Попова Светлана Петровна, преподаватель-организатор ОБЖ, ГОУ СОШ № 481 г.Санкт-Петербург
Урок ОБЖ по теме «Изменение состава атмосферы»
Класс: 8
Учебник: Латчук В.Н., Марков В.В. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: Дрофа
Цель урока: Понять причины негативного воздействия человека на окружающую среду (атмосферу)
Задачи урока: 1) усвоение нового материала
2) развитие коммуникативных умений
3) обучение навыкам совместной творческой деятельности
План урока:
-
Вводное слово учителя, объяснение требований к работе и ее результату
-
Выдача текстов по теме урока. Рекомендуется подготовить четыре различных текста. Раздавать следующим образом:
Второй стол: Ученик С ( текст 3) Ученик Д (текст 4) |
-
Работа в парах. Ученик, получив от учителя текст, пишет его заголовок и составляет план-конспект. Закончив работу с текстом, ученики в парах пересказывают друг другу его содержание, пользуясь план-конспектом.
-
Обмен текстами в парах. Выслушав друг друга, учащиеся обмениваются карточками с текстами. Теперь каждый учение записывает тему новой для него карточки и составляет краткий план-конспект. Эта работа проходит быстрее, так как учащийся уже знает содержание текста. После того, как оба текста учащимися проработаны, они могут задать друг другу вопросы, если в этих текстах для них осталось что-то непонятным.
Второй стол: Ученик С (текст 4) Ученик Д (текст 3) |
-
Обмен текстами в группах. Учащиеся, не пересаживаясь, а только обернувшись друг к другу, пересказывают содержание текстов. Это выглядит так:
Второй стол: Ученик С (текст 4) Ученик Д (текст 3) |
После того, как ученики пересказали текст друг другу, они обмениваются текстами. Далее записывают тему третьего для них текста и составляют план-конспект.
Второй стол: Ученик С (текст 2) Ученик Д (текст 1) |
-
Обмен текстами в парах. Составив план-конспект третьего текста, ученики в парах пересказывают друг другу содержание этих текстов. Обмениваются текстами и кратко конспектируют. Таким образом, в тетради каждого ученика имеется план-конспект всех четырех текстов.
Первый стол: Ученик А (текст 4) Ученик В (текст 3)
Второй стол: Ученик С (текст 2) Ученик Д (текст 1)
-
Работа в малых группах. Учащиеся разбиваются на четыре группы по числу текстов. Каждая группа готовит творческое предъявление текста всему классу. Это может быть памятка, стенгазета, интервью и т.д.
Карточка № 1.
Парниковый эффект.
Сущность парникового эффекта состоит в том, что атмосфера почти целиком пропускает излучение Солнца к Земле, но из-за наличия парниковых газов заметно задерживает обратное тепловое (инфракрасное излучение) земной поверхности. Парниковые газы образуют как бы «стеклянную крышу парника» над планетой и большая часть излучаемого Землей тепла возвращается назад. Благодаря существованию парникового эффекта только 20% теплового излучения земной поверхности безвозвратно уходит в космос. Если бы Земля не имела атмосферы с парниковыми газами, то средняя температура ее поверхности была бы на 330С ниже. Сейчас средняя температура планеты 150С. Главным парниковым газом на Земле является водяной пар. Огромный вклад в парниковый эффект вносят двуокись углерода СО2 (60% вклада) и метан СН4 (20% вклада). К парниковым газам относятся также закись азота (5% вклада), фреон (15% вклада) и озон.
Двуокись углерода поступает в атмосферу в результате сжигания топлива (каменного угля, нефти, газа) в промышленности, автомобильных двигателях, теплоэлектростанциях.
По оценкам ученых за последнюю сотню лет температура планеты возросла на 0,60С из-за роста СО2. Уровень Мирового океана может повыситься из-за таяния полярных льдов и теплового расширения воды. При повышении уровня океана на несколько метров будут затоплены многие города и прибрежные территории, на которых проживает от 30 до 50% населения земного шара.
С ростом температуры возрастет и количество осадков. Ливни затопят тропики. Засушливые зоны сдвинутся на север. Площадь пустынь увеличится. Урожаи сократятся. При глобальном потеплении на 20С зона сплошной многолетней мерзлоты в нашей стране перестанет существовать.
