ГБОУ средняя школа №511 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга

Внеклассное занятие по русскому языку

в 4 классе

«Путешествие по стране Лингвия»

Автор-составитель: Воспитатель ГПД

Магир

Татьяна

Васильевна

Санкт-Петербург

2012г.

Пояснительная записка.

К 4 классу у детей начальной школы накоплен достаточно большой опыт по освоению знаний о русском языке. Они уверенно составляют предложения, объясняют значения слов и умеют сами находить нужные сведения в словарях. На уроках не всегда хватает времени для занимательного русского языка, поэтому было решено организовать внеклассное мероприятие, на котором легко, весело и познавательно можно будет повторить и закрепить основные пройденные темы. Ребятам эта идея очень понравилась, и они с удовольствием начали готовиться к занятию.

Основная цель мероприятия – показать ребятам, что изучение русского языка может быть интересным и увлекательным. Реализовалась эта цель через решение следующих задач:

  • развитиеинтереса и любви к русскому языку,

  • развитие творческих способностей учащихся,

  • воспитание веры в свои силы.

Занятие проводитсядля учащихся всего класса. Дети делятся на 2 команды по 8 человек, остальные – болельщики (их задача — выбрать команду, за которую будут «болеть», нарисовать плакаты в их поддержку, придумать одно из заданий на конкурс). Также ребятапомогают рисовать «карту», резать жетоны, расставлять парты и т.п. Команды выбирают капитана, придумывают девиз. Таким образом, в подготовке мероприятия задействованы практически все ученики.

При подготовке к занятиюучитывалосьнесколько моментов – с одной стороны – нужно было активизировать знания детей о русском языке в рамках программы, с другой – сделать это ненавязчиво, весело и интересно. Поэтому была выбрана форма игры-путешествия, в котором сами названия мест будут подсказывать ребятам, что их ожидает впереди (например, остров Капитанов, где задания будут выполнять капитаны команд, или водопад Словообразования, преодолеть который можно только после образования новых слов).

Для проведения мероприятия необходим следующий материал:

  • карточки с заданиями,

  • жетоны,

  • «карта» страны Лингвия на доске,

  • сундучок,

  • грамоты.

Какие-либо определённые костюмы не нужны, но для создания настроя на игру использовалась «Песня о русском языке» в исполнении Григория Гладкова.

Сценарий мероприятия

Вступление

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Лингвия за заветным сундучком Знаний.

Для этого нам нужно сначала разделиться на команды. Капитаны, представьте ваши команды.

За каждое быстро и правильно выполненное задание команда может получить до 2-х жетонов, количество которых поможет им при выполнении последнего задания.

Основная часть.

А что нам нужно для того, чтобы не заблудиться в путешествии?

Совершенно верно – нам нужна КАРТА. А чтобы она появилась, нужно выполнить первое задание – превратить ПАРАД в КАРТУ. Готовы?

ПАРАД — … — … — КАРТА(на доске)

— Самая нелюбимая отметка у учеников;

— Школьный стол со скамьёй.

Молодцы! Вот наша карта страны Лингвия. Посмотрите, какие препятствия нам нужно будет преодолеть, чтобы получить сундучок Знаний (перечисляют)

— Ну что, вы готовы отправиться в путешествие?

Тогда скажите мне – что такое Лингвистика? Ведь именно в её честь названа страна Лингвия.

(наука о языке, т.е. мы будем путешествовать по стране нашего родного русского языка)

1) Итак, мы с вами находимся на берегу моря Напутствий. Чтобы путешествие прошло без происшествий, оно должно начинаться с пожеланий, напутствий. Вот и нам необходимо разгадать послание, зашифрованное с помощью Морской азбуки. /раздать шифровки/

. . _ . . . . _ _ . . . . . . . _ . _ _ . . _ _ . . _ .

. _ _ _ . . . _ . . . _ . . . _ _ . . . . . . . . . . _ . . . _

— Кто знает, как она называется? (Азбука Морзе) /раздать азбуку Морзе, кратко объяснить задание/

АЗБУКА МОРЗЕ

А . _ К _ . _ Ф . . _ .

Б _ . . . Л . _ . . Х . . . .

В . _ _ М _ _ Ц _ . _ .

Г _ _ . Н _ . Ч _ _ _ .

Д _ . . О _ _ _ Ш _ _ _ _

Е . П . _ _ . Щ _ _ . _

Ж . . . _ Р . _ . Ь _ . . _

З _ _ . . С . . . Ы _ . _ _

И . . Т _ Э . . _ _ . .

