«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании Методического совета Директор МОУ СОШ №28 ______________ (И.А. Сереброва) ___________(Н.И. Хлуденева) «____» сентября 2008 года «____» сентября 2008 года
Тематическое планирование
кружка «Пером и кистью», 1-3 классы
Составила: Баранова И.В.,
учитель изобразительного искусства и черчения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс программы рассчитан на двухлетнее обучение в количестве 136 часов для учащихся 1-х – 3-х классов. Он представлен для расширения кругозора и профессионального ориентирования учащихся, обеспечивая при этом более глубокую мотивацию и осознанную потребность в знаниях по изобразительному искусству.
Программа включает в себя практическое освоение материала, необходимого для более полного изучения приемов изобразительной деятельности. При обучении учащихся должны использоваться различные виды и формы работы:
-сообщение новых сведений,
-демонстрация таблиц и слайдов,
-практические упражнения,
-выполнение творческих работ.
Изучение программы рекомендуется в учебное время.
-
Цели:
1).Систематическое развитие психических и физических свойств личности, таких как пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза.
2).Углубление общеобразовательных знаний и развитие разносторонних интересов и возможностей учащихся.
3).Содействие развитию индивидуальных способностей учащихся и навыков самостоятельного поиска художественно-эстетических проблем.
-
Задачи:
Не нарушая единства системы художественной подготовки учащихся, программа изостудии позволяет:
1.Познакомить более подробно с элементами изобразительной грамоты.
2.Развить умения изображать согласно законам перспективы и цветоведения.
3.Знакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства.
4.Знакомить с творчеством выдающихся художников.
Учебно-тематический план группы 8-12 лет – 1-3 классы.
Первый год обучения.
(количество занятий на 1 год – 68, в неделю — 2)
Тема занятия | Название рисунка | материалы | Кол-во часов | |
1 | Вводное занятие |
| 1 | |
ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛАМИ | ||||
2 | Изучение свойств графических материалов | «Синяя птица» | Восковые мелки, альбом | 1 |
«Бабочка» | Фломастеры, альбом | 1 | ||
«Зайченок» | Цветные карандаши, альбом | 1 | ||
3 | Изучение свойств пластических материалов | «Ветка рябины» | Пластилин, темно-синий картон | 1 |
4 | Изучение свойств материалов декоративно-прикладного искусства | «Грибная поляна» | Цветная бумага, альбом | 1 |
«Рыжий кот» | Гуашь, черный картон | 1 | ||
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ЦВЕТА | ||||
5 | Светлота цвета (заметность изображения) | «Мелодия ветра» | Акварель, альбом | 1 |
6 | Технические приемы получения светлых и темных тонов из одной краски | «Мечта кота» | Акварель, альбом | 2 |
7 | Светлотный контраст и композиция | «Радуга» | Акварель, альбом | 1 |
8 | Светлота в рисовании с натуры | «Дыханье осени» | Акварель, альбом | 1 |
9 | Воздушная перспектива | «Старая дорога» | Акварель, альбом | 2 |
ЦВЕТОВОЙ ТОН | ||||
10 | Определение цвета | «Жар-птица» | Гуашь, темно-синий картон | 2 |
11 | Воспроизведение цвета | «Сказочное дерево» | Гуашь, темно-синий картон | 1 |
12 | Смешение красок | «Грусть попугая» | Гуашь, темно-синий картон | 2 |
НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА | ||||
13 | Подбор готового цвета | «Волшебный ковер» | Гуашь, альбом | 2 |
14 | Изменение насыщенности цвета | «Веселый ежик» | Гуашь, альбом | 2 |
15 | Получение сложных составных цветов | «Розовый фламинго» | Гуашь, альбом | 2 |
16 | Оформление работ. Выставка работ |
|
| 2 |
РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||
17 | Бумага (ее свойства и применение) | «Снежинка» | Писчая бумага | 1 |
18 | Цветные карандаши (свойства, подготовка, работа) | «В ожидании солнца» | Цветные карандаши, альбом | 2 |
«В мире животных» | Цветные карандаши, альбом | 2 | ||
19 | Пастель, мелки (свойства и работа с ними) | «Дружба» | Цветные мелки, альбом | 2 |
20 | Гуашь (свойства, применение) | «Мир под водой» | Гуашь, альбом | 2 |
«Ледоход» | Гуашь, альбом | 2 | ||
21 | Акварель (свойства и техника работы) | «Мышонок плывет» | Акварель, альбом | 1 |
«Эх, дороги …» | Акварель, альбом | 2 | ||
22 | Наложение цвета на цвет | «Живая душа» | Акварель, альбом | 2 |
23 | Вливание одного цвета в другой | «Большие киски» | Акварель, альбом | 2 |
24 | Работа по мокрой бумаге | «Снег танцует» | Акварель, альбом | 2 |
25 | Переход цвета в цвет | «Чудный жираф» | Акварель, альбом | 1 |
26 | Переход из цвета в цвет | «Салют» | Акварель, альбом | 2 |
27 | Оформление работ. Выставка работ |
|
| 2 |
28 | Тушь (ее свойства и техника работы) | «Ночной город» | Тушь, альбом | 2 |
29 | Перо (типы, применение) | «Сыщики» | Тушь, альбом | 2 |
30 | Палочка (изготовление, применение) | «Остров сокровищ» | Тушь, альбом | 2 |
31 | Штрих | «Пираты» | Черная гелевая ручка, альбом | 2 |
32 | Пятно | «Птица» | Гуашь, альбом | 1 |
«Животное» | Гуашь, альбом | 1 | ||
33 | Уголь | «Тишина» | Уголь, альбом | 1 |
34 | Кляксография и другие способы |
| Акварель, альбом | 2 |
35 | Оформление работ. Выставка работ |
|
| 2 |
36 | Заключительное занятие |
| 1 | |
Всего | 68 |
Учебно-тематический план группы 8-12 лет – 1-3 классы.
