МОУ-СОШ с. Карпенка Краснокутского района Саратовской области

Конспект урока для 10 класса на тему:

«Влияние качества воды реки Еруслан

на здоровье школьников»

Выполнила: ученица 10 класса

Осыко Татьяна

Руководитель: учитель биологии и

экологии Лопасова Марина Ивановна

с. Карпенка

2009 год

Цель работы: Изучение влияния качества воды реки Еруслан на здоровье школьников.

Задачи:

  1. Изучить качество воды в реке Еруслан (приток Волги).

  2. Выявить наиболее актуальные экологические проблемы реки Еруслан.

  3. Провести исследование состояния здоровья школьников МОУ-СОШ с. Карпенка по медицинским картам.

  4. Предложить ряд мер по сохранению здоровья школьников.

  5. Обратить внимание общественности на проблему здоровья школьников (через выступление на районной конференции).

Объекты исследования: пробы воды, взятые из реки Еруслан, здоровье школьников МОУ-СОШ с. Карпенка.

Предмет исследования: виды заболеваний школьников в период с 13.01.2004г. по 01.01.2007г. (в течение трех лет, количество учащихся — 122 человека).

Методика исследования:

  1. Изучение теле-, радио- и Интернет-сообщений по проблеме загрязнения р. Еруслан.

  2. Анализ качества воды (визуально). Качество воды характеризует её прозрачность, мутность, цвет, запах.

  3. Изучение литературных источников (справочников, учебников) о химических веществах, влияющих на здоровье человека.

  4. Беседа с медсестрой школы, участковым педиатром.

  5. Изучение медицинских карточек и справок учащихся школы.

  6. Анализ полученных данных, разработка мер по сохранению здоровья.

Было проанализировано 122 медицинских карточки.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. Практическая часть

  3. Результаты исследований и их анализ

  4. Выводы и рекомендации

  5. Список использованной литературы

1. ВВЕДЕНИЕ.

Во многих регионах нашей страны сложились острые экологические ситуации. Среди них и Саратовская область, край степей, лесов, рек, лугов.

Длительное и активное освоение природных ресурсов Саратовской области привело к заметному их истощению и осложнению экологической обстановки, которая оценивается в настоящее время как критическая. Мощное давление на окружающую среду усугубилось ростом производства в особо «загрязняющих» отраслях (нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, топливной), в трубопроводном транспорте, увеличением количества личного автотранспорта, критическим уровнем захламления земель промышленными и бытовыми отходами различной степени опасности.

Поверхностные воды области в той или иной степени загрязнены нефтепродуктами, органическими и биогенными веществами, тяжелыми металлами и их солями, азотом нитридным, соединениями цинка, хрома, железа общего, фосфатами, фенолами, сульфатами, хлоридами, пестицидами и др. По индексам загрязнения вод качество воды соответствует третьему и четвертому классу (вода «умеренно загрязненная» и «загрязненная»). Оценка качества воды Саратовского водохранилища проводится на протяжении многих лет; судя по этим исследованиям, гидрохимический режим водохранилищ зависит от поступающих транзитом загрязняющих веществ из выше расположенных областей и от сбрасываемых в водоем сточных вод.

Вблизи нашего населенного пункта на Карпёнском лицензионном участке недр «Прикаспийской газовой компанией» пробурены нефтяные и газовые скважины, факелы горят круглые сутки. Они являются основными загрязнителями атмосферы, почвы, а особенно водной среды.

Водная среда на территории нашего населенного пункта загрязнена выносом с полей удобрений и ядохимикатов, загрязнена производственными и бытовыми отходами. Проблема пресной воды с каждым годом еще более обостряется в связи с тем, что р. Еруслан становится мельче. Со стороны жителей с. Карпёнка необходимо бережное расходование и строгая охрана водных ресурсов.

Практическая часть

Методика исследования:

  1. Проведение ряда опытов по изучению качества воды р. Еруслан.

  2. Обработка диагнозов заболеваний учащихся школы по медицинским карточкам, анализ полученных результатов, разработка рекомендаций.

В ходе исследования пробы воды мы определяли: органолептические свойства воды: цветность, мутность, запах и его характер, наличие катионов железа, анионов – хлорид, нитрат, сульфат и присутствие фенолов и бензола, определение кислотности (PH) среды.

