Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Конспект урока по литературному чтению, УМК «Школа 2100»

Урок открытия новых знаний «Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

4 класс

Автор разработки:

Бутикова Галина Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка

Липецк – 2013

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

  • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение. 

Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению. (На партах лежат полоски-“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное) Слайд 1.

— А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: — Прочитайте отрывки, определите жанр произведения, автора и название.

Слайд 2.

1. Электроник взял бумагу и карандаш Раздел «Любимые книги» Приключения

Электроника Евгений Велтистов.

и мгновенно нарисовал чертёж

2. В монастырской келье узкой, Наталья Кончаловская « Наша

Древняя столица»

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

3. Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без драки, И . А. Крылов «Слон и Моська»

Могу попасть в большие забияки.

Учитель: — Какие произведения нам уже знакомы, и с чем мы встретились на уроке впервые?

— Какая тема сегодняшнего урока?

Иван Андреевич Крылов « Слон и Моська» ( с. 91) Слайд 3.

3.Постановка цели и задач урока. Выявление места и причины затруднения (постановка проблемного вопроса).

Учитель: — Вместе с Игорем – героем нашего учебника отправляемся в Москву 19 века. Итак: Москва, «Книжная лавка». Слайд 4.

(выходит ученик в старинной одежде, в руках томик Эзопа)

Игорь: — Здравствуйте!

Крылов:— Здравствуйте!

Игорь:— Интересуетесь баснями Эзопа? ( Эзоп — автор нравоучительных басен о животных, живший около 6 века до н. эры.)

Крылов:— Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

Игорь:- Наш класс интересуется детским чтением. С кем имеем честь общаться?

Крылов:— Крылов Иван Андреевич.

Игорь:- Мы знакомы с Вашими баснями и пьесами, жаль только, что они не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов:Отнюдь нет. Я так не считаю. Ведь через сатиру и юмор гораздо легче и проще показать человеческие недостатки и пороки. Донести до читателя замысел писателя. Так то!

Учитель: — Итак, ребята, вы уже поняли, что мы встретились с великим баснописцем 19 века И.А.Крыловым. Что утверждает Игорь? С чем не согласен И.А. Крылов? Как бы вы сформулировали проблемный вопрос урока? (Ответы учащихся)

— А теперь сравним ваши вопросы с проблемным вопросом авторов учебника лит. чтения.

Проблемный вопрос: — Актуальны ли басни И. А. Крылова в наше время и почему мы их читаем, заучиваем? Слайд 5.

Совпали наши мнения?

4. Построение проекта выхода из затруднения. ( способ, план, средство).

Учитель: – Посмотрите внимательно на экран. Слайд 6.

Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

-Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.

Слова: биография, басня, мораль, «Слон и Моська», актуальность (вывешиваются на доску) — будут опорными словами на уроке.

5. Реализация построенного проекта.

Мои помощники на уроке Вика С. , Юля Р, Андрей Р.

Они познакомят нас с краткой биографией И. А. Крылова. (первое слово в плане-опоре.)

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

Учитель: Что вы можете добавить из биографии о писателе?

Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
— Давайте вместе с вами вспомним их. (хоровое чтение)

  1. «Попрыгунья стрекоза Слайд 7.

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…»

Учитель:— Кто сможет продолжить?

  1. «Вороне где-то бог послал кусочек сыру… Слайд 8.
    На ель ворона взгромоздясь,
    Позавтракать было совсем
    Уж собралась…»

Учитель: -Что еще вы можете прочитать из произведений Крылова? (чтение 1-2 отрывков)

6. Первичное закрепление с проговариванием.

Учитель:

— Как вы считаете, к какому литературному жанру относятся эти произведения?

Что такое басня? ( слово — опора в плане, обращается внимание уч-ся)
– Трудно ответить на этот вопрос? Где можем найти ответ?
(в учебнике)

с. 89 последний абзац, со слов… я видел, как короткий занимательный сюжет.. и до конца страницы. Параллельно, работаем в тетради, с. 37, 1 задание.

— Читаем монолог Крылова (самостоятельное чтение, затем выборочное чтение и запись в рабочей тетради)

Я вам постараюсь помочь. Работа с текстом и в тетради, чтение вывода.)

— Читаем, что же такое басня?

(Басня – это занимательный короткий рассказ, в форме диалога, где герои – животные, предметы, иногда люди, выражают основную идею о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера).

А теперь сравним, как определение басни дается в словаре Ожегова. Слайд 9.

Учитель:- Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль – это мораль басни. (обращается внимание на ключевое слово) Слайд 10.

— Вспомните, в басне «Стрекоза и муравей» какова мораль? (Ты все пела, это дело, так поди же, попляши…)

7. Физкультминутка электронная (для глаз, двигат. активности)

Знакомство с басней “Слон и Моська” (следующее ключевое слово)

Слайд11.

Учитель. Сегодня мы знакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.

Прогнозирование содержания

Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?

Самостоятельное чтение .

Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словарная работа.

– Встретились ли вам незнакомые слова?
– Объясните значение данных слов, соединив стрелочками. ( Работа в парах, самопроверка по образцу и самооценка))

Слайд12.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

— Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.

