МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа села Рогаткино
Красноармейского района Саратовской области»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
____________ Л. А. Лагутина
| «Утверждено» Директор МКОУ СОШ с. Рогаткино ____________ И. Б. Шишлова Приказ № ______ от «___»____________ 20___г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
для учащихся 9 класса
Составитель:
преподаватель-организатор ОБЖ
II квалификационной категории
ШИШЛОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол № ______ от «___»____________ 20___г
2012/2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы.
В программе реализованы требования Федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 «О Федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», от 24.07.95 N 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный и региональный компонент общеобразовательных программ). Для реализации данной программы используется учебник А. Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса – М.: Просвещение, 2010 год. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
— воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
— развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
— освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
— овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Рабочая программа рассчитана на 34 (35) учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение проверочных работ (словарные диктанты, тесты, зачеты) – 12 часов, на проведение контрольных работ – 3 часа.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий:
— основы комплексной безопасности;
— защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций;
— основы здорового образа жизни.
Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ.
В аттестат о среднем (основном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Формы организации образовательного процесса — комбинированные уроки, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации.
Технология обучения – традиционная.
Виды и формы контроля — словарные диктанты, тесты, зачеты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| |||||||||||||||||||||
№ п/п | Тема урока | форма урока | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки | Форма контроля | Домашнее задание |
Дата проведения | ||||||||||||||
знания | умения |
план | факт | ||||||||||||||||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (24) | |||||||||||||||||||||
Национальная безопасность России в современном мире (4ч) | |||||||||||||||||||||
1 | Россия в мировом сообществе. | ИНМ, лекция | Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. | Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. | Умение работать с учебником, выделять главное | Устный опрос | П. 1.1, задание стр. 11 |
|
| ||||||||||||
2 | Национальные интересы России в современном мире. | ИНМ, лекция | Национальные интересы России в современном мире их содержание. | Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. | Умение анализировать и делать выводы | Устный опрос | П. 1.2, вопросы стр. 14 |
|
| ||||||||||||
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | ИНМ. лекция | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. | Умение работать с учебником, выделять главное | Устный опрос | П. 1.3, задание стр. 19 |
|
| ||||||||||||
4 | Формирование общей культуры населения в области БЖД. | комбинированный | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | Умение анализировать и делать выводы | Словарный диктант
| П. 1.4, задание стр. 26 |
|
| ||||||||||||
ЧС природного и техногенного характера и национальная безопасность России (3ч) | |||||||||||||||||||||
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | ИНМ, лекция | Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека | Классификация чс, основные причины увеличения их числа. | Умение анализировать и делать выводы | Тест | П. 2.1, задание стр. 35 |
|
| ||||||||||||
6 | ЧС природного характера, их причины и последствия. | ИНМ, беседа | чс природного характера, их причины и последствия. | чс природного характера, их причины и последствия. | Умение работать с учебником, выделять главное | Устный опрос | П. 2.2 |
|
| ||||||||||||
7 | ЧС техногенного характера их причины и последствия | ИНМ, лекция | чс техногенного характера их причина и последствия | чс техногенного характера их причина и последствия | Умение работать с учебником, выделять главное | зачет | П. 2.3, вопросы и задание стр. 45 |
|
| ||||||||||||
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (3ч) | |||||||||||||||||||||
8 | Военные угрозы национальной безопасности России. | ИНМ лекция | Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны. | Военные угрозы | Умение анализировать и делать выводы | Устный опрос | П. 3.1 |
|
| ||||||||||||
9 | Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. | комбинированный | Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. | Основные правила поведения, если вас захватили в заложники | Умение работать с учебником, выделять главное | Контрольная работа | П. 3.2, задание стр. 56 |
|
| ||||||||||||
10 | Наркотизм и национальная безопасность России | ИНМ, лекция | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. | Наркобизнес | Умение работать с учебником, выделять главное | Устный опрос | ________ |
|
| ||||||||||||
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3ч) | |||||||||||||||||||||
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) | ИНМ, лекция | Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера | РСЧС | Умение анализировать и делать выводы | __________ | П. 4.1, задание стр. 63 |
|
| ||||||||||||
12 | ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | ИНМ, лекция | Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время. | ГО | Умение анализировать и делать выводы | Тест | П. 4.2, задание стр.69 |
|
| ||||||||||||
13 | МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС | ИНМ, лекция | Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. | МЧС | Умение работать с учебником, выделять главное | Устный опрос | П. 4.3, задание стр. 76 |
|
| ||||||||||||
Основные мероприятия, проводимые в РФ. По защите населения от ЧС мирного и военного времени (5ч) | |||||||||||||||||||||
14 | Мониторинг и прогнозирование ЧС. | ИНМ, лекция | Мониторинг и прогнозирование ЧС. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС | Мониторинг и прогнозирование | Умение анализировать и делать выводы | Устный опрос | П. 5.1, вопросы и задание стр. 80 |
|
| ||||||||||||
15 | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | ИНМ, лекция | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | Инженерная защита | Умение анализировать и делать выводы | Тест | П. 5.2, вопросы и задание стр. 84 |
|
| ||||||||||||
16 | Оповещение населения о ЧС | ИНМ, лекция | Оповещение населения о ЧС. Централизованна система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона 01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения. | Система оповещение, Сигнал «Внимание веем» | Действие населения при угрозе нападения, при оповещении о химическом заражении, в очаге инфекционного заболевания, при оповещении о радиоактивном заражении | Устный опрос | П. 5.3, вопросы и задание стр. 86-87 |
|
| ||||||||||||
17 | Эвакуация населения. | ИНМ, лекция | Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон ЧС. Экстренная эвакуация, рассредоточения персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. | Эвакуация, план эвакуации учреждения, средства индивидуальной защиты | Правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений | Словарный диктант | П. 5.4, вопросы и задание стр. 90 |
|