По некоторым данным средняя температура на Земле должна возрасти на 1,4-40С уже к 2030 году. Повышение температуры будет неравномерным: у полюсов больше, чем на экваторе. Если эти прогнозы окажутся правильными, то многие из живущих сегодня людей будут свидетелями самого быстрого из известных в истории Земли повышения температуры: одним из следствий этого потепления будет разрушительное воздействие на обеспечение населения продовольствием (урожай риса может снизиться на 2-5%, а кукурузы на 15-24%) и водой.
В качестве реальных мер по борьбе с изменением климата необходимо рассматривать в первую очередь повышение эффективности использования горючего, разработку и внедрение солнечных и других бестопливных источников энергии, прекращение сведения лесов, особенно тропических, организацию и поддержку мер по расширению лесонасаждений.
Карточка № 2.
Разрушение озонового слоя.
На высоте 18-26 км под действием ультрафиолетового излучения Солнца в атмосфере возникает озоновый слой. Если привести весь озон к нормальному давлению на поверхность Земли, то толщина озонового слоя окажется равной
3-4 мм. Тем не менее это надежный щит, который не только оберегает все живое на планете от прямого разрушения под действием жесткого ультрафиолетового излучения (проходит к Земле 1% этого излучения), но и предохраняет эволюцию от вредных мутаций.
Уменьшение озонового слоя на 1% влечет за собой увеличение ультрафиолетового излучения на 1,5%. Полное исчезновение озонового слоя, несомненно, означало бы прекращение высших форм жизни на Земле. Даже его утоньшение приводит к росту числа раковых заболеваний, гибели одноклеточных организмов, входящих в различные экосистемы, воздействию на генетический код живых организмов и увеличению числа мутаций.
Хозяйственная деятельность человека привела к появлению факторов, разрушающих озоновый слой Земли. В нем были обнаружены оксиды азота, источниками которых являются реактивная авиация, космические ракеты, азотистые удобрения, применяемые в сельском хозяйстве.
Большую опасность для озонового слоя представляет поступление в атмосферу хлорсодержащих веществ. К ним относятся в первую очередь хлорфторуглероды, так называемые фреоны. Их применяют в холодильниках, кондиционерах, тепловых насосах как хладагенты; в производстве пористых пластмасс; для очистки компьютерных микросхем; как носители в аэрозольных баллонах и стерилизующие растворы в медицине.
Почему же фреоны опасны для окружающей среды? Дело в том, что некоторые из них разрушают озоновый слой Земли и приводят к образованию в атмосфере так называемых озоновых дыр. Фреоны, попавшие в атмосферу, сохраняются там 60-100 лет. Под действием ультрафиолета они разрушаются и освобождается свободный хлор, который взаимодействует с молекулами озона. Каждый атом хлора способен уничтожить 100 тыс. молекул озона.
Осенью 1985 г. при проведении спутниковых наблюдений была обнаружена «озоновая дыра» над Южным полюсом, площадь которой равнялась примерно территории США. В 1989г. ученые обнаружили «озоновую дыру» и над Арктикой. В связи с этим была принята международная Конвенция об охране озонового слоя Земли.
Карточка № 3.
Выбросы вредных веществ.
Широкое развитие химической промышленности, увеличение объемов авиационных и автомобильных перевозок, выбросов в атмосферу неочищенных газов тепловыми электростанциями, металлургическими предприятиями, небрежное обращение с огнем в лесах, приводящее к возникновению лесных пожаров, наносят непоправимый урон среде обитания человека.
Газо- и парообразные выбросы чаще всего образуются в процессе горения. Основные компоненты выбросов на сегодня – твердые взвешенные частицы, диоксид серы, оксид углерода, оксид азота и углеводороды. На них приходится около 98% всех выбросов в атмосферу.
В последние годы в крупных городах России серьезным источниками загрязнения атмосферы стали автомобильный транспорт, химические, нефтеперерабатывающие и металлургические предприятия.
Загрязнением атмосферы обусловлено до 30% общих заболеваний населения промышленных центров. Если исключить из рассмотрения углекислый газ, то в нашей стране в 1994 г. 30% выбросов в атмосферу приходилось на двуокись серы, 10% — на окислы азота, 25% — на пыль. Пыль – это сложная смесь частиц, многие из них токсичны (включают мышьяк, ртуть, свинец, медь и прочие вредные металлы), вызывает аллергию, ослабление иммунитета, болезни дыхательных путей. В год в мире выбросы пыли оцениваются в 175 млн т.
