Внеклассное мероприятие в 4 классе: «Никто не забыт и ничто не забыто»

Цели:

формирование нравственного идеала на примерах героических подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны;

-воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважения к нашей истории

Орг. момент ( звучит песня «Поклонимся великим тем годам» Автор текста: Львов М. Музыка: Пахмутова А.)

Актуализация знаний

Конец формы

Учитель: Идёт уже 69 год со дня окончания Великой Отечественной войны, почти 69 лет с того времени,  как смолкли последние выстрелы пушек, наступила тишина и пришел на нашу землю мир, выстраданный слезами матерей, вдов, детей, оставшихся без родителей. Все меньше и меньше остается  ветеранов и участников той войны. Но остается память… Память, которая смотрит на нас со старых фронтовых фотографий и тех вещей, которые сохранили бывшие фронтовики, не дает померкнуть ни одной героической странице истории победы над фашизмом.

Работа в парах

Учитель: — Ребята, как вы понимаете смысл слова память? (выслушиваем 2-3 ответа)

_-Найдите толкование слова память в словарях. (Словари у каждого на парте, зачитывают толкование слова)

Ученик 1: Если б нам не помогала память,
Не гасила прошлое вдали, —
Всё пройдя, что пережито нами,
Мы бы жить, наверно, не смогли.

Ученик 2: Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Ученик 3: Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя

Великой Армии простой солдат!

Выставка фотографий «Герои моей семьи» (на выставке фотографии прадедушек, прабабушек учащихся 4класса)

Учитель: Почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. В каждой

семье есть свой герой: бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка. Именно благодаря их подвигам мы можем осознать значение Великой Отечественной войны в истории нашей страны и всего человечества.

-Давайте послушаем, что вы узнали о боевых подвигах прабабушек и прадедушек (рассказы учащихся)

Ученик 4: Никто не забыт и ничто не забыто:
Мы помним и чтим тех, кто был на войне.
Для каждого летопись эта открыта –
Об этом писать уж, наверно, не мне.

Ведь время летит и с собою уносит
Все то, что когда-то ему предалось.
С собой все возьмет – никого и не спросит –
Ничто не вернет, что забрать довелось.

Бывает, что многое время стирает,
Но память о вечном стереть не дано.
Быть может, войну всю народ и не знает,
Но подвиги воинов мы чтим все равно.

Склоняем мы головы в память героев,
Что, жизнь не жалея, сражались с врагом.
Склоняю я голову в память героев…
И всем ветеранам мой низкий поклон.

Учитель: Давайте сейчас все перенесемся в далекий 1941 год. Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя казаками — разбойниками. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Ученик5: «В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом – 
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…»

Учитель: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
   Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими — отцами, братьями. Сражались повсюду.

Ученик 6: Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок, и сегодня давайте вспомним имена и узнаем историю таких «маленьких» героев как: Леня Голиков, Вилор Чекмак, Зина Портнова, Валя Котик, Валера Волков, Таня Савичева.

Показ презентации и рассказ учащихся : « Дети- герои Великой Отечественной войны»

Ученик7: Леони́д Алекса́ндрович Го́ликов (известный как Лёня Голиков)

Окончил 7 классов. Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина , орденом Отечественной войны 1 степени, медалью « за Отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны 2 степени. Представлен к званию Героя Советского Союза.

24 января 1943года в неравном бою Леонид Голиков погиб.

Ученик8: Вилор Чекмак родился 20 декабря 1925 года в Симферополе. Вместе с друзьями часто играл в мушкетеров, придумывая разные испытания для воспитания характера. Вилор был отзывчивым и благородным человеком. Старался помочь тем, кто нуждался или был в беде. Любил животных. Когда началась война, старший товарищ Вилора, уходивший на фронт, оставил ему овчарку по кличке Ральф. В августе 1941 года с этой овчаркой Вилор ушел в партизанский отряд.

Погиб Вилор Чекмак в районе деревни Алсу под Севастополем. 10 ноября 1941 года он был в дозоре. Первым заметил приближающихся к партизанскому отряду немцев. Выстрелом из ракетницы предупредил свой отряд об опасности, а сам принял бой с наступавшими гитлеровцами. Вилор дрался до последнего патрона. Когда стрелять было уже нечем, он подорвал себя и солдат противника гранатой. Его последние слова были: «За Родину! За родной Севастополь!» По злой иронии судьбы именно в эти места в детстве Вилор выезжал на отдых с детским садом.

