Урок русского языка в 3 классе (урок исследование).
Тема: «Второстепенный член предложения – определение».
Учитель начальных классов: Лутынская Инна Юрьевна МБОУ СОШ №3
Цели:
образовательная: познакомить учащихся с новым понятием – определение.
развивающая: развивать речь, творческое мышление, память.
воспитательная: воспитывать внимание, коллективизм и уважительное отношение к одноклассникам.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс» А. В. Полякова (ч. 2); компьютер, мультимедиопроектор; листочки для домашнего задания «Продолжи рассказ» на каждого ученика; памятка «Разбор предложения»; карточки – задания для трёх групп; «Тест» по теме «Предложение».
Технологическая карта урока (конспект).
Время | Шаг | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организаци-онный момент. | 1-2 мин. | 1 Поддержание дисциплины
| Приветствие со словами: Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь мне, друг другу.
| Приветствуют стоя, улыбаются.
|
Чистописа-ние. | 5 мин | Подготовка кисти руки к письму.
| Слайд 1 Отгадайте загадку: Красная девица по небу ходит. (Солнце). Слайд 2 — орфограмма? Подберите однокоренные слова: какой? солнечный. Сейчас мы с вами определим, какую букву будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает в слове «солнце» согласный, глухой, парный, твёрдый звук. (Буква «С») Мы напишем её с буквами, которые являются в алфавите её соседями. Слайд 3 На экране запись: с р т СС р т с Р р. Найдите закономерность и продолжите запись. | Дети выполняют упражнения, пишут дату и классная работа.
Ответы учащихся.
Пишут в тетрадях. |
Повторение пройденного. | 3-5 мин. |
Игра–соревнование. Взаимопроверка. | — Сегодня мы вновь совершим увлекательное путешествие в Королевство Предложений. Слайд 4 Диктую по 3 слова, победит тот, кто напишет все 12 слов правильно. У существительных обозначьте склонение, прилагательные подчеркни волнистой линией. |
Выполняют задание. Оценивают соседа, оценку ставят на полях. |
Время | Шаг | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Изучение нового материала. | 30 мин. | Актуализация знаний. Сравнительный анализ.
Определение темы урока. | Прочитайте слова (подлежащее, дополнение, сказуемое, обстоятельство). Слайд 5 — Что объединяет эти слова? Распределите их на группы. Слайд 6 Вернемся к 1 группе. Слайд 7 Составьте предложение на тему «Весна», состоящее из грамматической основы. — Королевство состоит из двух городов: Подлежащего и Сказуемого. Слайд 8 Докажите. Наступила весна. — Какое получилось предложение? — Что нужно сделать, чтобы предложение стало более красивым? — Вернемся к словам 2 группы. Как вы считайте, можно ли дополнить эту группу слов? Слайд 9 Да, определение – это тема нашего урока. Слайд 10 Мы постараемся вместе вывести правило, что такое определение. Слайд 11
|
Обобщают, делают вывод.
Составляют предложение и записывают самостоятельно. Доказывают своё мнение.
Ответы учащихся. Сами определяют тему урока, формулируют цель. |
Работа в группах. | Каждой группе даю карточку с заданием. Слайд 12
Учитель наблюдает и оказывает посильную помощь. | Дети составляют, записывают распространённое предложение, разбирают его по членам предложения: 1группа со словом день, 2 – ночь, 3 – утро. 1группа работает и делает вывод, используя памятку; 2 и 3 – самостоятельно. | ||
Итоги работы в группах. | Появляется запись: Слайд 13 Определение Какой? Какая? Какое? Прилагательное — В каком числе вы употребили все прилагательные? Поставьте определение во множественном числе. Какой вопрос можно поставить?
|
Устные ответы учащихся. |
Время | Шаг | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
|
| Работа с учебником. Работа в паре. | — Что нового узнали об определении?
— Расскажите правило так, как запомнили. | Читают правило. Дети повторяют правило друг другу. |
Домашнее задание (творческое). | Жители Королевства предлагают нам задание на листочках «Продолжи рассказ». В предложениях обязательно употребить определения и подчеркнуть волнистой линией. | Записывают задание в дневник. | ||
Проверка знаний.
Тест.
Индивидуальная работа. Самооценка. | Раздаю листочки с тестом.
Для выполнения теста 2 учащихся рассаживаю за компьютер, остальным раздаю заранее заготовленные листочки с тестом.
Ответы на наборном полотне. 6 баллов – высокий уровень Слайд 14 5 баллов – средний уровень 4 балла – низкий уровень | Работают самостоятельно.
2 учащихся выполняют тест на компьютере, остальные на заранее заготовленных листочках. Свою работу оценивают сами, делают вывод над чем ещё предстоит поработать. | ||
Итог урока. | 3-5 мин. | Делают вывод. | — Какой новый посёлок появился в нашем Королевстве? Слайд 15 Правило Слайд.16 | Ответы учащихся. |
Рефлексия. | — Оцените свою работу на уроке.
Благодарю учеников за работу. Слайд.17 | Дети оценивают свою работу, используя кружки трёх цветов: хотят знать больше; знают, но могут больше; затрудняются. |