Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Левокумского муниципального района

Конспект урока

по Основам Безопасности и жизнедеятельности


в 4 классе

подготовила

учитель начальных классов

Таранина Жанна Николаевна

п.Новокумский 2013

Основы Безопасности и жизнедеятельности

Предмет: ОБЖ

Программа: 1-4, «Школа России»

Класс: 4

Тема: Общение с животными. Первая помощь при укусах собак и кошек.

Цели: продолжить знакомство с правилами общения с животными ( домашними и дикими), уметь оказывать первую медицинскую помощь при укусах животных, вести здоровый образ жизни;

развивать самостоятельность, контроль, мышление, речь учащихся, практические навыки;

прививать любовь к животным, воспитывать чувство ответственности.

Оборудование: сочинения и рассказы детей о любимом животном, заставки к передачам «В мире животных», «Здоровье», «Медпункт», индивидуальные карточки с заданиями, карта путешествия, рисунки собак и кошек, медали для награждения «Знаток», дипломы «Любитель животных», значок «Друг животных».

Ход урока:

Инициация:

— настрой на урок

Улыбнитесь друг другу, успокойтесь, настройтесь на урок. Учимся быть сообразительными, любознательными, эрудированными.

Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках:

Девиз нашего урока » Жизнь даётся человеку только раз, а чтобы её прожить надо…»

Продолжите фразу. Сегодня мы с вами будем путешествовать и продолжим разговор о правильном общении с животными.

Остановка 1. Роща вопросов и ответов.

а) Капитаны команд выбирают вопрос и готовятся самостоятельно на него ответить.

1. Почему обмороженное место не следует растирать снегом?

2. Почему нельзя просто оттащить человека, который попал под действие электрического тока от опасного места? Как это сделать правильно?

3. Что надо сделать, если вас укусила оса (пчела)?

4. Чем опасны клещи? Ваши действия при обнаружении клеща на теле человека?

б) индивидуальная работа по карточкам

в) фронтальный опрос класса

1. Какие материалы не пропускают электрический ток?

2. Можно ли быстро согревать обмороженное место? Почему?

3. Покажите, как можно согреть замёршее лицо. Объясните, что вы сделали?

4. Кто написал эти строки?

«Малыш уж заморозил пальчик

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно» (А.С.Пушкин)

5. Как может мальчик согреть свой пальчик?

6. Что надо сделать, если поранишься острым предметом?

7. Во время бега у вас заболел бок. Ваши действия: обратитесь к врачу или пойдёте отдыхать?

8. Что надо делать при кровотечении из носа? Почему нельзя запрокидывать голову назад?

9. Чем опасен укус мыши, крысы, хомяка?

10. Сколько надо денег, чтобы синяк был не слишком большой и красивый?

11. Как девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города» удалось спастись от пчёл? Как в похожем случае поступил Маугли?

12. Почему укус пчелы в язык опасен? Что надо делать при таком укусе?

13. Укус какой мухи смертелен?

Формирование универсальных учебных действий:

Остановка 2.

Все животные делятся на диких и домашних. Чем звери отличаются от других групп животных? О каком животном идёт речь?

Отгадайте загадку:

Гладишь — ласкается,

дразнишь — кусается. ( собака)

Вот что пишет о собаке ученик нашего класса в своём сочинении:

» Ещё с древних времён человек приручил собаку и она стала его верным помощником во всём. Собака помогает человеку пасти скот, охраняет человеческое жильё. она ходит с ним на охоту, помогает выследить и поймать добычу. Во время войны собака помогала русским солдатам защищать Родину от врагов, выносила раненых с поля боя».

Собака является другом человека, но они могут причинить человеку и боль. Они могут быть опасны, поэтому надо знать и уметь с ними верно общаться. Надо заметить, что не все собаки — домашние. К сожалению, в последнее время и в нашем посёлке появилось много бродячих собак. они тоже являются источником опасности.

У нас на связи телемост Москва — Новокумский, передача «В мире животных» и её постоянная ведущая ……..( 1 ученик- диктор)

Диктор: Статистика показывает, что укусы домашних собак — более частое явление, чем укусы бродячих. Но это, конечно, не значит, что можно спокойно играть с бродячими собаками. Лучше старайтесь держаться от них подальше.

