Тема урока: «Особенности военной службы»
Цель: — выявить качество и прочность знаний по основным темам изученного материала и умение использования их на практике;
— привить интерес к своему предмету;
— проверить уровень усвоения знаний по предмету;
— воспитать волю к победе, взаимодействие с одноклассниками.
Задачи: знать структуру и содержание общевойсковых уставов; условия и порядок проведения военнослужащих к военной присяге, воинские звания военных ВС РФ.
Вид: урок – презентация с применением современных технологий.
Форма урока: обобщения и систематизаций знаний
Оборудование:
— Общевоинские уставы ВС РФ;
— Текст военной присяги;
— Кроссворд “Воинские звания”
— Карточки с изображением погон;
— Карточки с изображением общего вида АК и основных его частей ;
— Карточки с изображением действий по неполной разборке и сборке АК;
— Калькулятор, секундомер.
— Автомат Калашникова (АК-74М);
— Песни на военную тематику:
“Граница” (Агутин); “Комбат” (Любэ); “Солдат” (Любэ); “Давай за …” (Любэ); “Солдат” (Голубые береты);
Ход урока
-
Организационный момент.
1). Построение, приветствие.
2) Сообщение задач урока.
II. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Почему Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации? (ответы учащихся) (Слайд 1)
-
Актуализация субъективного опыта учащихся
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах Российской Федерации, а также в других войсках и воинских формированиях. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества. Поэтому она имеет высокую значимость для всего общества. Прохождение военной службы может осуществляться по призыву или в добровольном порядке – по контракту.(слайд 2)
На уроке мы закрепим знания, полученные при изучении темы “Военная служба по призыву”. Урок мы проведём в форме викторины с различными конкурсами. (Для этого учащиеся в классе делятся на 3 группы). В ходе урока командам будут даны различные задания, которые необходимо будет выполнить за определённое время. Для оценивания результатов выполнения заданий необходимо избрать жюри. Состав жюри выбираем из гостей нашего урока (приглашаются три человека из гостей и размещаются за специально отведённым для жюри столом).
Перед началом конкурсов учащимся в течение 1-й минуты нужно придумать название своей команды и объяснить его значение.
-
Обобщение и систематизация опорных знаний
Итак, приступаем к проведению конкурсов. (проведение конкурсов сопровождается негромким звучанием песен военной тематики).
Важной особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на военную службу.
Конкурс № 1 “Военная присяга – клятва воина на верность Родине” (слайд3)
Необходимо участнику от каждой команды наизусть рассказать текст военной присяги. Побеждает та команда, участник которой допустил наименьшее количество ошибок и неточностей. Учитывается также выразительность чтения. (приложение1)
Для военнослужащих устанавливаются особая форма одежды и знаки различия. Воинские звания обеспечивают ясность и чёткость в служебных взаимоотношениях между военнослужащими.
Конкурс № 2 “Воинские звания военнослужащих”
Задание № 1: Командам необходимо разгадать кроссворд по воинским званиям и знакам различия военнослужащих в течение 3-5-х минут. Разгадав его правильно, вы узнаете воинское звание великого русского полководца А.В. Суворова. (приложение2)
Задание № 2:
Вариант А: Участникам команд будут поочерёдно показаны погоны военнослужащих. Нужно назвать воинское звание, соответствующее данному погону. Если участник команды отвечает неправильно или затрудняется с ответом, то этот вопрос переадресовывается участнику команды-соперницы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов.
Вариант Б: Командам раздаются карточки с изображением погон, по которым нужно определить воинские звания военнослужащих Российской Армии и Военно-Морского Флота. На подготовку отводится 1 минута. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество правильных ответов. (приложение3)
Ритуал – это торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определённый порядок. Ритуалы, проводимые в ВС РФ, отражают в себе идеалы защиты Отечества, верности воинскому долгу, Военной присяге, Боевому Знамени части.
Конкурс № 3 “Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации”
Командам раздаются карточки с заданием – рассказать, как в ВС РФ проводятся ритуалы:
— ритуал приведения к военной присяге;
— ритуал проводов военнослужащих, уволенных в запас. (Можно использовать и другие ритуалы)
На подготовку задания отводится 3 минуты. Побеждает команда, допустившая при ответе наименьшее количество ошибок и наиболее точно ответившая на задание.
Общевоинские уставы – это нормативно-правовые акты, которые регламентируют жизнь и быт военнослужащих, их взаимоотношения между собой и повседневную деятельность.
