Кошкина Ольга Александровна
МБОУ СОШ №3 г.Липецка имени К.А.Москаленко. г. Липецк
учитель начальных классов.
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе
«Душа моя, игрушечка!»
Тема занятия: «Душа моя, игрушечка!»
Цель: Закрепление у обучающихся знаний о русской народной игрушке, наследнице и хранительнице народной культуры. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.
Задачи:
-
Обобщить знания обучающихся о русской народной игрушке: глиняной, тряпичной и деревянной.
-
Вызвать интерес и желание узнать больше о прикладном творчестве русского народа.
-
Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
-
Воспитывать бережное отношение к игрушке, умение видеть в ней продукт труда других людей.
Планируемые результаты:
Личностные
-
Формированние основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России.
Метапредметные
-
Формирование личностных УУД
-
формирование основ исторической памяти, ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа
-
Формирование коммуникативных УУД
-
умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
-
Формирование регулятивных УУД
-
Определять цель деятельности на уроке
-
Обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем
-
Определять успешность выполнения своего задания
-
Формирование познавательных УУД
-
Умение ориентироваться в системе своих знаний
-
Перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Предметные
-
Актуализация знаний о быте и нравах русского народа
-
Систематизация знаний о русской народной игрушке.
Межпредметные связи: литература, история
Материалы и оборудование:
-
Выставка глиняной игрушки, тряпичных кукол и матрёшек.
-
Книги о русской народной игрушке.
-
Сундучок.
-
Аудиозаписи народной музыки, магнитофон.
-
Картинки с изображением народной игрушки.
Тип занятия: обобщение изученного материала
Ход урока | Формирование УУД
| |
I Организационный момент | Учитель: Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
Игрушка в гости к нам пришла, В мир фантазий позвала. Про игрушку всё расскажем Свои знания покажем.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций и наглядных пособий. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. 6.Умение ориентироваться в системе своих знаний. 7.Формирование обобщённых знаний.
Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение сотрудничать с учителем и другими учащимися.
Личностные результаты 1. Развивать умения выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядными пособиями. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙI. Актуализа ция знаний и постановка учебной проблемы.
| Как вы думаете, ребята, о чём у нас пойдёт сегодня речь? О народных игрушках. Правильно, сегодня мы собрались, чтобы вспомнить всё, что мы узнали с вами о народной игрушке. Открывается дверь и входит кукла Барби: Я — кукла Барби, всем на радость.
Модная красавица,
Здравствуйте, вы наверное догадались, я кукла Барби – самая красивая кукла на свете. Я появилась в 1959 году в США, до меня и игрушек то настоящих не было.
Учитель: Ты ошибаешься, дорогая Барби, игрушки появились очень, очень давно и если ты погостишь у нас, мы тебе расскажем о русских народных игрушках.
Барби: Хорошо, я останусь и послушаю.
Учитель: А мы, ребята, отправляемся в путешествие в давние времена, чтобы узнать, во что же играли наши предки. И тема нашего сегодняшнего занятия… (читают на доске): «Душа моя, игрушечка!».
| |
ΙΙ. Ход занятия.
| Учитель. А поможет нам с вами вот этот старинный сундучок.
Есть у нас с вами
Учитель. Что же лежит в нашем сундучке? Отгадайте загадку: Платья носит,
Эту игрушку имеет каждая девочка: одевает, кормит, спать уложит. Что это? Это кукла (открываем сундучок и достаём старинную тряпичную куклу) Свернута из тряпки кукла у Параши Нету носа, глазок – даже чёрных точек Куклу наряжали, а лицо не рисовали. Да, верно, такие куклы назывались безликими. А почему? По народным поверьям кукла приобретала душу. И если у куклы было нарисовано лицо, то это могло повредить ребёнку, навести на него порчу и ребёнок заболеет. Взрослые верили, что кукла охраняет детский сон, оберегает ребёнка. Барби. Ах, как интересно, а я и не знала, что бывают такие куклы.
Учитель. Ребята, какие тряпичные куклы вы знаете? Покажите Барби и расскажите. Ученик подходит к столу и показывает и называет тряпичные кулы.
Учитель. Замечательно, а теперь давайте опять обратимся к нашему сундучку. Кто там ещё живёт? Эти яркие сестрички,
Барби. Матрёшка на окошке Под ярким сарафаном. И вся семья в матрёшке Как в доме деревянном… Как увидела тебя, Очень удивилась: Как же ты такая На свете появилась?