Вопрос: Как отличить бродячую собаку от домашней?

Диктор: Если собака в ошейнике — значит она чья-нибудь. если нет — бродячая. Прирученная собака ухоженная, сытая.

— Почему бродячих собак становится больше?

— Кто в этом виноват?

— О чём должны помнить люди, прежде чем завести собаку в доме?

Но и к домашней чужой собаке подходить тоже не следует. Почему?

Для того, чтобы обезопасить Свою жизнь и здоровье следует помнить и знать правила.

1. Не надо считать, что если собака машет хвостом, то она относится к вам дружелюбно. Бывает, что это говорит о её недружелюбном настрое.

2. Не стоит пристально смотреть собаке в глаза и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться ( сердиться, злиться).

3. Не показывайте свой страх перед собакой. Собака это может почувствовать и напасть.

4. Нельзя убегать от собаки. Этим вы изображаете из себя убегающую дичь и предлагаете собаке поохотиться.

Остановка 3.

Мы с вами на дороге Правил. Вот ещё несколько из них.

Работа с учебником ОБЖ, чтение текста с. 226-227.

Что же делать, если собака хочет напасть на человека?

Вспомним как поступила фрейлейн Преториус из рассказа М.Цветаевой «Детство»? Как бы вы поступили?

! Если собака приседает, значит она готовиться к прыжку. Дичь они ловят за горло, не давая возможности вырваться. Поэтому надо защищать горло — прижать подбородок к груди и выставить вперёд руку. Отбиваться палкой, камнем.

Практическое занятие

Встаньте, покажите свои действия.

— Какие команды можно дать собаке, чтобы её остановить?

— Каким тоном надо задавать команды?

! Самое чувствительное место у собак — нос. Постарайтесь ударить собаку по носу.

— Что нужно сделать, если хочется погладить чужую собаку?

— Почему нельзя пристально смотреть собаке в глаза и улыбаться?

— Что нужно делать, если собака старается напасть?

— Можно ли убегать от собаки? Почему?

Физминутка

Отгадайте загадку:

Мягкие лапки, а в лапках — царапки. (кошка)

У вас у многих самое любимое животное — кошка.

— Могут ли кошки быть опасны?

— Почему после общения с животными всегда надо вымыть руки с мылом?

Любя кошек нельзя забывать, что они могут стать источником серьёзной опасности для жизни.

Послушайте передачу «Здоровье». Ведёт её медсестра нашей школы ……(выступление медсестры)

Обобщение

Для того, чтобы быть здоровыми и жить в городе «Здоровых людей» ответьте на вопросы:

1. Перечисли правила общения с собаками?

2. Какие болезни передаются людям от кошек и собак?

3. Как вы поступите, если вас укусила собака? Покажите свои действия на кукле.

4. Что надо помнить, встречая бродячую собаку?

Микроитог.

Встретив на своём пути животных, познакомившись с правилами общения с ними мы дошли до озера Знаний.

— Что нового узнали на уроке? Продолжите предложение.

— Где вы можете применить свои знания и умения?

— Дома я расскажу о том, что…

— На уроке меня удивило то, что…

— Почему человек должен заботься о своей жизни, здоровье?

Анализ и оценка работы

1. За отличную работу на уроке, быстрое мышление, верные ответы и мгновенную реакцию на вопросы награждаются медалью «Знаток»…….

2. За лучшее составление рассказа о любимом животном дипломами «Любитель животных» отмечаются ………

3. За добросовестную работу на уроке значками «Друг животных» награждаются …….

Викторина «Самый внимательный»

1. Какие команды могут помочь, если собака хочет напасть?

2. Самое чувствительное место у собаки это …

3. После общения или игры с кошкой и собакой надо…

4. Коты и кошки дальние родственники…..

5. Людям от кошек и собак передаются инфекции …..

6. Если человека укусила бешеная собака надо ….

Домашнее задание

1. Запомнить правила общения с животными, соблюдать их в жизни.

2. Рассказать своим младшим братьям и сёстрам как правильно общаться с животными.

3. Найти литературные произведения, где главные герои собаки и кошки.

Спасибо за урок.

Список использованной литературы

Авторская разработка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here