Результаты анализов воды в р. Еруслан от 27.10.2009г. (Санбюллетень по качеству питьевой воды, отпускаемой потребителям Краснокутский водоканал»)

Показатели

Норматив согласно СанПин 2.1.4.1074-01

Проба воды р. Еруслан,

Превышение ПДК

Железо, мг/л

0,3

0,16

Нитраты, мг/л

45

4,0

Хлориды, мг/л

350

26,0

Сульфаты, мг/л

500

600

1,2

Фенолы, мг/л

0,001

0,0015

1,5

Нитробензол, мг/л

0,2

1,2

6

Мутность, мг/л

1,5

1,7

1,13

Цветность, град

20

22

1,1

Окисляемость, мгО/л

5,0

5,04

1,008

Жесткость, мг экв/л

7,0

6,8

С помощью качественных реакций на катионы железа (+2, +3), анионов- хлора, сульфат- анионов доказали их наличие в воде. По органолептическим показателям установили наличие фенолов и нитрофенолов в воде.

Оборудование: Химические стаканы с носиком, пробирки, растворы сравнения, а) AlCl (хлорид алюминия), б) Na2SO4 (сульфат натрия), раствор HNO3, нитрат серебра AgNO3 , хлорид бария BaCl2, дистиллированная вода, раствор NaOH, белая пластина, трех литровый сосуд, универсальный индикатор, роданит аммония, хлорид железа (III).

  1. Налили в химический стакан воду и рассмотрели её на свет для определения прозрачности.

  2. Для определения цвета в стакан с водой опустили белую пластину.

  3. Вода без запаха.

  4. Вкус не определяется, так как вода не питьевая.

  5. Реакция среды (pH) определяется с помощью универсального индикатора. Капли пробы наносятся на кусочек универсальной индикаторной бумаги, затем полученный цвет сравниваем со шкалой, pH и определяем реакцию среды.

  6. Определение (качественное) ионов, а) хлора Cl и б) сульфат ионов(SO24).

  • Наливаем в чистую пробирку с надписью «раствор сравнения» 2мл раствора сравнения ионов Cl. Добавляем в эту пробирку три капли раствора нитрата серебра AgNO3 (реактив) (соблюдая осторожность, для не попадания на кожу), тщательно перемешиваем раствор, записываем результаты опыта.

Ag+ (воды) +Cl (воды) AgCl

(ионы серебра) (хлорид ионы) (хлорид серебра)

(Раствор реактива) (раствор сравнения) осадок белого цвета

Творожистый нерастворимый в HNO3

Повторяем эту реакцию с пробами воды и с 2мл дистиллированной водой поместив каждый образец в пробирку с соответствующей надписью.

Записываем результаты, тщательно промываем пробирки водопроводной водой и споласкиваем дистиллированной водой.

Б) реакция на сульфат – ионы (SO4). Наливаем в чистую пробирку с надписью «раствор сравнения» 2мл раствора сравнения ионов SO4 ,добавляем в эту пробирку три капли раствора хлорида бария BaCl , тщательно перемешиваем раствор, записываем результаты.

Ba (воды) +SO4 (воды) BaSO4

(ион бария) (сульфат ионы) (сульфат бария)

раствор раствор белого цвета

реактива сравнения

Повторяем реакцию на сульфат (SO4) ион с пробами, взятыми в реке с 2мл дистиллированной воды, поместив каждый образец в пробирку соответствующую подписью. Тщательно промываем пробирки после опыта, и ополаскиваем дистиллированной водой.

Fe2+ + (воды) + OH Fe(OH)2

(ион железа) (гидроксид) (гидроксид железа)

Зеленый цвет

Продолжаем реакцию с гидроксидом (OH), ион с пробами, взятыми в реке с 2мл дистиллированной воды, проведя работу, записываем результаты.

Fe3+ (воды)+ + OH Fe(OH)3

(Железо) (гидроксид) (гидроксид железа)

Бурый цвет

Проводим опыт с последним реактивом, результаты записываем таблицу.

Анализ качества воды.

Пробы взяты в реке Еруслан 18.11.09г.

Характеристика

воды

Проба №1

Район водонасосной станции 1

Проба №2

Район водонасосной станции 2

Проба №3

Участок реки

Прозрачность

Прозрачная

Прозрачная

Прозрачная

Цвет

Бесцветный

Бесцветный

Бесцветный

Запах и его интенсивность

Нет

Нет

Нет

Вкус

Не определяется, так как вода не питьевая.