Й . _ _ _ У . . _ Ю . . _ _

Я . _ . _

2) Молодцы! С такими добрыми пожеланиями мы успешно переправились через море Напутствий и оказались наберегу Пословиц.

Перед вами – карточки, на которых написаны части пословиц. Вам необходимо правильно соединить их и прочитать.

УЧЕНЬЕ – СВЕТ

НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА

СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА

КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ

ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ

ХОРОШО ПЕТЬ ВМЕСТЕ

ГОВОРИТЬ ПОРОЗНЬ

ЧТО ПОСЕЕШЬ

ТО И ПОЖНЁШЬ

Вот мы и соединили берега пословиц! Двигаемся дальше!

3) Посмотрите, вдали виднеется красивый и загадочный водопад Словообразования!

Чтобы пройти это препятствие, нужно образовать однокоренные слова, прибавляя к ним приставки. Первая приставка – до- уже написана. Продолжайте заполнять клетки вокруг слова подходящими приставками.

ДО

ДО

учить работать

4) Замечательно! С водопада мы спустились в реку Лексика. Чтобы благополучно проплыть по ней, нам нужны своеобразные плоты – Словари. Командам нужно как можно быстрее найти значение слова ПАР’ОМ.

5) Вот как раз на пароме наши Капитаны отправятся на совсем небольшой остров, который так и называется – остров Капитанов, — чтобы выполнить отдельное задание.

Вам нужно будет вспомнить как можно больше пословиц, поговорок, названий фильмов, строчек из песен или стихотворений, в которых содержатся ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

6) А пока капитаны выполняют своё задание, команда болельщиков представит командам своё задание, которое они придумали.

Вариант: Вспомнить и записать как можно больше слов с сочетанием –ОРО- . Чем удобны в написании такие слова? (если можно проверить хоть одну О, то и другая буква тоже О)

7) Ну вот, Капитаны снова встретились со своими командами в городе под названием Грамматикоград.

Здесь вам предстоит решить грамматические задачи.

Мы устроили клуб, в клубе мы устроили читальню и на днях устраиваем в нём спектакль.

Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит экспресс.

Прочитайте предложения. Вам нужно будет заменить повторяющиеся глаголы их синонимами.

8) Ребята, город Грамматикоград находится как раз у подножия горы Открытий. Это наше последнее испытание.

Кто быстрее сможет забраться на гору с помощью ступеней таблицы, найдёт на самой вершине заветный сундучок Знаний!

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

В выполнении этого задания вам помогут жетоны, которые вы заработали за игру. Можно открыть столько букв в словах таблицы, сколько у команды жетонов.

Рефлексия. Подведение итогов.

Молодцы, ребята! Вы достойно прошли все испытания, и теперь можно открыть наш сундучок, чтобы узнать, какая награда ждёт вас. (В сундучке лежат грамоты для команд и сладкие призы для всех участников).

Список используемой литературы:

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997 – 656 с., с илл.

  2. Я познаю мир. Русский язык: Дет.энцикл./С.В.Волков; Худож. В.М.Губанов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 493 с.: ил.

  3. На берегах Лингвинии. Под.ред. Л.Д.Чесноковой. – М.: Просвещение. 1996.

Для учителя:

  1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1996.

  2. Иванова В.А., Пошиха З.А., Розенталь Д.Е. Занимательно о русском языке. 2-е изд., дораб. – СПб.: Отделение изд-ва «Просвещение», 1995.

  3. На берегах Лингвинии. Под. ред. Л.Д.Чесноковой. – М.: Просвещение. 1996.

  4. Несколько уроков занимательного словообразования. Сост. Окулова Н.Е. – Оса. 1993.

  5. Я познаю мир. Русский язык: Дет.энцикл./С.В.Волков; Худож. В.М.Губанов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 493 с.: ил.

Для учеников:

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

  2. Рик Т.Г. Здравствуй, имя существительное! – М.: РИО «Самовар». 1996.

  3. Рик Т.Г. Здравствуй, имя прилагательное! – М.: РИО «Самовар». 1996.

  4. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка глагол! – М.: РИО «Самовар». 1996.

  5. Соболева О.Л. Агафонов В.В. Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

  6. Я познаю мир. Русский язык: Дет.энцикл./С.В.Волков; Худож. В.М.Губанов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 493 с.: ил.

Фоторепортаж путешествия

Карта страны Лингвия

Объяснение задания

Выполняем…

Увлеклись…

Контроль

Работа со словарём

Конкурс Капитанов

Заветный сундучок Вручение грамот

Знаний

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here