Лесные новости.
-
Организационный момент.
-
Здравствуйте, ребятки, уважаемые родители и учителя!
-
Здравствуйте, родители… Ребятки посмотрите на родителей.
-
Здравствуйте, учителя… Найдём учителей глазками.
-
А теперь, здравствуй, 1 «А» класс…
-
И, конечно же, 1 «Б» класс, здравствуй.
-
Основная часть урока.
1. В класс вбегает девочка в костюме сороки.
а)Цель урока.
С.: Пор-р-р-ра! Пор-р-р-ра!
Уч.: Трещала с самого утра:
С.: Пор-р-р-ра! Пор-р-р-ра!
Уч.: А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока)
С.: Пор-р-р-ра! Вст-р-ечать гостей пор-р-р-ра!
Уч.: Какие гости, откуда?
С.: А вот пусть р-ребятки и угадают, откуда!
Кто, как только жар-р-р-ко станет,
Шубу на плечи натянет?
А нагр-р-рянет холод злой –
Скинет с плеч её долой? (лес)
Ответы детей.
а) Признаки леса.
Уч.: А почему Вы решили, что это лес?
Ответы детей.
А на какой вопрос отвечает слово «лес»?
Ответы детей.
* А вот в загадке к этому слову стоит вопрос «КТО?», потому что автор его олицетворяет, т. е. относится, как к живому предмету.
В этом нам помогают следующие слова: шубу натянет, скинет.
С.: Пр-р-равильно, ждите в гости лесных жителей.
Уч.: Сегодня с самого утра сорока трещала о том, что Зима во всю вступила в
свои права. Звери услышали об этом и решили собрать «лесное собрание».
Сегодня на уроке мы узнаем, как лесные жители приготовились к зиме.
2. В классе появляется девочка в костюме белочки.
а).Звуковой анализ слова.
Б.: (плачет) У меня беда, я жилье свое потеряла. Помогите мне, ребята.
Уч.: Поможем белочке?
*Б.: Как называется домик, в котором я живу?
Ответы детей.
Если Вы увидите в лесу на дереве, в развилке сучьев, сплетенный из веток шар
размером с большую корзину, знайте: это моя работа (белочка показывает
гнездо). Свое гнездо я сооружаю несколько дней. Выкладываю его изнутри
мхом и сухой травой. Зато зимой не холодно! А в очень сильные морозы
я приглашаю к себе соседей. Вместе ведь теплее!
На доске так много схем слов, а мне надо только одну схему, к слову гнездо
Найдите ее.
(Дети отвечают при помощи цифр овых карточек, объясняют свой выбор.
Выбирают правильный ответ).
Спасибо, теперь мне не страшна зима.
Уч.: Присаживайся, белочка, будь как дома! А чтобы появился следующий гость,
Мы должны угадать, кто он.
б.)Соотношение изображения с надписью.
в)Живой – неживой предмет..
г)Слог,ударение.
д)Обобщение.
3. В классе появляется мальчик в костюме воробья.
а)Взаимосвязь человека и природы.
В.: Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я – бывалый воробей!
Уч.: Почему еще не улетел в теплые края?
В.: Я воробей – птица зимующая. Ребята, а как называют птиц, которые улетают
зимовать в теплые края? (перелетные).
— А почему они улетают? (холодно, нет пищи).
— Да, трудные времена для меня настали: холодно, голодно. Одна надежда
только на Вас.
Уч.: О чем это ты, воробей?
В.: Ребята, а Вы, знаете о чем я?
Р.: Да! (девочка выносит кормушку). Мы кормушки сделали для птиц.
(дети в кормушку кладут еду для воробья). В столовой, после обеда, хлебные
крошки собрали, кушай, угощайся!
В.: (жует). Ой, как вкусно! Давно я так не ел. Сорока, присоединяйся! (сорока
кидается к кормушке).
— Большое спасибо! Не забудьте кормушку в школьный сад повесить.
Весной и летом я Вам пригожусь.
Уч.: Ребята, это чем же он нам пригодится? (ответы детей). Правильно.