Осадок

Нет

Нет

Нет

Реакция среды

Слабокислая

Нейтральная

Нейтральная

Наличие ионов

А) Сl хлора

Имеется

Нет

Имеется

Б) SO4 сульфат

Нет

Следы, т. к. осадок слабо выражен

Следы, т. к. осадок слабо выражен

В) Fe2+ железа

Нет

Нет

Нет

Г)Fe3+

Имеется

Следы т.к осадок слабо выраженный

Нет

Результаты исследований и анализ графиков заболеваний школьников МОУ-СОШ с. Карпенка в период с 2007 по 2009 год

Мы исследовали болезни, связанные с работой органов пищеварительной и выделительной систем человека, так как именно на эти органы сильно влияет качество воды.

К болезням пищеварительной системы, которыми переболели школьники относятся гастрит, колит, язвенная болезнь, заболевания ЖКТ, хронический холецистит и хронический гепатит. Проанализировав графики можно увидеть, что в 2009 году увеличилось количество детей, переболевших гастритом, колитом, гепатитом. Не регистрировалась в 2007 и 2008 годах язвенная болезнь среди школьников, в 2009 году ей переболело 0,13 % учащихся. Не отмечался рост числа таких желудочно-кишечных заболеваний как хронического холецистита.

К болезням выделительной системы, которые мы исследовали и которые отмечались у учеников нашей школы, относятся — хронический и острый пиелонефриты, хронический нефрит, мочекаменная болезнь и другие заболевания почек. Как видно из графиков отмечается увеличение % заболевших детей в 2009 году по сравнению с 2007 и 2008 годам по всем видам заболеваний, кроме заболеваний почек. Данный вид болезней является врожденным пороком у учеников нашей школы.

Таким образом, можно предположить, что вода влияет на здоровье школьников и первыми органами, которые реагируют на качество воды, являются пищеварительная и выделительная системы.

Выводы: На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Наличие [Cl] в пробах № 1 и № 3, следовательно, можно предположить, что вода в реке Еруслан может содержать соляную кислоту либо её соли и хлориды.

  2. SO4 содержится в пробах № 1 и № 2 в малых количествах.

  3. В пробе № 1, № 2 могут содержаться соли Fe3+.

  4. Результаты исследования подтвердили, что вода в реке Еруслан не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, повышено содержание фенола и нитробензола, а также мутность, цветность и запах. Вода в реке Еруслан относится к V классу качества «грязная» (экологически неблагополучная и имеет только техническое значение).

  5. Изучив медицинские карточки школьников, мы выявили:

а) число заболеваний желудочно-кишечного тракта — хронического гастрита увеличилось с 1,5% до 2,5%; хронического колита – с 0,4% до 1,2%; хронического пиелонефрита – с 3,8% до 4,3%; хронического гепатита – с 0,1% до 0,25%.

б) увеличилось количество учащихся, больных язвенной болезнью, мочекаменной болезнью.

Данные результаты свидетельствуют о влиянии качества воды на здоровье школьников.

Рекомендации:

  1. Пить воду фильтрованную, а еще лучше – бутилированную.

  2. Расконсервировать артезианские скважины

  3. Продолжить мониторинг за качеством воды.

  4. На местном уровне разрабатывать, принимать и контролировать исполнение законов о сохранении водных объектов.

  5. Осуществлять с населением природоохранные акции и проекты по оказанию практической помощи озерам и малым рекам, осуществлять мероприятия по лесовосстановлению для регуляции водного баланса, режима водоемов.

Список литературы:

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. «Практикум по экологии». Учебное пособие. М.: АОМДС, 1996г.

  2. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. «Школьная гигиена». М.: Просвещение, 1983г.

  3. Интернет-материалы: hitlp://www.ecoline.ru

  4. Кузьменок Н.М. «Экология на уроках химии». Минск,1996г.

  5. Материалы международного форума «Дальневосточная весна – 2006».

  6. Пасечник В.В. Школьный практикум экология 9 класс. (Дрофа 1998г.)

  7. Тупикин Е.И., Лукашова Л.Ф. Основы экологии и природоохранной деятельности в педагогике (1998г.)

  8. Школьная энциклопедия «Химия». М.: Дрофа, 2000г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here