План-конспект открытого урока по ОБЖ

с учащимися 6 «В» класса

Тема: Оказание первой помощи и транспортировка пострадавших.

Цель:1. Проверить знания и умения при оказании первой помощи в случаях ушиба, кровотечений, переломов конечностей.

2.Проверить навыки и умения при транспортировке пострадавших.

Задачи: Образовательные:

1.Закрепить знания признаков различных видов травм.

2.Научить оказывать первую помощь при травмах из подручного материала.

3.Научить правильно и согласованно транспортировать пострадавших, с учетом травмы и условий.

Оздоровительные:

1.Укрепление здоровья обучающихся посредством физических качеств и повышением функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.

2.Формирование простейших способов контроля и самоконтроля.

3.Формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни.

Воспитательные:

1.Взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, взаимопомощи, доброжелательности и сопереживания.

2.Воспитание положительных морально-волевых качеств в различных ситуациях и условиях.

3.Формировать мотивацию учебной деятельности.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений. Интегрированный урок

Оборудование и инвентарь: Бинты, щиты, куртки, черенки, рейки, линейки, жгуты, парты.

Место проведения: кабинет № 12

Время и дата проведения:18 апреля 2013г,в 16.25ч

Преподаватель: Ахметшин Р.Х.

Ход урока

-Ребята, задача нашего урока правильно распознать вид травмы, оказать помощь и транспортировать пострадавшего.

Какие вы знаете виды травм?»

Ответ: Открытые и закрытые. К открытым относятся все виды травм, при которых возникает открытое кровотечение, а при закрытых кровотечения не видно, оно происходит внутри тканей.

«Хорошо, тогда расскажите нам, какие виды кровотечений вы знаете?»

Ответ: Венозное — кровь имеет вишневый цвет и течет ровным потоком.

-А какие способы остановки этого кровотечения вы знаете и сможете показать? При этом использовать можно только бинт, вату или чистую ткань.

Ребята отвечают и показывают: для остановки венозного кровотечения иногда (если рана не глубокая, а края у неё ровные) достаточно совместить края раны и плотно прижать стерильную ткань к пораженному участку на 5-10 мин.

-Ребята, если рана имеет большую площадь, то пораженный участок можно забинтовать тугой повязкой ( демонстрация наложения повязки) на 15-20 мин».

-Артериальное кровотечение характеризуется пульсирующим потоком, и кровь имеет алый цвет. Такое кровотечение можно остановить прижатием артерии выше места травмы (учащиеся показывают, где находится сонная артерия, паховая, артерия в подмышечной впадине).

Если кровотечение конечностей (рука, нога) можно наложить жгут.

— Как можно изготовить жгут из куска бинта или обычного шнурка? Ребята показывают, как изготовить и наложить жгут. При этом должны рассказать, как надолго его накладывать (при положительной температуре — на 2часа , при отрицательной на 30 -40 мин). Но при этом необходимо у пострадавшего, на видном месте оставить записку, где указано время, когда наложен жгут.

Капиллярное кровотечение характеризуется в основном поражением кожи и кровь из раны сочится мелкими капельками, для остановки такого кровотечения можно приложить к поврежденному месту холод.

-А что нужно сделать после остановки кровотечений? (ответы учащихся)

-Правильно, рану необходимо промыть, обработать спиртосодержащим раствором вокруг раны и после того как кровь в ране загустеет можно обрабатывать саму рану. Затем это место забинтовывается стерильным бинтом. Бинт накладывается — от узкого места к широкому и обратно; чтобы бинт не сползал и лежал плотно, в месте изменения направления бинт нужно перекрутить на 180 градусов (рассказ и показ учащимися).

— Какие закрытые травмы вы знаете? (ушибы, вывихи, закрытые переломы).

-Что такое ушиб , и какие у него признаки?

— Правильно, ушибы это повреждения мягких тканей вследствие механических воздействий, при котором происходит внутреннее кровотечение. В месте ушиба появляется припухлость и болевые ощущения. В таких случаях поврежденному участку необходим покой, а к пораженному участку приложить холод (снег, лед, пузырь с холодной водой). Нельзя делать тепловые процедуры, массаж, горячие ванны.