Ученик 9: Зина Портнова

В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню к родственникам. После вторжения гитлеровцев на нашу землю Зина Портнова оказалась на оккупированной территории.

Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу (погибло более ста офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

С августа 1943 года разведчик партизанского отряда. Была взята в плен и после пыток расстреляна немцами.

Ученик10: Валя Котик

К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ , швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик11: Валера Волков.

Один из участников партизанского движения, действовавшего в Севастополе. После смерти отца (убитого фашистами), в 13 лет (по другим данным в 14) становится «сыном полка» 7-ой бригады морской пехоты. Наравне со взрослыми участвует в боевых действиях. В июле 1942 года, отражая атаку противника, героически погибает, бросив Ученик12: Никто не забыт и ничто не забыто:
Мы помним и чтим тех, кто был на войне.
Для каждого летопись эта открыта –
Об этом писать уж, наверно, не мне.


  

Ученик13: Таня Савичева

Имя ещё одной ленинградской девочки – Тани Савичевой стало бессмертным. Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчицей у партизан. Она просто жила в родном городе в очень трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева, и жило много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.

Ученик15: Танин дневник был обнаружен в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискаревского кладбища, до сих пор волнует людей и известен всему миру. Девять страничек из ее дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы. Когда началась война, Таня училась в третьем классе. На одной из дверей школы теперь висит табличка: “В этом классе училась Таня Савичева”. Здесь и создан музей девочки блокадного Ленинграда. На стене большой портрет Тани. Он в центре внимания каждого, кто приходит сюда. Горит вечный огонь. На всю стену фотография памятника детям блокадного Ленинграда “Цветок жизни». Белый цветок тянется к солнцу. Со всех сторон его обступили мрачные валуны, рядом встали противотанковые надолбы, а цветок рвется вверх, к солнцу. На его венчике веселое лицо мальчугана и детским почерком написаны слова: “Пусть всегда будет солнце!” Рядом с цветком на камне запечатлены строки дневника Тани. Здесь, в музее, они воспроизведены крупно, листок за листком и каждый, кто заходит сюда с волнением читает из дневника строчки.

Ученик16: И три последние строчки заключают ее дневник:

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

Долгих девятьсот дней и ночей жил Ленинград в блокаде…

Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись. Затем она взяла самую дорогую вещь, картонную коробку с маминой подвенечной фатой, положила в нее несколько фотографий, писем, свой дневник и вышла из дома. Тонкая былиночка, которую шатал ветер, суровое окаменелое лицо, огромные сухие глаза.

Умирающую Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда, но спасти девочку уже было нельзя.

Тане поставлено несколько памятников. Имя Тани стало вечным. Одна из малых планет так и называется — Таня. Танин дневник — это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: Вновь не должно это все повториться.

Подведение итогов

Учитель: Конечно, это не все герои о которых можно рассказать, их очень и очень много. Но я надеюсь, что эти несколько историй о детях войны станут для вас настоящим примером мужества и отваги.

Исполняется песня « Пусть всегда будет солнце» (сл. Ошанина Л., муз. Островского А.)

МБОУ КСОШ №1

С. Кыштовка

Новосибирской области

 

 

 АВТОР: Бузынина Ольга Анатольевна

                учитель начальных классов

               Новосибирская  область

С. Кыштовка

     МБОУ КСОШ №1

                                       

                                                      2014 год

                                          Пояснительная записка.  

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Никто не забыт, ничто не забыто».

 Данная разработка нацелена на  углубление представлений учащихся о Великой Отечественной войне, воспитание патриотических чувств у школьников. Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. 

   

   

   

Список используемой литературы

  1. Школьный словарик. Праздники России. М: ВАКО, 2009.

  2. Газета «Отчизна». 2003г № 1 , 2 , 3 , Отчизна 2012 № 1, 2!

  3. Никонов В. М. В тяжкий час страны родной. Г-Х. 1995.

  4. Поклонимся великим тем годам.  М.: Знание. 1995.

5.Журнал. Начальная школа. 2003 №5, 2004. № 5

6.Пионеры- герои — Википедия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here