План-конспект открытого урока по ОБЖ
с учащимися 6 «В» класса
Тема: Оказание первой помощи и транспортировка пострадавших.
Цель:1. Проверить знания и умения при оказании первой помощи в случаях ушиба, кровотечений, переломов конечностей.
2.Проверить навыки и умения при транспортировке пострадавших.
Задачи: Образовательные:
1.Закрепить знания признаков различных видов травм.
2.Научить оказывать первую помощь при травмах из подручного материала.
3.Научить правильно и согласованно транспортировать пострадавших, с учетом травмы и условий.
Оздоровительные:
1.Укрепление здоровья обучающихся посредством физических качеств и повышением функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.
2.Формирование простейших способов контроля и самоконтроля.
3.Формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни.
Воспитательные:
1.Взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, взаимопомощи, доброжелательности и сопереживания.
2.Воспитание положительных морально-волевых качеств в различных ситуациях и условиях.
3.Формировать мотивацию учебной деятельности.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений. Интегрированный урок
Оборудование и инвентарь: Бинты, щиты, куртки, черенки, рейки, линейки, жгуты, парты.
Место проведения: кабинет № 12
Время и дата проведения:18 апреля 2013г,в 16.25ч
Преподаватель: Ахметшин Р.Х.
Ход урока
-Ребята, задача нашего урока правильно распознать вид травмы, оказать помощь и транспортировать пострадавшего.
Какие вы знаете виды травм?»
Ответ: Открытые и закрытые. К открытым относятся все виды травм, при которых возникает открытое кровотечение, а при закрытых кровотечения не видно, оно происходит внутри тканей.
«Хорошо, тогда расскажите нам, какие виды кровотечений вы знаете?»
Ответ: Венозное — кровь имеет вишневый цвет и течет ровным потоком.
-А какие способы остановки этого кровотечения вы знаете и сможете показать? При этом использовать можно только бинт, вату или чистую ткань.
Ребята отвечают и показывают: для остановки венозного кровотечения иногда (если рана не глубокая, а края у неё ровные) достаточно совместить края раны и плотно прижать стерильную ткань к пораженному участку на 5-10 мин.
-Ребята, если рана имеет большую площадь, то пораженный участок можно забинтовать тугой повязкой ( демонстрация наложения повязки) на 15-20 мин».
-Артериальное кровотечение характеризуется пульсирующим потоком, и кровь имеет алый цвет. Такое кровотечение можно остановить прижатием артерии выше места травмы (учащиеся показывают, где находится сонная артерия, паховая, артерия в подмышечной впадине).
Если кровотечение конечностей (рука, нога) можно наложить жгут.
— Как можно изготовить жгут из куска бинта или обычного шнурка? Ребята показывают, как изготовить и наложить жгут. При этом должны рассказать, как надолго его накладывать (при положительной температуре — на 2часа , при отрицательной на 30 -40 мин). Но при этом необходимо у пострадавшего, на видном месте оставить записку, где указано время, когда наложен жгут.
Капиллярное кровотечение характеризуется в основном поражением кожи и кровь из раны сочится мелкими капельками, для остановки такого кровотечения можно приложить к поврежденному месту холод.
-А что нужно сделать после остановки кровотечений? (ответы учащихся)
-Правильно, рану необходимо промыть, обработать спиртосодержащим раствором вокруг раны и после того как кровь в ране загустеет можно обрабатывать саму рану. Затем это место забинтовывается стерильным бинтом. Бинт накладывается — от узкого места к широкому и обратно; чтобы бинт не сползал и лежал плотно, в месте изменения направления бинт нужно перекрутить на 180 градусов (рассказ и показ учащимися).
— Какие закрытые травмы вы знаете? (ушибы, вывихи, закрытые переломы).
-Что такое ушиб , и какие у него признаки?
— Правильно, ушибы это повреждения мягких тканей вследствие механических воздействий, при котором происходит внутреннее кровотечение. В месте ушиба появляется припухлость и болевые ощущения. В таких случаях поврежденному участку необходим покой, а к пораженному участку приложить холод (снег, лед, пузырь с холодной водой). Нельзя делать тепловые процедуры, массаж, горячие ванны.