-Ребята, а как можно определить перелом кости конечностей?

-Правильно, перелом это нарушение целостности кости. Поэтому в месте перелома видна деформация конечности. Если перелом без смещения пострадавший чувствует острую – пульсирующую боль. При переломах конечностей даже медленные движения вызывают острую боль. Место перелома быстро воспаляется, образуется гематома.

-Скажите, а еще лучше покажите, как можно облегчить страдания пострадавшего? (учащиеся выполняют лангетирование, с помощью линеек, журналов, длинных реек) при переломах ног. При этом комментируют свои действия, которые должны быть спокойными , но быстрыми и четкими.

-А кто из вас скажет, как ещё можно помочь пострадавшему, и правильно ли выполнено лангетирование?

— Правильно, можно дать обезболивающее, успокоить больного и обездвижить больную конечность. При правильном лангитировании нужно зафиксировать два сустава прилегающих к сломанной кости.

— А как определить вывих?

— Конечно там тоже есть деформация, но не кости, а сустава. Ведь вывих это выход кости из сустава.

— Скажите, а можно ли самостоятельно вправлять вывих?

-Правильно, нельзя, так как можно порвать связки и повредить хрящевые ткани. Вывих может и должен вправлять только специалист.

— Но тогда как же облегчить страдания пострадавшего?

-Да, больного необходимо успокоить и на сустав положить холод и дать ему обезболивающее, а сустав зафиксировать в том положении в каком он находится.

— Ребята вы не плохо продемонстрировали знания и умения в оказании первой помощи, но как транспортировать пострадавших, и какие правила должен знать и выполнять спасатель?

— Правильно, нужно четко определить какие повреждения получил пострадавший, и оказать ему первую помощь, а затем выбрать способы транспортировки и маршрут, подготовить средства транспортировки, обеспечить безопасность пострадавшего и спасателя.

— Действия спасателя должны быть быстрыми и слаженными.

— Ну, а теперь мы с вами с моделируем несколько ситуаций:

1. После землетрясения здание частично разрушилось. Из под завалов надо вытащить пострадавшего. (Учащийся выбирают плащ, пальто или большую куртку, подсовывают под пострадавшего, застегивают и волоком вытягивают его из под парт держась за ворот куртки. При этом комментирует свои действия.

2. После пожара в пятиэтажном доме лестничная площадка завалина. Пострадавший находится на пятом этаже. К тому же у него ушибы и переломы рук и ног. В таких условиях нужны четыре спасателя и люлька подъемник.

— Как вы думаете, почему, кто из вас отважится спасти пострадавшего? (Выходят четыре ученика по желанию)

— Правильно! Сначала мы все вместе должны подняться на люльке-подъемнике к окну, открыть его. Затем один из спасателей осторожно перелезает через подоконник, в квартиру обследуя её, если нет опасности подзывает второго спасателя, где они оказывают помощь пострадавшему, укладывая его на покрывало. Спасатели подносят его к окну и слаженно на счет 1,2,3 поднимают на подоконник передовая концы покрывала другим спасателям находящимся в люльке. Те так же слаженно опускают пострадавшего в люльку.

3. Вам не обходимо донести до машины скорой помощи человека, получившего травму головы, возможно у него сотрясение мозга. Под ручных средств у вас нет. Кто отважится донести пострадавшего? (Два ученика продевают свои руки под спину больного так, что бы руки его находились с заде. Спасатели берут друг друга за локти. Второй рукой берут пострадавшего под колени и начинают нести. В током положении голова пострадавшего будет слегка запрокинута назад и в сторону.

4. Вы находитесь на озере, один из вас сорвался с уступа и получил множественные травмы. Его транспортировать можно только лежа да и далеко.

— Кто из вас покажет как из двух черенков и двух курток изготовить носилки? (Ученики застегивают куртки, выворачивают рукава во внутрь и продевают в них черенки. Изготавливают носилки. Затем кладут их рядом с пострадавшим и перекладывают его на носилки, несут пострадавшего по классу.

— Вот вы и показали свои знания и умения в оказании первой помощи и транспортировки пострадавших.

— Учитель подводит итоги и выставляет оценки за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here