МБУ СШ № 82 г.о.Тольятти
Урок русского языка
Тема «Местоимение как часть речи»
2 класс
УМК «Школа России»
Составила Корнилова Марина Викторовна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык 2 класс
Место урока по теме | |||
Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи | Первый урок по теме «Местоимение» | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Изучение нового материала | Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи
| Предметные результаты: 1.Узнать, какова роль местоимений в тексте. 2.Рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения. 3.Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 4.Различать местоимения и имена существительные. 5.Формировать умение правильно употреблять местоимения в речи. 6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь. 7.Развивать умение работать в парах. 8.Воспитывать навык самостоятельности. 9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Метапредметные результаты: Личностные результаты: — строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные результаты: — самостоятельно определять учебную задачу — планировать свою деятельность по решению учебной задачи — адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные результаты: — ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи — осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме — осознают ценности своего языка. Коммуникативные результаты: — применять правила делового сотрудничества — участвовать в продуктивном диалоге. | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи | 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные. 3. Уметь правильно употреблять местоимения в речи. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве | мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат | ||||||||||||||||||
I этап: организационный 2 мин. | ||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. (Слайд 2) — Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» -А что такое тайна? -А вы готовы открывать тайны? — Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату. | Проверяют готовность к уроку.
Дети настраиваются на работу.
Дети высказывают свои предположения. Тайна – это то, что скрывается от других, что известно не всем; секрет.
| Коммуникативная компетенция | Самоконтроль, самооценка | Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. | |||||||||||||||||
Чистописание. | Чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание букв.
|
Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв Мы |
| Самоконтроль, самооценка
|
| |||||||||||||||||
II этап: постановка цели и задач урока 5 мин. | ||||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | — Давайте вспомним: «Что такое речь?» — Какие части речи вам знакомы? -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?
Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.
Проверка по эталону на слайде (Слайд 3) — Почему вы не все слова распределили?
— А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? — А как называется эта часть речи? — Значит, какая цель нашего урока.
| — Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. — Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
— Нужно распределить слова, по частям речи.
У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – в тетрадях.
— Они не относятся ни к одной из групп.
-Да.
Да. — Не знаем.
-Узнать, как называется новая часть речи, когда и для чего она используется в речи.
| Учебно-познавательная, коммуникативная | Самоконтроль, самооценка | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. | |||||||||||||||||
III этап: актуализация знаний 5 мин. | ||||||||||||||||||||||
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | — Прочитайте два текста и сравните их. (Слайд 4) 1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов. 2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов. — О чём говорится в первом тексте? -О чём говорится во 2 тексте?
— Вместо каких слов употреблены слова он, они? -Место какой части речи заняли эти слова? — Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема сегодняшнего урока. (Слайд 5) Переворачивает карточку с названием темы урока. — Почему местоимение получило такое название?
Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! | Дети читают со слайдов тексты.
— О помидорах.
Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится. — Он – помидор, они – помидоры.
-Место имени существительного.
— Местоимение.
-Место имени | Учебно-познавательная | Вопросительные слова | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности | |||||||||||||||||
Физминутка. | Прежде чему узнавать новое дальше, давайте немного отдохнём и потренируем наши глазки. Показывается слайд с бабочками | Дети тренируют глазки, успевая следить взглядом за вылетающими бабочками. |
|
|
| |||||||||||||||||
IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин. | ||||||||||||||||||||||
Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.
| Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне.
-На какой вопрос отвечает слово «слон»? -Каким местоимением заменяется слово СЛОН? -На какой вопрос отвечает слово «он». Значит, какой вывод мы можем сделать?
Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
— Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. Слайд Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). -А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? — Давайте сравним наше определение с эталоном. (Слайд 7)
А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?
Работа по учебнику. Упр.171
— Какие местоимения встретились в тексте? — Они указывают на какой-то предмет? А называют его? Физминутка Топай, мишка, хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка! Руки вверх, вперёд и вниз, Улыбайся и садись! (Повторить 2 раза с ускорением темпа выполнения движений) |
Дети читают стихотворения на слайде
-Отвечает на вопрос КТО?
-Слово слон заменяется местоимением ОН. -Отвечает на вопрос КТО?
Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
Дети читают
-Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.
Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.
Дети читают определение на слайде. Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.
-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.
Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания. — Он, я, ты, они.
| Учебно-познавательная, коммуникативная | Согласен – не согласен | Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. | |||||||||||||||||
V этап: первичная проверка понимания 5 мин. | ||||||||||||||||||||||
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.
| Работа по упр.173 (устно) — Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет? | Дети читают текст упражнения и называют местоимения. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Фронтальная работа | Излагает, объясняет учебный материал | |||||||||||||||||
VI этап: первичное закрепление 5 мин. | ||||||||||||||||||||||
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого; Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | Самостоятельная работа по упр.174. — Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища. Оцените товарища по таким критериям: Всё верно — ! Одна ошибка- + Две ошибки — ? Три ошибки — — (Слайд 8)
Проверьте себя по эталону на слайде. (Слайд 9) — Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой. — Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания
Работа в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет? Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.
| Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
Проверка по эталону.
Дети поднимают руки.
Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради. | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Работа в парах Самоконтроль, самооценка | Контроль и самооценка познавательной деятельности.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | |||||||||||||||||
VII этап: Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||
Провести инструктаж по выполнению дом. задания | Упр.175 — Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Вспомните, какие предложение называются нераспространенными и какие распространёнными. | Дети читают текст упражнения и задают вопросы. | Коммуникативная, учебно-познавательная | Фронтальная работа |
| |||||||||||||||||
VIII этап: рефлексия 5 мин. | ||||||||||||||||||||||
осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | -Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали? — Какую часть речи изучали? — Какое определение вывели? —Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов. (Слайд 10)
и могу это объяснить одноклассникам.
но не уверен, что объясню другому.
| -Узнали о новой части речи – местоимении.
Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Самооценка | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
Список литературы:
1.Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.
2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.
3.Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012.
4.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.
5.Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.