В 1991 г., по оценкам Всемирной организации здравоохранения, 70% городских жителей Земли дышали воздухом, который вреден для здоровья из-за высокого уровня смога, двуокиси серы, окиси азота и других загрязнений. Смог– это густой туман, возникающий в результате выбросов в атмосферу двуокиси азота, углеводородов и других веществ, вступающих в реакции под действием солнечного света (фотохимический смог).
Окислы азота и углеводорода содержатся в выхлопных газах автомобилей. Один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем 20-30т кислорода и выбрасывает 1000 кг окиси углерода. 30 кг оксидов азота и почти 100 кг различных углеводородов. Такие смоги – нередкое явление над Лондоном, Парижем и Лос-Анджелесом, Нью-Йорком и другими городами мира. По своему физиологическому воздействию на организм человека они вызывают раздражение глаз и горла, крайне опасны для дыхательной и кровеносной систем и часто бывают причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем.
Для улучшения экологической обстановки в таких городах необходимо вывести некоторые вредные производства за их границы, установить на предприятиях оборудование по очистке выбросов, а автомобили обеспечить эффективными нейтрализаторами отработанных газов. Очень важно расширять экологическое образование и просвещение населения.
Карточка № 4.
Кислотные осадки.
Кислотными называют любые осадки (дожди, туманы, снег), кислотность которых выше нормальной.
В настоящее время считают, что кислотные осадки на 2/3 обусловлены выбросами диоксида серы и на 1/3 – выбросами оксидов азота. Диоксид серы поступает в основном (примерно 88%) от тепловых электростанций и промышленных энергетических объектов, оставшиеся 12% образуются при производстве серной кислоты, переработке сульфидных руд. Оксиды азота поступают в атмосферу от ТЭС и промышленных энергетических объектов (51%) и с выхлопными газами автомобилей (44%); на остальные источники приходится всего около 5%.
Попадая в атмосферу, эти газы взаимодействуют с влагой, образуя кислоты. Особенно опасны выбросы диоксида серы, который растворяется в каплях атмосферной влаги, образуя раствор серной кислоты.
Дальность переноса диоксида серы обычно 300-400 км. Но ее обнаруживают и в осадках, выпадающих даже на удалении 1000-1500 км от источника выброса.
Кислотные осадки стали серьезной угрозой для существования лесов. В Германии под угрозой гибели находятся не менее 20% лесов. В России площадь существенного закисления от дождей и снега достигла 46 млн. га.
Кислотные осадки увеличивают кислотность почв, вредно влияют на состояние рек, озер и других водоемов. Швеция имеет более 100 тыс. озер на своей территории, из них 18 тыс. «мертвые», лишенные жизни. В Норвегии в 5000 из 17 500 озер исчезла рыба. В Канаде из-за частых кислотных осадков стали мертвыми 14 000 озер.
Очень опасным становится подкисление океанских мелководий, ведущее к невозможности размножения многих морских беспозвоночных животных. Это грозит разрывом пищевых цепей и нарушением экологического равновесия в Мировом океане.
От таких осадков страдают не только озера, леса, поля и пастбища. Кислота, падающая с неба, разъедает исторические памятники, трубопроводы, бетонные фундаменты, кабели. Из-за кислотных осадков скорость коррозии в промышленных районах в 2-10 раз выше, чем в сельской местности.
Когда люди вдыхают туман, содержащий капельки кислоты, это вызы-вает у них аллергию и бронхит. При вдыхании кислотных частиц с пылью, содержащей тяжелые металлы (медь, цинк и др.), возможно появление раковых опухолей.
Ученые подсчитали, что сокращение кислотных осадков на 50% позволило бы приостановить дальнейшее подкисление окружающей среды. Поскольку большую часть кислых газов выбрасывают в атмосферу энергетические установки, необходимо сосредоточить внимание на экономии энергии, переходе с угля на другие виды топлива, содержащие меньше серы, на разработке и внедрении эффективных систем очистки газовых выбросов.
Литература:
-
Берсенева Т.А., Мельникова Т.В., Осокин А.М. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ» , С-Пб, 2005
-
Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 8 класса., М.