Внеклассное занятие для учащихся начальных классов.
Предметная область: Окружающий мир
Составитель: Левина Е.А.
Классы: 1-4
Тема занятия: Слава хлебу на столе!
Цель занятия: Формирование представлений как из зерна получают хлебобулочные изделия.
Задачи: 1. Познакомить с профессиями людей, которые выращивают хлеб; с машинами и приспособлениями для сельскохозяйственных работ.
2. Расширять кругозор учащихся, поддерживать интерес к изучению нового, развивать внимание, речь, наблюдательность.
3. Формировать умение искать информацию, ставить вопросы, слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, сотрудничать в группах, оценивать свою работу и работу товарищей.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда.
Оборудование:
-
Раздаточный материал на парты (тесто, гербарий колосьев пшеницы и ржи, булочка, конверты с пословицами о хлебе).
-
Картинки (комбайн, сеялка, борона, элеватор, хлеб на столе)
-
Таблички со словами (комбайн, сеялка, борона, элеватор, зерно, мука, тесто, булка, тракторист, комбайнер, шофёр, пекарь, продавец, агроном, фасовщик).
-
Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
-
Рисунки колобка для проведения рефлексии, фломастеры (у каждого учащегося).
-
Презентация «Слава хлебу на столе!».
Содержание деятельности | Формирование УУД | Результат Реализации ООП | Приложения | ||
Учителя | Учащихся | ||||
1. Организационный момент. | Разделение учащихся на 2 разновозрастные группы.
Приветствие учителя.
Проверка готовности групп. | Дети по желанию делятся на 2 группы.
Проверка готовности группы к работе. | Осознание себя полноценным участником группы.
Стремление выполнять работу в коллективе. | Личностные. | Слайд 1. |
2. Актуализация знаний. | Загадка. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушёл. У него румяный бок Кто же это?
-) Что хотели сделать с колобком все герои русской народной сказки?
-) Почему они хотели съесть колобка?
-) Из чего был сделан колобок?
-) Что ещё делают из муки? |
Хоровой ответ: КОЛОБОК
— Съесть.
— Вкусный. — Румяный. — Ароматный.
— Из муки.
-Булки -Печенье, пряники. -Сушки, баранки и т.д. |
Синтез признаков
Умение выдвигать версии.
Самореализация |
Познаватель-ные
Познаватель-ные
Личностные |
Слайд 2: (загадка, колобок)
Слайд 3: (герои сказки «Колобок») |
3. Самоопределение к деятельности. | -) Как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на занятии?
Сегодня мы узнаем как рождается хлеб.
-) О чём бы вы хотели ещё узнать?
На эти вопросы постараемся сегодня ответить. Стихотворение | — О хлебе. — О булке. — О муке. — Как пекут хлеб.
— Как хлеб пришёл к нам на стол. — О профессиях людей, которые выращивают хлеб.
Стихотворение (читает ученик): Слава миру на земле. Слава хлебу на столе. Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил. | Выдвижение версий. Самореализация.
Целеполагание.
Самореализация. | Познаватель-ные, личностные.
Регулятивные.
Личностные. |
Заранее подготовлен- ный ученик читает стихотворение. |
4. Практическая работа. | -) Назовите, что лежит у вас на столе?
— В группах составьте цепочку, как получилась булочка?
Я тоже составила цепочку. Цепочка: зерно-мука- тесто- булка
-) У кого такая же цепочка? Поднимите руки. -) У кого другая?
-) Чем ваша цепочка отличается от моей?
-) Все ли согласны?
-) Какое растение надо вырастить, чтобы испечь хлеб? | — Мука, булочка, тесто, гербарий колоса.
Составление цепочки.
Сигнал (поднимают руки). Сигнал
— У нас предметы, у вас слова.
Доказывают правильность выбора. — Пшеницу, рожь. |
Сотрудничество в группе, планирование и организация действий.
Контроль.
Коррекция. |
Коммуникативные, регулятивные.
Регулятивные. | Мука, тесто, булочка, гербарий колоса пшеницы и ржи.
Слайд 4: (зерно -мука — тесто — булочка). |
5. Работа по теме.
Работа на интерактивной доске.
Словарная работа.
Словарная работа.
Словарная работа.
Словарная работа.
Это интересно!
| — Рассмотрите картинки. -) Какое задание вы могли бы предложить выполнить другой группе?
-) Как думаете, какая картинка должна быть первая?
-) Чем пашут землю?
-)Кто знает, как пахали землю в старину?
-)Какая картинка следующая?
-) Для чего проводят боронование? Боронование — предохраняет почву от высыхания, выравнивает поверхность, разрушает почвенную корку, уничтожает сорняки.
-) Чем боронят землю? Борона – сельскохозяйственное орудие для обработки почвы.