Второй год обучения.
(количество занятий на 1 год – 68, в неделю — 2)
Тема занятия | Название рисунка | материалы | Кол-во часов | |
1 | Вводное занятие |
| 1 | |
2 | Цветовые явления | «Осенний пейзаж» | Акварель, альбом | 1 |
3 | Цвет в декоративном рисовании | «Паутинка» | Гуашь, альбом | 2 |
4 | Постановка цветовых задач | «Осьминог» | Гуашь, альбом | 2 |
5 | Цветовое различие | «Важный гусак» | Гуашь, альбом | 2 |
6 | Замена цветового тона | «Деревья-люди» | Гуашь, альбом | 2 |
7 | Перестановка мест слагаемых цветов | «Волшебный дуб» | Гуашь, альбом | 2 |
8 | Промежуточные и производные цвета | «Семья пингвинов» | Гуашь, альбом | 2 |
9 | Объединение цветов тональностью | «Волки» | Гуашь, альбом | 2 |
10 | Насыщенность цвета | «Сказочный лес» | Гуашь, альбом | 2 |
11 | Линейная композиция (в полосе) | «Орнамент. Одуванчик» | Гуашь, альбом | 3 |
12 | Цветовая композиция | |||
13 | Линейная композиция (в квадрате) | «Орнамент. Фрукты» | Гуашь, альбом | 3 |
14 | Цветовая композиция | |||
15 | Линейная композиция (в круге) | «Орнамент. Растительные мотивы» | Гуашь, альбом | 3 |
16 | Цветовая композиция | |||
17 | Оформление работ. Выставка работ |
|
| 2 |
18 | Определение и передача светлоты цвета и освещенности в группе предметов (работа одной краской) | «Березки» | Гуашь, альбом | 2 |
19 | Различие цветов по цветовому тону и светлоте, передача их в рисунке(3-3 зеленых, различных по светлоте и цветовому тону). | «Живая душа» | Гуашь, альбом | 3 |
20 | Определение и воспроизведение цвета, различие по цветовому тону и насыщенности (теплые и холодные цвета) | «Кот под солнцем» | Акварель, альбом | 2 |
«Кот на крыше» | Акварель, альбом | 2 | ||
21 | Определение и воспроизведение отличий цвета по светлоте, цветовому тону и насыщенности. | «Башмачный город» | Фломастеры, альбом | 2 |
22 | Определение и воспроизведение изменений цвета в свете и тени. Влияние рефлексов на изменение цвета в тени. | «Подарок от солнца» | Акварель, черная гелевая ручка, альбом | 2 |
23 | Творческая работа. Зарисовки с натуры | «Танец на ветру» | Простой карандаш, альбом | 1 |
24 | Поиск композиции | Простой карандаш, альбом | 1 | |
25 | Работа в цвете | Гуашь, альбом | 2 | |
26 | Завершение работы в цвете | Гуашь, альбом | 2 | |
27 | Оформление работ. Выставка работ |
|
| 2 |
28 | Воспроизведение сложной формы | «Город-птица» | Красная и черная гелевые ручки | 3 |
29 | Развитие пространственных представлений | «Веселое море» | Восковые мелки, альбом | 2 |
30 | Соотношение величин предметов, стоящих рядом | «Грибной переполох» | Мелки, альбом | 3 |
31 | Представление глубины | «Парад зверей» | Гуашь, альбом | 2 |
32 | Изменение величин предметов при удалении | «Девочки в лесу» | Фломастеры, альбом | 2 |
33 | Загораживание одних предметов другими | «Три поросенка» | Восковые мелки, альбом | 2 |
34 | Цвет и освещение в пейзаже | «Красавица весна!» | Акварель, альбом | 1 |
35 | Оформление работ. Выставка работ |
|
| 2 |
36 | Заключительное занятие |
| 1 | |
Всего | 68 |