Муниципальное общеобразовательное учреждение Серебровская основная общеобразовательная школа Камешковского района Владимирской области |
Урок русского языка во 2 классе по теме «Знакомство с понятием имя существительное» |
|
«Путешествие на остров Кточто» |
|
Учитель начальных классов: Гришанова Ольга Николаевна |
|
|
г. Владимир, 2014 год.
Урок: русский язык
Класс: 2
УМК: «Гармония»
Тема урока: Знакомство с понятием имя существительное.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок – путешествие
Имя урока: Путешествие на остров Кточто.
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме « Знакомство с понятием имя существительное».
Задачи урока:
-
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— формирование уважительного отношения к иному мнению;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
— формирование положительной мотивации к учению и познанию;
— развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока;
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
— формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);
— формирование умения работать в парах, группах;
— формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её;
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов
— познакомить учащихся с понятием «имя существительное»;
— учить выделять имена существительные из других частей речи;
Методы обучения:
-
Словесные методы: беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником и словарём;
-
Наглядные методы: презентация, карточки со словами, бортовые журналы;
-
Практические методы: письменные упражнения, практическая работа по составлению памятки по теме урока.
Оборудование урока:
-
Компьютер;
-
Проектор;
-
презентация к уроку;
-
карточки со словами;
-
бортовые журналы (по количеству учащихся);
-
листы для работы в группах (с дифференцированными заданиями по степени сложности) по количеству групп;
-
орфографический словарь;
-
выполненные в технике оригами бумажные белые кораблики (по количеству учащихся);
-
сундучок;
-
у учащихся – ручки, простые и цветные карандаши.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||
2’
1’
1’
1’
2’
2’
1’
1’
5’
1’
6’
Прочитайте. Выпишите только имена существительные , которые отвечают на вопрос КТО? ЛУННАЯ, ЯКОРЬ, МАТРОС , ПЛАВАТЬ, ХРАБРЫЙ, ХРАБРЕЦ
Найдите ошибки, которые допустил житель острова Кточто. Подчеркните имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? КАРАБЛЬ, ЛОТКА , ЧАЙКА, ДРУГ , МИР, ПРОЧНЫЙ
Прочитайте. К каждому слову подберите и запишите противоположное по смыслу слово (смотри образец).
Подчеркните имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? вопрос .
2’
3’
1’
1’ |
— Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Ольга Николаевна! Слайд 1. И Слайд 2. Я учу таких же, как вы, ребят, в Серебровской школе. Они прислали вам огромный привет!!! И очень хотят с вами познакомиться. Слайд 3. — Посмотрите на экран и отгадайте, чем увлекаемся мы с ребятами?
2 . Актуализация знаний — Да мы очень любим путешествовать, а вы любите путешествовать? Слайд 4. 3. Выход на тему урока — Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров «Кточто». — Как вы думаете, почему так называется остров? Кто на нём живёт? Да, остров получил своё название, благодаря двум племенам, живущим на нём, племени Кто и племени Что. — Предположите тему урока (сегодня на уроке мы будем изучать слова, которые отвечают на вопрос КТО и на вопрос ЧТО) Эвристическая беседа. — Ребята, чтобы увидеть эти племена, мы должны подобраться к этому острову. На чём мы совершим наше морское путешествие? Слайд 5. 4. Выход к учебной проблеме Итак, мы отправляемся в путешествие на КОРАБЛЕ. А кто управляет кораблём? КАПИТАН. К . РАБЛЬ КАПИТАН — На какой вопрос отвечает слово корабль? (что?) Слово капитан? (кто?) ЧТО? КТО? — А вы заметили, что на нашем корабле пробоина? Нельзя отправляться на таком судне, надо её залатать. Какую букву надо вставить? Как проверить, правильно ли вы считаете? Можно воспользоваться орфографическим словарём. (предлагаю 1 ученику найти слово в толковом словаре Ожегова, а в это время работаю с классом) — Чтобы подняться на борт корабля мы должны составить слова.
ша
ры
ба
ран
ка
мыш
ка Слайд 6. Камыш мышка ранка на доске баран вывешиваю рыба карточки шары со словами
— Давайте понаблюдаем: на какой вопрос отвечает каждое слово? — Как одним словом можно сказать? «мышка, баран, рыба – это…. Животные», а капитан – это … человек. — Мы можем сказать, что эти слова обозначают живые предметы?
ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
— А слова ШАРЫ, РАНКА, КАМЫШ – они тоже обозначают предметы…..только какие? Живые? (неживые предметы). На какой вопрос они отвечают? (ЧТО?)
НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
-Может быть кто– нибудь из вас уже знает, как в русском языке называются слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (имя сущ.).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
5. Отработка полученных знаний на практике. Слайд 7. — Итак, пробоину залатали, по трапу корабля поднялись, отправляемся в путешествие… — Добраться до острова нам поможет карта.
Кточто
Слайд 8. Физкультминутка.(под минусовку песни О.Газманова «Морячка»)
— Как только мы отплыли была получена телеграмма. Слайд 9.
Здравствуйте, дарогие ребята. мы жытели острова Кточто ждём вас. подарки уже готовы. среда, 5 марта. Ваша задача расшифровать текст телеграммы и исправить ошибки. Кто закончит работу, должны будут поднять вверх руки (показ учителем).
Слайд 10. — Какие правила не знают островитяне? (начало предложения с заглавной буквы; правописание жи — ши, безударная гласная) — В этой телеграмме встретились имена существительные. Найдите их (ребята, жители, острова, подарки, среда, март). — Подчеркните их в телеграмме простым карандашом. На какой вопрос отвечает каждое слово?
— Пока мы с вами расшифровывали телеграмму, с нами и нашим кораблём что-то случилось. Посмотрите на слайд. Что случилось с нашим кораблём? (попал в шторм)
Слайд 11. — Да, наш корабль попал в шторм и все предметы на палубе разбросало. Необходимо навести порядок. Давайте поможем юнге расставить слова в предложении в правильном порядке. Скажите, а как легче справиться с заданием: одному или с помощью друга. Давайте попросим помощи у соседа по парте. Сейчас каждый по-очереди скажет волшебные слова, «тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь». (Показываю образец :ИМЯ, помоги мне , пожалуйста)
в, парусник, шторм, Маленький, попал, сильный.
— Проверьте правильно ли вы выполнили задание (сверяемся с экраном). Слайд 12
— Найдите а предложении имена существительные. На какой вопрос они отвечают?
Что такое парусник (судно с парусами) А знаете ли вы, что у слова парусник есть ещё одно значение? (бабочка парусник)
6. Творческое воспроизведение знаний
Слайд 13. — Итак, мы доплыли до острова, но корабль не может подплыть к самому берегу, так как может сесть на мель. Необходимо пересесть на лодки, каждая лодка вмещает не более 5 человек. По моему сигналу (хлопок в ладоши) вы должны объединиться в группы. Когда работа будет закончена, ваша команда должна будет взяться за руки и поднять их вверх.
Слайд 14. — Вот мы и на острове Кточто. Слайд 15. 7. Обобщение знаний и составление памятки. — Как же нам понять, где какое племя живёт?
— Необходимо разгадать ребусы. — Как мы теперь будем называть слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (Имена существительные) — Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться домой. Давайте заполним посадочные билеты. (На партах у каждого лежат карточки-кораблики, заполнив которые, учащиеся изготовят для себя памятки по теме урока).
___________
_____________________
_________ __________
Слайд 16. Домашнее задание (дифференцированное) — А чтобы вы не забыли наше путешествие и обитателей острова Кточто, предлагаю вам дома на выбор выполнить следующие задания: 1. Выполнить задание на карточке.
Слайд 17. 7.Рефлексия и итог урока.
Сегодня вы работали отлично. И на память об этом уроке я хочу подарить вам подарки – бумажные кораблики, которые смастерили для вас мои ученики. Скоро наступит весна, и я думаю, что вы запустите эти кораблики по ручейкам. (дарю на память кораблики из сундучка)
|
Анализ картинок на слайде,
вывод
диалог
диалог
Выбор транс-портного средства (диалог)
Проверка безударной гласной
Работа с орфографическим словарём
Составление слов из слогов (коллектив-ная работа) и распределе-ние сразу же на 2 группы
Мини – вывод совместно с учителем
Физкульми-нутка для глаз и ОДА
Работа в парах
Коллективная проверка .
Рефлексия своей деятельности
Работа в парах
Проверка своей деятельности, рефлексия
Повторяем правила работы в группе.
Работа в группах (по 4 человека)
Проверка и рефлексия своей деятельности
Коллективное разгадывание ребусов
Составление и заполнение памяток по теме урока
| формирование положитель-ной мотивации к учению и познанию;
Формирова-ние умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её
Формирова-ние уважительного отношения к иному мнению;
формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);
познакомить учащихся с понятием «имя существительное»
Чтение текста с его редактированием
формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность
развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока
работа с деформированным предложенем
учить выделять имена существительные с опорой на вопрос кто? что? из других слов.
Работа с многозначным словом
Отрабатывать умение выделять имена существительные из других слов
Создавать совместно с учителем и одноклассниками собственный информаци-онный объект (памятку)
Развитие творческих способнос-тей
Формирова-ние положитель-ной мотивации к учению;
|