| ||||||||||||
18 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | ИНМ, лекция | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Аварийно-спасательные работы | Умение анализировать и делать выводы | зачет | П. 5.5, вопросы и задание стр.93 |
|
| ||||||||||||
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом (6ч) | |||||||||||||||||||||
19 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. | ИНМ Лекция | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. |
| Умение работать с учебником, выделять главное | Устный опрос | Конспект (тема №19) |
|
| ||||||||||||
20 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. | Беседа, сам.раб | Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. | Основные задачи ГО по защите населения от террористических актов. |
| Устный опрос | Конспект (тема №20) |
|
| ||||||||||||
21 | Система борьбы с терроризмом. | ИНМ Лекция | Существующие в мировой практике формы борьбы терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции | Уголовная ответственность, предусмотреннаяза участие в террористической деятельности | Умение анализировать и делать выводы | Тест |
|
|
| ||||||||||||
22 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | Беседа сам. работа | Правила поведения при угрозе террористического акта. | Правила поведения при угрозе террористического акта. | Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара и в случае возникновения террористического акта | Устный опрос | Конспект (тема №22) |
|
| ||||||||||||
23 | Государственная политика противодействия наркотизму. | ИНМ, лекция | Основные меры борьбы наркоманией. | Наказание, принимаемые в России для борьбы с наркоманией | Умение работать с учебником, выделять главное | Словарный диктант | Конспект (тема №23) |
|
| ||||||||||||
24 | Профилактика наркомании. | ИНМ Лекция | Профилактика наркомании. | Профилактика наркомании. |
| Контрольная работа | Конспект (тема №24) |
|
| ||||||||||||
Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11) | |||||||||||||||||||||
Основы здорового образа жизни (3ч) | |||||||||||||||||||||
25 | Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность | ИНМ Лекция | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека. | Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья | Иметь представление об основных положениях здорового образа жизни | Устный опрос |
Стр.85, конспект |
|
| ||||||||||||
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | ИНМ Лекция | ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. | Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация | Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой | Устный опрос | П.4.2., вопрос 1-4 |
|
| ||||||||||||
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | ИНМ Лекция | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России |
| Укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие | зачет | Конспект (тема №27) |
|
| ||||||||||||
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3ч) | |||||||||||||||||||||
28 | Ранние половые связи и их последствия. | ИНМ Лекция | Ранние половые связи и их последствия. | Ранние половые связи и их последствия. |
| Словарный диктант | Конспект (тема №28) |
|
| ||||||||||||
29 | Инфекции, передаваемые половым путем. | Беседа, сам.раб | Инфекции, передаваемые половым путем. | Инфекции, передаваемые половым путем. | Умение работать с учебником, выделять главное |
| Конспект (тема №29) |
|
| ||||||||||||
30 | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе | ИНМ Лекция | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе |
| Тест |
|
|
| ||||||||||||
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3ч) | |||||||||||||||||||||
31 | Брак и семья |
| Роль семьи в формировании ЗОЖ | Основные положении семейного кодекса |
| Устный опрос | Конспект (тема №31) |
|
| ||||||||||||
32 | Семья и здоровый образ жизни человека | ИНМ Лекция | Роль семьи в формировании ЗОЖ | Основные положении семейного кодекса |
| Фронтальный опрос | Конспект (тема №32) |
|
| ||||||||||||
33 | Основы семейного права в Российской Федерации.
| ИНМ Лекция | Роль семьи в формировании ЗОЖ | Основные положении семейного кодекса | Знание основных понятий | Устный опрос | Конспект (тема №33) |
|
| ||||||||||||
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2ч) | |||||||||||||||||||||
34 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | ИНМ Лекция | Первая медицинская помощь при массовых поражениях |
| Умение работать с учебником, выделять главное |
| Конспект (тема №34) |
|
| ||||||||||||
35 | Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. | Сам. раб | Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. |
| Знание основных понятий | Контрольная работа | Конспект (тема №35) |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса. Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
— соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
— использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
-
Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
-
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
-
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
-
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
-
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
-
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
7. Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
10. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
11. Безопасность дорожного движения
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе выпускник должен:
знать
— основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
— потенциальные опасности от наиболее часто возникающих чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификация;
— современные проблемы безопасности от военных угроз России, международного терроризма, религиозного и национального экстремизма;
— организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени в России;
— способы оценки состояния своего здоровья в домашних условиях;
— основные направления государственной политики в области обеспечения дорожно-транспортной безопасности, методики оказания доврачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях;
уметь
— доступно объяснять основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, потенциальные опасности от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
— предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
— соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
— пользоваться средствами индивидуальной защиты;
— действовать при оповещении об угрозе чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
— оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс, учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральные законы: «Об обороне» , «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. М., 1998 2006.
4. Рыбин А. Л. Дорожная азбука на дороге / А. Л. Смирнова. - М.: «Просвещение», 2006.
Дополнительная учебная литература:
1. Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л. В. Баль. - М.: «Просвещение», 2005.
2. Дуров В. А. Русские награды / В. А. Дуров. - М.: «Просвещение», 2003.
3. Лях В. И. Основы здорового образа жизни / Л. В. Лях. - М.: «Просвещение», 2005.
Учебные и справочные пособия:
1
Перечень рекомендуемых средств обучения:
. Комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А.Т. Смирнов). 2. Учебно – наглядные пособия: — плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара»; — средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка; — автомат Калашникова.
— средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно–марлевые повязки, аптечка. Дидактический материал:
— тесты по всем разделам и темам.