Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Белоногово
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
для учащихся 3-4 классов
«Охранять природу – значит охранять родину»
Автор — составитель Питченко Светлана Васильевна,
учитель начальных классов.
2013г
Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в целом.
Задачи:
1. Удовлетворить и развивать познавательные возможности учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания об экологии.
2..Учить учащихся выступать на школьных мероприятиях.
3. Развитие навыков работы со справочниками и публицистическими материалами.
Оформление зала: на стенах плакаты, детские рисунки которые выполнила группа – оформителей.
Оборудование: книжная выставка, плакаты о природе, рисунки ребят.
Ведущие: учащиеся 4-х класса
Чтец:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется — природа.
Давайте же всегда ее беречь!
Подсолнух солнечного цвета,
Такой, что радостно всем жить.
Природой называется все это, давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубиться на заре тумана дым…
Все это называется — природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Страница 1.
«Природа — наш дом»
Ведущий:
Дорогие друзья, сегодня я приглашаю вас полистать устный журнал под названием «Охранять природу — значит охранять родину». Первая страница называется «Природа -наш дом». Мы поговорим о нашей планете, о существах, живущих на Земле.
Какая же она — наша Земля? Вот так она выглядит из космоса.
Наша планета — это огромный шар. Чтобы представить, сколь многочисленно население Земли, было подсчитано, какой длины окажется колона людей, построившихся в затылок друг другу. Оказалось, что длины этой колоны достаточно для того, чтобы 50 раз обогнуть земной шар. Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты, но делать это с каждым годом становиться все сложнее. Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда? Это богатый и удивительный мир растений и животных. Это наша родная природа. Мы начали нашу встречу с замечательного стихотворения о природе. Вы видите, что класс украшен разнообразными пейзажами: репродукции с выставки «С любовью о родной природе», рисунки. Здесь представлены стихотворения поэтов-классиков о родной природе. Задумывались ли вы, почему поэты и художники в своем творчестве обращаются к природе? В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение. Чаще всего воспевается родная природа. И это не случайно. Потому что природа и родина неотделимы друг от друга. Недаром же у этих слов одна основа, один корень: при- РОД — а, РОД — ина. Если человек умеет понимать красоту природы, он постарается не делать ей больно. Древние люди поклонялись матушке -природе. Они понимали, что полностью зависят от нее, человек тогда очень четко сознавал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает. А мы, в наше время, все чаще видим неухоженные поля, горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим овощи и фрукты, зараженные ядовитыми веществами.
Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы сохранить красоту природы? Как помочь нашей матушке -природе?
Можно сберечь и лес, и сад, и поел, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе. Правил, выполнение которых должно стать совершенно естественным делом для каждого из нас. Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Сейчас мы поиграем «Догадайся, что за знак».
Знак 1 «Не ломай ветки деревьев и кустарников».
Лесничий: Растение — живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится.
Знак 2 «Не повреждай кору деревьев»
Лесничий: Помните, им больно, они перестают расти и долго и мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
Знак 3. «Не рви цветов в лесу и на лугу».
Лесничий: Ведь цветок в вазе — это пленник, приговорены й к скорой
смерти. Пусть лучше это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех,
кто придет следом за нами. Именно наша давняя привычка рвать цветы
привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять
из прекрасных цветов, выращенных человеком.
Знак 4. «Нельзя брать яйца из гнезда, разорять муравейники».
Лесничий: Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не
берите их собой. Не разоряйте муравейники. Не трогайте руками яйца
потому, что птица бросит их.
Знак 5. « Не сбивай грибы, даже несъедобные»
Лесничий: Часто человек, проходя по лесу, сбивает палкой мухоморы и другие несъедобные грибы. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает и не любит его! Мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки. Многие грибы участвуют в уничтожении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Они — санитары леса! Знак 6 «Не разводите костер в лесу, если в этом нет острой необходимости»
Лесничий: А кроме того, кострища — это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления потребуется 15 -20 лет. В лесу может возникнуть пожар. Вы, конечно, знаете, какими огромными по масштабам стихийными бедствиями становятся порой лесные пожары, особенно во время засухи.
Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, никогда не оставляйте после себя беспорядок. Помните: брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка — не менее 70 лет. Оставленный
вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. Сколько людей получили травмы из-за стекол, которые легко прорезают обувь. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар. Мы выяснили, что правила поведения в лесу вы знаете хорошо, поэтому лесные жители всегда будут рады встретить вас у себя дома.
Страница 2
«Там-там новости»
Ведущий (1):
Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видом растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 млн, гектаров, превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей — это производные от состояния экологического напряжения.
Ведущий (2):
«Покорять природу», «Не ждать милости от природы» — это лозунги не столь далекого времени. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как некое чудо.
Ведущий (1):
Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов? Промышленные предприятия отравляют воздух, которым мы дышим. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. Газы автомобилей попадают к нам в легкие. Ядовитые вещества после сжигания мусора на свалках летают в воздухе и приносят окружающей среде.
Ведущий (2):
Отбирая у природы самое красивое, самое яркое и душистое, мы в результате грабим себя. В библиотеке есть Красная книга. Она не совсем обычная. Красный цвет -сигнал тревоги, надвигающийся опасности, предупреждения. Сюда занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся под угрозой вымирания. Вы только представьте: под угрозой исчезновения в ближайшем будущем 5435 видов животных и 5611 видов растений!
Ведущий (1):
Природа -наш дом, и мы, его жители, должны этот дом беречь. А сейчас предоставляем слово нашим корреспондентам. (Далее следует выступления ребят (трех корреспондентов) по любым разделам «Красной книги»)
Страница 3
«Профессия – эколог».
Гибнет природа. Земля в опасности. Она требует помощи! Как же мы с вами сможем ей помочь? Я думаю, для этого нужно просто по-настоящему любить природу; научиться беречь всех, кто ее населяет; птиц, зверей, жучков, цветы. Этим и занимаются люди, которые выбрали для себя раз и навсегда профессию эколога.
(Далее выступление ребят о профессии эколог). (Приложение 2).
Чтец:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Берегите Землю! Берегите…