Подготовили почву. -) Что будем делать дальше?
Для посева зерна есть специальная машина. -) Кто знает как она называется? Сеялка— сельскохозяйственная машина для равномерного посева семян в почву.
-) Как сеяли хлеб раньше?
-) Какая картинка будет следующая?
-) Какие машины придут на помощь человеку?
-) Как убирали урожай, когда не было комбайнов?
-) Что происходит дальше?
-) Куда увозят зерно? Элеватор— сооружение для хранения зерна.
-) Что происходит дальше? -) Вспомним, из чего пекут хлеб?
А мы видим готовые булочки. -) Какая картинка отсутствует?
-) Где из зерна делают муку? У нас такой завод находится в городе Кондопога.
-) А в старину как мололи муку?
Для выпечки 1 батона требуется 10 тысяч зёрен. -) Какая картинка будет последней?
В городе Петрозаводске есть два больших предприятия для выпечки хлебобулочных изделий: хлебозавод и хлебокомбинат. В городе Пудоже, откуда нам с вами привозят хлеб тоже есть хлебозавод. | Формулировка задания: (расставить картинки по порядку, назвать с/х машины).
— Вспахать землю.
— Трактором с плугом.
-На лошади.
— Боронование.
— Предохраняет почву от высыхания, выравнивает поверхность, разрушает почвенную корку, уничтожает сорняки. — Бороной.
— Сеять зерно.
— Сеялка.
— Люди шли по полю и бросали зерно. — Уборка зерна.
— Комбайны.
— Жали серпом.
— Машины везут зерно.
— На элеватор.
(Ответы детей.) — Из муки.
— Как мелют муку.
— На мукомольном заводе.
— На мельнице.
— Из муки испекли хлеб. |
Формулировка задания.
Выявление закономерности.
Выдвижение версий.
Сотрудничество в группах. Умение слушать и слышать. |
Познаватель-ные.
Познаватель-ные.
Познаватель-ные.
Познаватель-ные.
Коммуникатив ные.
Познаватель-ные.
|
Слайд 5: (трактор с плугом пашет поле).
Слайд 6: (лошадь с плугом).
Слайд 7: (трактор с бороной).
Слайд 8: (трактор с сеялкой).
Слайд 9: ( так сеяли раньше).
Слайд 10: (уборка урожая комбайном). Слайд 11: (так убирали хлеб раньше). Слайд 12: (машины везут зерно). Слайд 13: элеватор).
Слайд 14: (мукомольный завод).
Слайд 15: (мельница). Слайд 16: (это интересно). Слайд 17: (хлебобулоч- ные изделия на столе). |
6. Физминутка |
|
|
|
|
|
7. Первичное закрепление. | Вернёмся к составленной цепочке «Как хлеб на стол пришёл».
-) Назовите машины и орудия труда, которые помогли людям вырастить хлеб?
-) Людям каких профессий мы должны сказать « СПАСИБО» за их труд? |
— Трактор. — Плуг. — Сеялка. -Борона. — Комбайн. — Грузовик (ЗИЛ, ВАЗ). — Тракторист. — Комбайнёр. — Шофёр (водитель). — Пекарь. — Грузчик. -Продавец. — Агроном. — Фасовщик. |
Сравнение, обобщение.
Выдвижение версий. |
Познаватель-ные.
Познаватель- ные. |
Напечатаны названия машин и орудий труда.
Напечатаны названия профессий.
Слайд 18: (стих-ние)
|
8. Обобщение.
Работа с пословицами. | Столько людей трудилось, чтобы хлеб всегда был на нашем столе. -) Как мы должны относиться к хлебу?
О хлебе придумано много пословиц и поговорок, загадок, прибауток, частушек, считалок.
Откройте конверты. — Слова рассыпались. Попробуйте составить пословицу и объяснить как её понимаете.
Проверка: прочитать пословицу, объяснить её.
-) Какие маленькие открытия вы сделали для себя на этом занятии? |
— Бережно. — Не бросаться и т.д.
Пословицы:
Ответы учащихся. |
Позиция учащихся.
Сотрудничество в группе. Учет чужой позиции.
Самореализация. |
Личностные.
Коммуникатив ные.
Личностные.
|
Слайд 19: (правила обращения с хлебом). Слайд 20: (устное народное творчество).
Слайд 21-22: (пословицы). |
9. Рефлексия. | Я подарю вам колобка. -) Какое настроение у вас было на занятии? Нарисуйте.
— если было интересно
— если было грустно
— обычное настроение
Расположите колобков на лесенке.
много узнал, хочу знать больше
много узнал, но не всё запомнил
ничего не запомнил |
Самостоятельная работа.
Расположение колобков на лесенке. |
Позиция школьника. |
Личностные. | Слайд 23: (колобки).
Лесенка с надписями на доске. |