-Ребята, а как можно определить перелом кости конечностей?
-Правильно, перелом это нарушение целостности кости. Поэтому в месте перелома видна деформация конечности. Если перелом без смещения пострадавший чувствует острую – пульсирующую боль. При переломах конечностей даже медленные движения вызывают острую боль. Место перелома быстро воспаляется, образуется гематома.
-Скажите, а еще лучше покажите, как можно облегчить страдания пострадавшего? (учащиеся выполняют лангетирование, с помощью линеек, журналов, длинных реек) при переломах ног. При этом комментируют свои действия, которые должны быть спокойными , но быстрыми и четкими.
-А кто из вас скажет, как ещё можно помочь пострадавшему, и правильно ли выполнено лангетирование?
— Правильно, можно дать обезболивающее, успокоить больного и обездвижить больную конечность. При правильном лангитировании нужно зафиксировать два сустава прилегающих к сломанной кости.
— А как определить вывих?
— Конечно там тоже есть деформация, но не кости, а сустава. Ведь вывих это выход кости из сустава.
— Скажите, а можно ли самостоятельно вправлять вывих?
-Правильно, нельзя, так как можно порвать связки и повредить хрящевые ткани. Вывих может и должен вправлять только специалист.
— Но тогда как же облегчить страдания пострадавшего?
-Да, больного необходимо успокоить и на сустав положить холод и дать ему обезболивающее, а сустав зафиксировать в том положении в каком он находится.
— Ребята вы не плохо продемонстрировали знания и умения в оказании первой помощи, но как транспортировать пострадавших, и какие правила должен знать и выполнять спасатель?
— Правильно, нужно четко определить какие повреждения получил пострадавший, и оказать ему первую помощь, а затем выбрать способы транспортировки и маршрут, подготовить средства транспортировки, обеспечить безопасность пострадавшего и спасателя.
— Действия спасателя должны быть быстрыми и слаженными.
— Ну, а теперь мы с вами с моделируем несколько ситуаций:
1. После землетрясения здание частично разрушилось. Из под завалов надо вытащить пострадавшего. (Учащийся выбирают плащ, пальто или большую куртку, подсовывают под пострадавшего, застегивают и волоком вытягивают его из под парт держась за ворот куртки. При этом комментирует свои действия.
2. После пожара в пятиэтажном доме лестничная площадка завалина. Пострадавший находится на пятом этаже. К тому же у него ушибы и переломы рук и ног. В таких условиях нужны четыре спасателя и люлька подъемник.
— Как вы думаете, почему, кто из вас отважится спасти пострадавшего? (Выходят четыре ученика по желанию)
— Правильно! Сначала мы все вместе должны подняться на люльке-подъемнике к окну, открыть его. Затем один из спасателей осторожно перелезает через подоконник, в квартиру обследуя её, если нет опасности подзывает второго спасателя, где они оказывают помощь пострадавшему, укладывая его на покрывало. Спасатели подносят его к окну и слаженно на счет 1,2,3 поднимают на подоконник передовая концы покрывала другим спасателям находящимся в люльке. Те так же слаженно опускают пострадавшего в люльку.
3. Вам не обходимо донести до машины скорой помощи человека, получившего травму головы, возможно у него сотрясение мозга. Под ручных средств у вас нет. Кто отважится донести пострадавшего? (Два ученика продевают свои руки под спину больного так, что бы руки его находились с заде. Спасатели берут друг друга за локти. Второй рукой берут пострадавшего под колени и начинают нести. В током положении голова пострадавшего будет слегка запрокинута назад и в сторону.
4. Вы находитесь на озере, один из вас сорвался с уступа и получил множественные травмы. Его транспортировать можно только лежа да и далеко.
— Кто из вас покажет как из двух черенков и двух курток изготовить носилки? (Ученики застегивают куртки, выворачивают рукава во внутрь и продевают в них черенки. Изготавливают носилки. Затем кладут их рядом с пострадавшим и перекладывают его на носилки, несут пострадавшего по классу.
— Вот вы и показали свои знания и умения в оказании первой помощи и транспортировки пострадавших.
— Учитель подводит итоги и выставляет оценки за урок.