Разработка урока ОБЖ в 10 классе по теме:

«Основные понятия о биологических ритмах организма, их влияние на уровень жизнедеятельности человека»

Автор Чернышева Светлана Анатольевна

преподаватель — организатор ОБЖ,

МБОУ «Верхнемедведицкая СОШ»

2013год

Тема: Основные понятия о биологических ритмах организма, их влияние на уровень жизнедеятельности человека.

Цель: познакомить учеников с общими понятиями о биоритмах, их влиянии на уровень жизнедеятельности человека;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Ход урока:

1. Организационный момент.2мин.

Здравствуйте. Посмотрите на свои столы все ли готово для того, чтобы начать наш урок. (дневник, учебник, тетрадь, ручка). Садитесь пожалуйста.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать главу «Основы здорового образа жизни».Тема нашего урока: Основные понятия о биологических ритмах организма, их влияние на уровень жизнедеятельности человека. Мы познакомимся с понятиями биоритмы и узнаем об их влиянии на жизнь человека.

2 .Проверка домашнего задания.

Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы с вами проверим, как вы усвоили предыдущий материал.

На дом было задано?

Фронтальный опрос:

1.Дать определение здоровье.

2.От каких четырех факторов зависит индивидуальное здоровье.

3.Дать понятие ЗОЖ.

4. Назвать основные составляющие ЗОЖ.

5. Каково значение физкультуры и закаливания для обеспечения полноценной жизни.

Для проверки усвоения материала, предлагаю выполнить тестовые задания.

В нашей школе большое внимание уделяется ЗОЖ. Проводятся: конкурсы рисунков, газет, презентаций, день здоровья. Лучшие рисунки и газеты представлены вашему вниманию на доске.

Учащимся на дом было задано, составить презентации по ЗОЖ.

3. Объяснение нового материала.

Биоритмы — циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (например, частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам — суточным (например, колебания интен­сивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активно­сти животных), приливным (например, биологические процессы у организмов, связанные с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений и др.). Наука о биологических ритмах — хронобиология.

Существует сходное понятие «биологические часы». Это — спо­собность животного и человека ориентироваться во времени; осно­вана на строгой периодичности физико-химических и физиологи­ческих процессов в клетках — биологических ритмах.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации все­го жизненного распорядка человека, так как высокая работоспо­собность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распо­рядок.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соот­ветствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъ­ема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижа­ется, особенно с 1 до 5 ч ночи.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних за­даний — с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для трениро­вок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каж­дому человеку. Эти знания помогут при выполнении наиболее

сложных заданий.

В недельном цикле биоритмов тоже есть период подъема эмо­циональных и физических сил. Он приходится на вторник-четверг. Эти три дня наиболее благоприятны для выполнения ответствен­ных и сложных заданий. Воскресенье тоже можно отнести к перио­ду подъема, но его показатели соответствуют примерно 80 % от предыдущего периода.

Существуют такие же периоды в течение годового цикла. Ока­зывается, в первый месяц от даты рождения число лучших показа­телей по физической и эмоциональной направленности намного выше, чем в остальные. Кроме того, значительно выделялись из среднемесячных данных и 9, 10, 11-й месяцы от даты рождения. У спортсменов высокие результаты наблюдались в день рождения.

Есть основания предположить, что в годовом цикле существу­ют периоды максимальной и минимальной надежности организма (как биологической системы).

По наилучшему иммунному состоянию организма отмечается 1-й месяц от даты рождения, наихудший показатель — в 12-й месяц. Заболевания ОРЗ в первые 6 месяцев от даты рождения значитель­но реже, чем с 7-го по 12-й месяцы. Причем, наиболее выраженны­ми были 7, 8-й и особенно 12-й месяц. Четко проявляются эти нега­тивные месяцы при сопоставлении случаев летального исхода при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Обобщая материалы многих авторов, можно установить физи­ческое и эмоциональное развитие определенными скачками у мальчиков: в 6-7, 9-10, 12-13, 15-18 лет. У девочек: в 7, 9, 11, 13, 15, 17 лет. Однако не все дети растут скачками, немало таких, у которых рост проходит монотонно, вяло, без выраженных рывков.

Существуют периоды повышенной утомляемости и раздражи­тельности, ослабления общей иммунологии и снижения работоспо­собности: возраст 7,5-8, 13,5-14, 16,5-17 лет.

2. Тест «Кто рано встает…» «Сова» или «жаворонок» Утренние часы для работы и других занятий предпочитают лю­ди, которых называют «жаворонки». «Совы» же деятельны по ве­черам. Предлагаемый тест, напечатанный во французском журнале «Суар», позволит вам определить свою принадлежность к одной из двух категорий пернатых и понять, в какое время вы наиболее ра­ботоспособны.

1. Трудно ли вам вставать рано утром?

а) да, почти всегда 3

б) иногда 2
в)редко 1
i) крайне редко 0

2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?

а)после часа ночи 3

б)от половины двенадцатого до часа 2

в)от десяти до половины двенадцатого 1

г) до десяти часов 0

3. Какой завтрак вы предпочитаете в первый час после про­буждения?

а) солидный 3

б) обильный, но не очень калорийный 2

в) достаточно одного вареного яйца или бутерброда 1

г) хватит чашки чая или кофе 0

4. Вспомните ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на
работе и дома. В какое время они чаще всего случаются?

а) в первой половине дня 1

б) во второй половине дня 0

5. От чего вы могли бы легко отказаться?

а) от утреннего чая или кофе 2

б)от вечернего чая 0

6. Легко ли вы во время отпуска нарушаете привычки, связан­ные с приемом пищи?

а) очень легко 0

б)достаточно легко 1
в)трудно г) привычек не меняю 3

7. С утра вас ждут важные дела. На сколько часов раньше вы ляжете вечером спать?

а) более чем на два часа 3

б)на час-два 2

в) менее чем на час 1

г) как обычно 0

8. Как точно вы можете оценивать без часов отрезок време­ни, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам при этой

проверке.

а) отрезок оказался меньше минуты 0

б) отрезок оказался больше минуты 2
А теперь результаты Если вы набрали от 0 до 7 баллов, вы — «жаворонок». Сумма от 8 до 13 баллов свидетельствует о неопре­деленности типа. Вы аритмик, который время от времени впадает то в одну, то в другую крайность. От 14 до 20 баллов набрали явно выраженные «совы». Остается добавить, что у каждого типа есть свои преимущества. Так что только от вас зависит, сможете ли вы ими воспользоваться.

Работа с учебником, по группам.

1.Что такое биологические ритмы?

2.Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни?

3.Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению у вас усталости?

4.Какие виды физических нагрузок более эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность?

5.Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач.

6.Какой режим дня вы считаете наиболее эффективным в период подготовки к контрольным работам и экзаменам?

Страница 67-70.

Вывод: делают учащиеся.

Домашнее задание: 67-70, подготовить сообщение о долгожителях в вашей семье.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here