Учитель. Давайте, ребята, расскажем Барби, как и когда появилась на свет русская матрёшка. 1-й ученик: Матрёшке – более 100 лет. А начиналось всё так. В руки братьев Мамонтовых, владельцев магазина «Детское воспитание» в Москве попала фигурка японского мудреца Фукуруму. Внутри этой фигурки было несколько кукол – одна в другой. Учитель. И с тех пор матрёшка шествует по всему миру. А знаете ли вы, ребята, что наша матрёшка занесена в книгу рекордов Гиннеса.В 1970 году была изготовлена 72-местная матрёшка. Высота этой матрёшки достигает 1,5 метров. Какой русский сувенир Покорил уже весь мир? Балалайка? Нет! Гармошка? Нет! То русская матрёшка!!! Иностранцу нет желанней Куклы в красном сарафане. Детская игрушка эта, Обошла уже пол света! Так, немного и немало, Символом России стала.
Игра. «Наряди матрёшку».Вызываются две пары. Один человек наряжает другого на скорость. Нужно надеть юбку, платок, нарумянить щёки и губы помадой.
Учитель. А теперь давайте снова обратимся к нашему сундучку. Кто же выйдет из нашего сундучка? Отгадайте загадку. У детей в ладошах птички, С виду птички — невелички, Только птички не порхают. В небеса не улетают. Дети бережно их носят, Дети их ко рту подносят, Дуют в птичек — те свистят, Всех в округе веселят. Что же это за птички такие? Глиняные свистульки. Учитель. Достаёт из сундука глиняную свистульку. Правильно, ребята, это глиняные игрушки. Барби. А почему глиняные игрушки были именно свистульками? Почему все игрушки разные, по-разному расписанные и по-разному вылепленные? Учитель. Ой, сколько вопросов ты нам задала, но мы сейчас на них ответим. В каждой местности, где была глина, лепили свою игрушку с местным колоритом. А почему же игрушка была свистулькой, ребята? Считалось, что свист отпугивает все беды и нечистую силу. А ешё было так весело посвистеть! О глиняных игрушках мы тебе, Барби, сейчас расскажем. 1-й ученик. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги От капелек росы В ней что-то есть от радости Гремящей, как басы! 2-й ученик. Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. Ой, свистулечка какая, Утка полосатая! -Подожди минуточку, Ты откуда, уточка? Уточка свистит моя: -Филимоновская я Учитель. Лепили глиняную игрушку и в наших краях. Недалеко от современного Липецка был город Романов. Жили в этом городе талантливые мастера, и лепили они игрушку, которая называлась как? Романовской.
Ученик. Под Липецком на крепостном бугре Все люди рады Троицкой игре… От свиста здешних птичек и зверей Теплее на душе и веселей! Задорит свист их наши души, Хоть и закладывает уши. Мы рады одинокому коню С подстриженною гривою в строю! Пусть чёрная, но глина неплоха Для уток, для гусей и петуха, Для жаворонка, даже для барашка – В четыре цвета у него рубашка! На жёлтом фоне красный и зелёный Рисунок, вобщем-то, неброский, немудрёный! Но этим краскам радуемся мы, Цвета такие лишь у хохломы! Учитель. Давайте ребята поиграем. Я приглашаю сюда двух человек. Я хочу проверить, знаете ли вы игрушки. Нужно выбрать романовскую и дымковскую игрушки. Молодцы, здорово у вас получилось. А изображения какой игрушки у нас остались? Филимоновской. Правильно. Теперь ты видишь, Барби, сколько игрушек существовало на Руси и как талантлив наш народ! Ученик 1. Велика Россия наша
Ученик 2. Наша русская игрушка, Не стареет сотни лет В красоте, в таланте русском Весь находится секрет.
Урок 3. Ты играй моя гармошка Ты подруга подпевай Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй.
Учитель. И мы, ребята, по-праву гордимся нашей Родиной Россией, нашими мастерами и замечательными игрушками. Закрываем наш чудесный сундучок Там игрушка сердцу милая живёт!
| |
ΙV. Итог урока. Рефлексия. | Учитель. Игрушка – это часть культуры народа. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. И это здорово, что рядом могут жить и дарить радость и старинные игрушки и современные, такие как ты, Барби. Барби. Мне очень понравилась старинные русские народные игрушки. И я больше не буду говорить, что я лучше всех Учитель. А чтобы ты подружилась с русской игрушкой, мы дарим тебе подружку – куклу-желанницу. Это кукла волшебная. Она исполняет желания. Нужно только припрятать её в укромный уголок. И если захочешь загадать желание, то нужно повязать кукле новый платочек, или пришить к юбочке бусинку или пуговицу. И обязательно дать ей посмотреться в зеркало и тогда твоё желание непременно сбудется. Барби. Спасибо большое, до свидания, ребята, до новой встречи. Учитель и дети. До свидания! Учитель. И наше занятие подошло к концу. Желаю вам, ребята исполнения всех ваших желаний. |
|