Конспект урока ОБЖ для 7 класса
по теме «Ураганы, бури, смерчи»
Цели урока:
-
Изучить материал по теме “Ураганы, бури, смерчи ”.
-
Развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.
-
Развитие памяти, развитие логического мышления, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.
Учебные вопросы.
1. Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей.
2. Последствия ураганов, бурь и смерчей.
3. Меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей.
4. Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей.
Ожидаемые результаты
По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать:
• способы оповещения об ураганах, бурях, смерчах;
•основные мероприятия по защите населения от ураганов, бурь, смерчей и их последствий;
б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от ураганов, бурь, смерчей
в) иметь представление о последствиях ураганов, бурь, смерчей.
ХОД УРОКА
Дидактическая задача этапа | Содержание этапа урока | Показатели выполнения дидактической задачи этапа | |
Организационный этап | подготовить учащихся к работе на уроке | Приветствие учителя -Сегодня на уроке мы продолжим изучение опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера. — Я надеюсь на сотрудничество и плодотворную работу. |
|
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся. | Учитель: — внимательно посмотрите эти кадры ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 2 (Буря мглою небо кроет..) — Какое природное явление вы увидели на фотографиях? СЛАЙД 3 Уч-ся: Буря, ураган, смерч. Учитель: -Верно. Это тема нашего урока. Какое опасное ветровое явление изображено на этой фотографии? (ответы детей) — кто из вас прав? Какие возникают вопросы? СЛАЙД 4
В течении урока мы должны на них ответить. Стихотворение Ю.Форостенко “Ураган”. ВЕТЕРОК несет прохладу, Тихо шепчутся листы. ВЕТЕР гнет деревья сада, Долу гнет траву, кусты. БУРЯ кверху пыль вздымает, Провода и крышу рвет, Ветви, кущи поломает И сгоняет в кучу скот. Пыльной бури пострашнее УРАГАН. Всегда спеша, Он экспресса мчит быстрее, Все ломая и круша. Копны сена опрокинет, Разбросает все дрова, Крышу дома передвинет, Вырвет с корнем дерева. Если слабые запоры- Ворота с петель сорвет, Вмиг дощатые заборы Разметет и унесет.
| 1. активность сознательной деятельности уч-ся на следующих этапах 2. эффективность восприятия и осмысления нового материала 3. понимание уч-ся практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока) |
Этап проверки домашнего задания | установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися. | Что представляют собой эти опасные природные явления? Отчёт групп учащихся. Проверка домашнего задания.
| возможность в ходе проверки дз актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать пробелы обнаруженных недостатков, высокая степень определения качества знаний материала, изученного учащимися дома. |
Этап усвоения новых знаний | 1. дать уч-ся конкретное представление об ураганах, бурях, смерчах, сформулировать правила поведения в чрезвычайных ситуациях 2. добиться от уч-ся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний | СЛАЙДЫ 6 -22 Учитель делает выводы в процессе беседы с учащимися 1. Объясняет причину возникновения ураганов, что такое циклоны. Знакомит с областями возникновения циклонов 2. Знакомит с ветровой шкалой 3. Даёт короткие определения природных явлений и их виды. 4 Знакомит с зонами смерчей в России и обращает внимание детей, что Хабаровский край это зона тайфунов. 5. Приводит примеры последствий ураганов, бурь, смерчей. Просить найти примеры в учебнике. 6. Проблемный вопрос: «Почему гибнут люди?» 7. Организует работу групп. 8 . Выступление представителей от групп. Подведение итогов по слайдам 21,22 Стихотворение “Внимание всем!” Ю.Форостенко. День рабочий, день обычный Гул сирены разорвал, Теплохода голос зычный, Заводской гудок-сигнал. Что бы это означало? Отчего и почему? Радио включи сначала И узнаешь, что к чему. Телевизор, репродуктор Весть тревожную несут И рабочий, и конструктор, И ребенок – все поймут. Что авария случилась, Наводненье иль пожар, Страшная беда свалилась, Нанесла прямой удар. Диктор радио и теле Скажет, как себя вести, Как и что вам надо делать, Чтобы жизнь свою спасти.
| 1. использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы уч-ся сочетать с традиционной беседой, использованием компьютерной техники, ТСО 2. показателем эффективности усвоения в уч-ся новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний уч-ся на последующих этапах обучения |
Этап проверки понимания уч-ся нового материала | установить усвоили ли уч-ся или нет: содержание новых понятий, правила поведения при чрезвычайных ситуациях, устранить обнаруженные пробелы | Проведение теста СЛАЙДЫ 23-28
| 1. учитель опрашивает средних и слабых учеников с помощью теста 2. класс привлекается к оценке их ответов 3. по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании уч-ся нового материала 4. основной критерий выполнения дидактической задачи – уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников |
Этап информации уч-ся о дз, инструктаж по его выполнению | сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, подвести итоги урока | Итак, ребята, вы узнали: — о способах оповещения об ураганах, бурях и смерчах; — об основных мероприятиях по защите населения; — имеете представление о последствиях ЧС метеорологического характера; — владеете навыками выполнения мероприятий по защите от урагана, бури, смерча. Д/з. п.3.1 – 3.5 | правильное выполнение дз всеми учениками |
Рефлексия |
| Если вам понравился урок, то я разрешаю вам устроить «бурю»: потопать ногами, похлопать руками. |
|