника Гену. Он подчеркивает свое превосходство и недостатки Гены.

Критиканство разрушает дружбу.

— Как думаете, какая критика наиболее приемлема человеком? Почему?

— Что же, по-вашему, настоящая дружба? (Настоящая дружба – когда уважают права друга и критикуют конструктивно.)

— Влияют ли друзья друг на друга? (Не надо поддаваться плохому влиянию друзей.)

7. Работа с поговоркой

— Какой смысл содержит поговорка: «С кем поведёшься, от того и наберёшься»?

— Влияют ли друзья друг на друга?

Подумайте в группах и приведите свои примеры такого влияния.

Положительное Отрицательное

увлекают новыми делами подают плохой пример своим привычками

оказывают поддержку втягивают в плохие компании …

заинтересовывают…

8. Инсценирование рассказа В. Осеевой «Просто так» (слайд 15)

— Что можете сказать о данном эпизоде? Кто из мальчиков ценил дружбу? Как вы это поняли?

Костя сделал скворечник и позвал Вову:

-Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Вова присел на корточки.

-Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя,- робко сказал он, — сделай и мне такой! А я тебе за это планер сделаю.

-Ладно,- согласился Костя. – Только давай не за то и не за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.

— Какой вывод по теме данного урока сделаем?

ВЫВОД: Дружба – это когда уважают права друг друга и критикуют конструктивно. (слайд 16)

9. Итог урока.

— Что сегодня на уроке вам понравилось?

Закончите предложение: На уроке я узнал(а)

Нарисуйте клоуну такой рот, который соответствует настроению вашей группы.

— А теперь споём песню о дружбе «Дружба крепкая…»

«Дружба крепкая не кончается»

Слова М. Пляцковского

Музыка Б. Савельева

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг,

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот, что значит настоящий, верный друг!

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой»- шутят все вокруг.

В полдень или в полночь,

Друг придет на помощь,

Вот, что значит настоящий, верный друг!

Друг всегда меня может выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг,

Нужным быть кому-то в трудную минуту —

Вот, что значит настоящий, верный друг!

  • Список использованной литературы
    1. Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова, Л.С. Колесова «Полезные привычки»

Рабочая тетрадь для 4-го класса, издание 3-е, Москва, 2000.

  • 2. Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова, Л.С. Колесова «Полезные привычки»

Пособие для учителя, издание 3-е, Москва, 2000.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. igr.net

2. aret.ru

3. ictures.ru

4. .kassy.ru

5. netapozitiva.ru

6. dopredki.ru

7. kopilka.ru

8. ovenokas.ru

9. babynotes.ru

10. http://muzofon.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here