ПОДВОДНЫЙ МИР
Цель: развивать творчество, фантазию, мышление, чувство товарищества;
воспитывать любовь к окружающему миру, трудолюбие, умение работать в коллективе;
познакомить с разнообразием животного мира, учить видеть прекрасное рядом с собою, развивать навыки работы с бумагой.
Оборудование: плакат с изображением морского дна, шаблоны рыбок, ножницы, глобус.
-Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что обозначает голубой цвет на глобусе?
¾ земного шара покрыто водой. Вода играет большую роль в жизни человека. Какую?
А ещё вода является домом для множества живых организмов. Назовите их.
Кроме рыб в морях обитают: крабы, морские звёзды, медузы. А также обитают самые крупные на земле млекопитающие – синие киты. Их вес достигает 150 тонн(вес 3-х железнодорожных вагонов), длина 33метра.
Всего известно более 21000 видов рыб. Самая большая рыба – китовая акула, её длина 18 метров. Самая маленькая – филиппинский бычок, в длину он меньше 10мм и помещается на кончике человеческого ногтя.
На открытом песчаном дне почти негде спрятаться. Поэтому у многих его обитателей плоское тело и маскирующая окраска, спасающая от хищников. На дне моря живут скат, камбала и др. рыбы.
Люди боятся акул, особенно большой белой акулы. Однако многие акулы безобидны. Большая белая акула вряд ли нападёт на человека, если её не спровоцировать или если она не примет купающегося за тюленя, либо черепаху, которыми обычно питаются.
В тёмных глубинах океана водится много удивительных и загадочных существ. У многих из них жуткий вид: маленькие глазки, огромные рты и зубы, как гвозди. Рыба-гадюка, угорь-удав и глубоководная рыба-удильщик выглядят так, будто вышли из фильмов ужасов.
В океане водятся также и дельфины, которые известны своим дружелюбным отношением к человеку. Они легко поддаются дрессировке и могут стать нашими большими друзьями.
Дельфины прославились как неутомимые спутники кораблей. Самые быстрые из них развивают скорость до 50 км/ч и способны обогнать иной корабль.
Легенда: Однажды пассажирское судно потерпело крушение, и оставшиеся в живых люди с ужасом увидели, как их окружает стая акул. Но вот из открытого моря стремительно примчалась стая дельфинов. Они разогнали акул и помогли держаться на воде ослабевшим людям, пока не подоспела помощь.
-Больше всего красивых и разнообразных рыб водится в тёплых морях.
Человек изучает рыб, опускается на морское дно, чтобы любоваться рыбами в их естественной среде. Чтобы иметь возможность любоваться рыбами не выходя из дома, люди покупают аквариумы и разводят в них рыбок.
Аквариумных видов рыбок очень много (с.42-43 энциклопедия «Что такое. Кто такой» том1).
-А у вас дома есть аквариумы?
Если вы завели дома рыбок, то за ними надо ухаживать: кормить, менять воду.
Работа детей.
-Сегодня на занятии мы сделаем свой аквариум. Каждый из вас сделает свою рыбку, а потом мы поместим их в «аквариум».
Для этого у вас на партах лежат листы бумаги, шаблоны рыбок, цветные карандаши.
Форма и цвет рыб разнообразны. Вы можете даже вывести свой вид рыб. Главное, чтобы ваша рыбка получилась красивой, аккуратной.
Работа у нас сегодня коллективная. Можете советоваться друг с другом. Когда ваша рыбка будет готова, можете размещать её в «аквариум».
Итог.
-Молодцы, хорошо потрудились.
-Нравятся вам ваши рыбки?
-Для того, чтобы такие рыбки жили не только в морях, но и в наших озёрах и реках, человек должен охранять водоёмы и их обитателей.
-А как он должен их охранять? (Ловить рыбу в установленные сроки, разводить и выпускать мальков рыб)