Конкурс № 4 “Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ – закон воинской жизни”
Командам задаются вопросы по воинским уставам ВС РФ. Капитан команды, которая знает ответ, должен поднять руку. Право ответить на вопрос даётся той команде, которая первой подняла руку. Если команда отвечает на вопрос неправильно, то право ответа на этот вопрос переходит команде-сопернице. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу. Выигрывает в конкурсе команда, набравшая наибольшее количество баллов (ответив правильно на большее количество заданных вопросов).
Вопросы:
На какие два вида подразделяются воинские уставы? (Ответ: боевые и общевоинские).
Сколько существует общевоинских уставов? (Ответ: четыре).
Какие вы знаете общевоинские уставы ВС РФ? Назовите их.(Ответ: Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб, Дисциплинарный Устав, Строевой Устав).
Какой устав определяет общие права и обязанности военнослужащих ВС и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений? (Ответ: Устав внутренней службы).
Какой устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по её соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий? (Ответ: Дисциплинарный Устав).
Какой устав определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы? (Ответ: Устав гарнизонной и караульной служб).
Какой устав определяет строевые приёмы и движения без оружия и с оружием, строи подразделений и воинских частей, порядок выполнения воинского приветствия? (Ответ: Строевой устав).
Каким уставом определяется внутренняя служба и обязанности должностных лиц на кораблях? (Ответ: Корабельным уставом Военно-Морского Флота).
В каком году были утверждены современные общевоинские уставы? (Ответ: в 1993 г).
Какой из общевоинских уставов содержит текст Военной присяги?(Ответ: Устав внутренней службы).
Каждый военнослужащий обязан в совершенстве знать и иметь всегда исправное и готовое к бою оружие и военную технику. Только тогда он сможет умело использовать их в бою для обеспечения превосходства над противником.
Конкурс № 5 “Автомат – индивидуальное оружие солдата”
Задание 1: Командам выдаются карточки с изображением общего вида АК и основных его частей. Нужно на листах, на которых указаны названия основных частей АК, проставить цифры, соответствующие изображённым частям автомата. На выполнение задания отводится 1 минута. Побеждает команда, допустившая наименьшее количество ошибок. (приложение4)
Задание 2: Командам выдаются комплекты карточек, на которых изображены действия по неполной разборке и сборке АК. Необходимо в течение 1-й минуты разложить карточки в последовательности, соответствующей неполной разборке (сборке) автомата. Побеждает команда, раньше выполнившая задание и допустившая наименьшее количество ошибок. (приложение5)
(Задания 1 и 2 выполняются, если в школе нет учебного или массогабаритного макета автомата Калашникова).
Если в школе имеются массогабаритные макеты автомата Калашникова, то участникам команд предлагается выполнить практические задания:
— произвести неполную разборку и сборку АК с полным пояснением всех действий;
— произвести неполную разборку и сборку АК на время.
Практическое задание по разборке и сборке автомата выполняется разными участниками команды. Учитывается время, затраченное на выполнение задания и правильность действий.
Конкурс № 6 “Экспресс-викторина по основам военной службы”
Командам задаются вопросы по основам военной службы. Та команда, которая первой даст правильный ответ на заданный вопрос, получает 1 балл. Побеждает в этом конкурсе команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Вопросы:
Клятва воина на верность Родине? (Военная присяга).
В какие сроки осуществляется осенний призыв граждан на военную службу? (С 1 октября по 31 декабря).
Какое самое высокое звание в ВС РФ? (Маршал РФ).
Как называется вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста? (Часовой).
Какой объём воздуха должен быть на одного человека при размещении военнослужащих в спальных помещениях? (Не менее 12 м/куб).
Какое воинское звание на флоте соответствует воинскому званию прапорщик? (Мичман).
Место, порученное для охраны и обороны часовому? (Пост).
Сколько времени в течение суток согласно распорядку дня должно отводиться военнослужащим для личных потребностей? (Не менее 2-х часов).
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на одно увольнение в неделю из расположения воинской части. Сколько военнослужащих может быть уволено одновременно из подразделений? (Не более 30 %).
Что обозначает категория “Г”, выставленная в заключении о годности гражданина к военной службе? (Временно не годен к военной службе) и т.д.
Заключение. После проведения последнего конкурса, жюри определяет его победителя. Пока члены жюри будут подсчитывать общие результаты проведённых конкурсов и отмечать учащихся, наиболее отличившихся на уроке, всем предлагается просмотреть видеозапись (можно использовать любой видеоматериал, отражающий прохождение военной службы по призыву).
-
Заключительная часть.
-
Определение победителей
-
Подведение итог урока, оценки учащимся
Рефлексия – напишите в листочках понравившиеся вам 5 слов.
-
Домашнее задание: самостоятельно выбрать любую тему из этой главы и проанализировать ее.