Гончарова Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов МБОУ – СОШ №7 г. Гая
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Задачи урока:
-
формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
-
развивать мышление, воображение, память, связную речь;
-
воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
-
реализовывать творческие способности школьников.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
-
овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
-
формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-
развитие навыков сотрудничества;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Оборудование: выставка книг В.Ю. Драгунского, учебник (Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – стр.161 — 167 или текст рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», толковый словарь, карточки с заданиями, декорации к инсценировке ( стол, тарелка, ложка, шляпа).
Основная работа на уроке сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ходу все задания выполняют в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить работу таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.
Учащиеся создают общий продукт – коллективную презентацию, с которой должны выступить все участники группы.
Групповые задания выполняются 15 минут, после чего каждая группа демонстрирует «презентацию» у доски. В конце урока сравниваются и сопоставляются полученные результаты, отмечаются наиболее удачные варианты.
Ход урока.
-
Вызов.
— У В.Ю. Драгунского много произведений о детях и для детей. Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Драгунского можно, взяв книги в библиотеке.
— Сегодня мы с вами изучим рассказ В.Ю. Драгунского, который называется «Тайное становится явным».
— Как вы думаете, а что такое тайна, тайное?
Ответы детей.
— Правильно, обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
Тайна 1. Нечто неразгаданное, ещё не познанное. 2.Неч.то скрываемое от других, известное не всем, секрет. 3. Скрытая причина чего-нибудь.
Тайный – составляющий тайну для других, не известный другим, не явный, не открытый.
— О чём пойдёт речь в рассказе?
Предположения детей.
Физкультурная разминка.
-
Осмысление содержания:
1.Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники»: читает учитель или дети прослушивают аудиозапись.
2. Работа с текстом.
Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.
Работа в группах.
Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:
Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)
— Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.
План: КАРТОЧКИ
-
Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
-
Завтрак.
-
Предложение мамы.
-
Мучения с кашей и избавление от неё.
-
Возмущённый милиционер.
-
Пострадавший дяденька.
Рассерженная мама.
-
Урок на всю жизнь.
Вторая группа — выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.
— Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.
Опорные слова и словосочетания: КАРТОЧКИ
Тайна
Плохой поступок
Наказание
Нечестно
Каша
Кощей
Кремль
Царь-пушка
Баночка с хреном
Сахар соль
Кипяток
Окно улица
Обидно
Стыдно
Мусоропровод
Гадость
Пострадавший
Шляпа
Каша на шляпе
Рассердилась
Почистить
Правильно
Запомним
Вторая группа — придумывает вопросы к рассказу.
— Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.
Предположительно возможные вопросы:
— Что однажды услышал Денис от мамы?
— Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
— Почему Дениска не хотел есть кашу?
— Как мама уговорила сына?
— Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
— Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?
— Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?
— Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?
— Как выглядел пострадавший дяденька?
— Рассердилась мама на Дениса?
— Какой урок получил Денис?
Четвёртая группа — представляет театрализацию рассказа.
— Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» . Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.
Режиссер.
Действующие лица:
Денис
Мама
Милиционер
Пострадавший
Ответственные за декорации.
— Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности. Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.
3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.
— Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто, о чём будет говорить.
У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:
-
первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
-
вторая параллельно — выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
-
третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.
-
четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей — первая, вторая и третья команды.
Физкультурная разминка.
-
Рефлексия:
Анализ полученной информации.
— Сегодня я узнал (а)…
— Было интересно…
— Было трудно….
— Теперь я могу…
Самооценка работы в группе:
Вся работа полностью выполнена мною
Я ничего не сделал (не сделала)
Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста. Анализ работы групп.
— Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» — поучительный рассказ? Почему?
Домашнее задание:
Пересказ текста от имени главного героя – Дениски.