Урок эрзянского языка в 4 «А» классе
Моя семья – Монь кудораськень.
Дмитриева С.Ю., учитель
эрзянского языка МОУ «Лицей №26» г.о.Саранск
Задачи:
1. Повторение рассмотренных ранее слов на тему «Семья»: тетя, ава, покштя, сырькай, леля, патя, ялакс, сазор, тейтерь, цёра, лездамс, вечкемс. Знакомство с конструкциями тетят-ават, тетят-цёрат, ават-тейтерть и т.д.
2. Формирование ценностных ориентаций школьников: ценность семьи, взаимопонимания, взаимоуважения между членами семьи. Проявление данных ценностных ориентаций в словах, поступках.
3. Развитие коммуникативных навыков школьников при изучении темы. Рассмотрение новых конструкций: Авай (тетяй, покштяй, патяй), мон тонь вечктян. Ават-цёрат мезть тейтядо? Покштят-нуцькат ловныть ёвкс. и др.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Введение в тему урока.
Учитель: О чем мы сегодня с вами будем говорить? О самом близком для каждого человека. Для того чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, давайте разгадаем кроссворд. Слайд 2. Переведите на эрзянский язык слова:
1. дедушка — покштя,
2. внук или внучка — нуцька,
3. дом — кудо,
4. младшая сестра — сазор,
5. мальчик — цёрыне,
6. мама — ава,
7. младший брат — ялакс,
8. бабушка — сырькай,
9. ребенок — эйкакш,
10. папа — тетя.
Какое слово получилось?
Дети: Кудораське.
Учитель: Это слово состоит из двух слов они слились в одно слово: кудо – дом и раське – народ. В русском языке это одно слово.
Дети: Это семья.
Учитель: О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Ответы детей.
Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о семье. Слайд 3. Тема нашего урока «Монь кудораськень» — «Моя семья». Посмотрите, и в кроссворде слова почти все обозначают…
Дети: Членов семьи.
Учитель: Правильно, членов семьи. А кого из членов семьи может быть нет в кроссворде? Назовите эти слова. Запишите сегодняшнее число, классонь тев и тему нашего урока «Монь кудораськень.» — «Моя семья.»
Сёрмадынк?
3. Повторение и закрепление ранее пройденного материала. Работа по учебнику.
Учитель: Что такое семья в вашем понимании? Какие отношения между членами семьи? В чем эти отношения проявляются?
Ответы детей.
Учитель: Вы все правильно сказали. В семье очень теплые отношения между членами семьи взаимопонимание, взаимоподдержка. Панжсынек книгатнень – лопась ниленьгемень васенце, упражнениясь васенце. Весе муинк?
Учитель: Посмотрите на рисунок к заданию. Что здесь изображено?
Дети: Здесь изображена семья.
Учитель: Из кого состоит семья?
Ответы детей по рисунку.
Кем он является для девочки? Назовите по-эрзянски.
Кем он является для папы с мамой? Назовите по-эрзянски.
Кем он является для дедушки с бабушкой? Назовите по-эрзянски.
Учитель: Виде, эйкакшт! А кем ты являешься для членов своей семьи?
Дети: Тейтерь, цёра, нуцька, ялакс, сазор, леля, патя.
Учитель: А как в семье люди относятся друг к другу? Правильно, члены семьи любят и уважают друг друга, помогают друг другу во всем.
Ответы детей.
Учитель: Тон вечксак авать? Тон вечксак тетять? Тон лездат авантень? Тон лездат тетянтень?
Дети: Мон вечкса авань, Мон вечкса тетянь. Мон лездан аванень, Мон лездан тетянень.
Учитель: Семьи бывают разные: большие и не очень. Но в любой семье члены семьи любят и уважают друг друга. Слайд 4.
В эрзянском языке вот эта близкая связь между членами семьи передается тем что слова, обозначающие членов семьи говорят почти слитно и на письме это выражается черточкой между словами.
Посмотрите в упражнении два написаны эти выражения. Прочитаем их и переведем на русский язык.
Выполнение упражнения 2 на стр. 41.
Учитель: А сейчас, внимание на экран. Дополните предложения. Вместо точек вставьте нужные слова из упражнения 2. Нам встретились новые слова: мирде – муж, ни – жена, мирдть-нить – муж да жена. Запишите эти слова. Напишите перевод этих слов.
Учитель: А теперь посмотрите на слайд. Здесь рисунки. По этим рисункам нужно составить предложения, вставив вместо точек нужные слова из упражнения 2. Прочитайте и переведите на русский язык полученные предложения. Слайды 6-11.
Ответы детей.
4. Физкультминутка.
Учитель: Эйкакшт, кунсоломизь монь. Минь сейчас ютавтано физкультминутка. Кунсолодо парсте, тееде сень, мезе мон мерян.
Дети, сейчас мы проведем физкультминутку. Слушайте внимательно, делайте то, что я вам скажу.
— Весе стядо.
-Тейтернетне озадо.
— Цёрынетне озадо.
— А ней цёрынетне стядо.
— Тейтернетне стядо.
— Цёрынетне кепединк кеденк.
— Цёрынетне нолдынк кеденк.
— Тейтернетне кепединк кеденк. Нолдынк.
А сейчас мы сделаем так. Я буду называть слова, а ваша задача хлопнуть один раз в ладоши, если названное слово – член семьи. Если нет – не хлопаем.
Тетя, алаша, ялакс, ава, покштя, укштор, килей, сырькай, сазор, мирде, леля, пиче, патя.
-Весе озадо.
Учитель: Итак, мы с вами говорили, что отношения в семье тёплые, доверительные. В семье все любят друг друга. А в чём выражается эта любовь?
Дети: В семье отмечают день рождения, женский день, на день защитника Отечества поздравляют папу и дедушку. Дарят подарки.
Учитель: Правильно, дети, члены семьи заботятся друг о друге, дарят друг другу подарки на праздники, поздравляют друг друга с праздниками. То есть любовь, тепло выражают поступками. Слайд 12. А так же словами говорят: я тебя люблю. Вы знаете, как по-эрзянски сказать: мама, я тебя люблю. Авай, мон тонь вечктян! Слайд 13. Обратите внимание, в этом предложении слово мама – ава с суффиксом –й. Этот суффикс означает обращение к маме. Скажите по образцу: Папа, я тебя люблю! Бабушка, я тебя люблю! Дедушка, я тебя люблю! Хорошо, молодцы! А мама вам в ответ скажет: Тейтерем, мон тонь вечктян! Нуцькинем, мон тонь вечктян! — скажет бабушка. Слайд 15.
Учитель: У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте. Что это? Какая это песня? Как вы догадались? Из каких слов поняли? А сейчас мы с вами послушаем песню в исполнении Анны Атласовой. Итак, слушаем внимательно. Можете подпевать песню вполголоса, если получится. Я думаю, наши гости
5. Слушание колыбельной песни в исполнении Анны Атласовой.
Учитель: Как поется песня? Какими словами выражается любовь мамы к ребёнку?
Ответы детей.
Учитель: Давайте мы с вами исполним эту песню вместе с Анной Атласовой. А наши гости я думаю нам подпоют.
6. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Вам понравился наш урок? Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание: стр. 42, упражнение 4 (прочитать стихотворение).