Вы будете работать в группах. Работу выполняем, следуя инструкции.

1 группа. Инструкция к выполнению работы.

Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы.

1. Где происходит действие?

2. Кто изображён на иллюстрации?

3. Назовите действующих лиц басни. (Действующие лица в басне: автор, Моська, Шавка)

4. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

5. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице, и, даже, не замечает Моську)

Свой ответ начните так. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

Это ответ на 1 и 2 вопрос, дальше ответы продолжите самостоятельно.

2 группа. Инструкция к выполнению работы.

Прочитайте «по цепочке» басню.

Используя выборочное чтение, ответьте на вопросы.

1. Какой вы представляете Моську? А слона?

2. Какой вы представляете Шавку?

3. Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?

4 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)

5. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..

6. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

(Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится, даже, Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

Учитель. — Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

3 группа.

Подготовьтесь прочитать басню по ролям.

Сколько нужно человек для чтения? (3)
– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

— Работу 3 группы мы проверим чуть позже.

Чтение мастером художественного слова.

Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова Игорь Ильинский.
– Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Грамзапись. Слайды 13-19.

Заметили разницу при чтении?

Чтение по ролям- 3 группа.

— Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям, соблюдая правильную интонацию.

Выступление 3 группы.

Учитель: – Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!?”

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

9. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: — Вернемся к проблемному вопросу.

Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова. (Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство.)


Разбейте их на две группы. 

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. 
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

Подводящий диалог.

Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы
. Слайд 20.

Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть

Одобряет
  доброта
правдивость
  храбрость

трудолюбие

 — Оцените свою работу. (Самопроверка)

Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

(У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и поучительные.)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

Самооценка учащихся и оценка учителя.

Домашнее задание: Слайд 21.

а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Подготовить 2-3 задания для литературной игры. 
в) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова. ( по желанию)

Рефлексия.

У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И. А. Крылова.(ответы учащихся)

Урок окончен.

Информационные ресурсы

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.4 класс. Ч.1.- М., БАЛАСС, 2013 г.

2. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Методические рекомендации: Уроки чтения 4-м

классе по книге «В океане света»: 4 класс — М.,БАЛАСС, 2010 г.

3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Тетрадь по литературному чтению,

4 класс — М.,БАЛАСС, 2012 г.

Использованные Интернет-ресурсы

  1. http://gostei.ru/basni/krylov-ia/614-slon-i-moska.html

  2. http://nov.volsk-sennoi2.edusite.ru/

Раздаточный и наглядный материал к уроку.

Биография

Басня

Мораль

«Слон и Моська»

Актуальность

Игорь: — Здравствуйте!

Крылов:— Здравствуйте!

Игорь:— Интересуетесь баснями Эзопа? ( Эзоп — автор нравоучительных басен о животных, живший около 6 века до н. эры.)

Крылов:— Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

Игорь:- Наш класс интересуется детским чтением. С кем имеем честь общаться?

Крылов:— Крылов Иван Андреевич.

Игорь:Мы знакомы с Вашими баснями и пьесами, жаль только, что они не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов:Отнюдь нет. Я так не считаю. Ведь через сатиру и юмор гораздо легче и проще показать человеческие недостатки и пороки. Донести до читателя замысел писателя. Так то!

Игорь: — Здравствуйте!

Крылов:— Здравствуйте!

Игорь:— Интересуетесь баснями Эзопа? ( Эзоп — автор нравоучительных басен о животных, живший около 6 века до н. эры.)

Крылов:— Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

Игорь:- Наш класс интересуется детским чтением. С кем имеем честь общаться?

Крылов:— Крылов Иван Андреевич.

Игорь:Мы знакомы с Вашими баснями и пьесами, жаль только, что они не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов:Отнюдь нет. Я так не считаю. Ведь через сатиру и юмор гораздо легче и проще показать человеческие недостатки и пороки. Донести до читателя замысел писателя. Так то

1 группа. 

Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы.

1. Где происходит действие?

2. Кто изображён на иллюстрации?

3. Назовите действующих лиц басни. (Действующие лица в басне:

4. Как ведёт себя Моська? 

5. Как слон отнесся к нападению Моськи? 

Свой ответ начните так. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

Это ответ на 1 и 2 вопрос, дальше ответ продолжите самостоятельно.

2 группа.

Выборочное чтение.

1. Какой вы представляете Моську? А слона?

2. Какой вы представляете Шавку?

3. Найдите в тексте и прочитайте , что посоветовала Шавка Моське?

4 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)

5. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..

6. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

(Моська хвастается, хочет показать, что она …

3 группа.

Подготовьтесь прочитать басню по ролям.

Сколько нужно человек для чтения? (3)
– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

Напоказ – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Зеваки – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – откуда.

Диковинка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Отколе – странная, удивительная вещь или явление

Напоказ – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Зеваки – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – откуда.

Диковинка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Отколе – странная, удивительная вещь или явление

Напоказ – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Зеваки – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – откуда.

Диковинка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Отколе – странная, удивительная вещь или явление

Напоказ – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Зеваки – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – откуда.

Диковинка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Отколе – странная, удивительная вещь или явление

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here