В теплое время года птицы поедают вредных насекомых. Так они помогают
растительному миру. Ведь растения нужны человеку. Для чего? (ответы
детей: поглощают углекислый газ, выделяют кислород…).
В.: Умные у Вас ребята, Н.Н.
Уч.: Спасибо, за добрые слова, воробей!
б)Устный счёт.
В.: А считать Вы умеете? (Да)
— Если Вы правильно назовете ответы в этих примерах, то узнаете моего лесного друга.
(На доске записаны примеры).
6-2=… 9-4=… 8+4=…
3+4=… 4+6=… 14-3=…
10+3=…
(Внизу карточки с ответами).
13, 10, 4, 5, 11, 12, 7
Уч.: Прочитайте примеры на сложение.
— На какое действие оставшиеся примеры (вычитание).
— Назовите пример, ответ которого равен 4. (дети выходят к доске, ставят карточку с ответом к соответствующему примеру).
— В каком примере ответ больше 4 на 1?
* — Прочитайте разными способами: 8+4. (прибавить, +, увеличить на, найти сумму). При помощи линейки найдите значение данного выражения.
— Назовите пример, значение которого равно 10.
*- Прочитайте пример, в котором нужно найти разность. Чему равна разность
14 и 3?
*- В каком из примеров значение выражения = 13?
На доске: 6-2=4; 9-4=5; 8+4=12; 3+4=7; 4+6=10; 14-3=11; 10+3=13.
— Поставим числа (ответы) в порядке возрастания.
4 5 8 10 11 12 13
— На какие две группы их можно разделить? (однозначные, двузначные).
— Назовите двузначные числа.
— А теперь перевернем эти карточки обратной стороной.
— Кого же мы сейчас увидим?
. М Е Д В Е Д Ь
а)Словообразование.
* — А почему этого животного так называют? (ответы детей).
Это сложное слово, т. к. оно состоит из двух слов – мед и ведает.
— Где же он?
С.: Спит.
Ф И З М И Н У Т К А
б)Звуко – буквенный анализ.
Уч.: А сколько в слове МЕДВЕДЬ букв? (7)
— А звуков? (6)
— Почему букв больше, чем звуков? (Ь не дает звука).
— Назовите мягкие согласные звуки. ([м’], [в’] – Е дает мягкость
предшествующему согласному;[д’] – ь знак).
* — Какой звук слышен на конце слова? ([т’]).
— А почему пишется буква Д? (медвеДи).
В классе появляется мальчик в костюме медведя.
М.: А я и не спал еще! Хотел убедиться, что Вы научились считать. Хорошо у Вас
в классе, много цветов, значит воздух чистый, много кислорода.
Уч.: Миша, а почему ты всю зиму спишь?
М.: Давайте об этом ребят спросим. (ответы детей).
— Молодцы!
Уч.: А чем ты любишь полакомиться?
М.: Ягодой, медом, рыбкой…
С.: Ур-р-ра! Ур-р-ра! Встр-р-речаем гостью из-за р-р-рубежа.
Уч.: Пестрая крякушка
Ловит лягушек
Ходит в развалочку
Спотыкалочкой.
Кто это? (хором- УТКА)
5. В класс заходит девочка в костюме уточки.
Уч.: Какими судьбами?
У.: На зиму улетаю в теплые края, на моря – кря-кря-кря.
Самолет есть личный у меня кря-кря-кря.
Сорока на крыльях принесла кря-кря-кря
Гостей Ваших надо увезти в леса кря-кря-кря.
В.: Вот это да! Почему улетаешь всегда в теплые края?
У.: Я птица водоплавающая кря-кря-кря,
Люблю рыбу, стрекоз, водоросли кря-кря-кря,
А у Вас водоемы замерзают кря-кря-кря,
Вот я и улетаю.
М.: Пора нам домой собираться!
Спасибо Вам за теплый прием,
За помощь и смекалку.
Приглашаем в гости к нам, будем рады мы гостям.
а)Экология.
Б.: Если не будете ветки ломать, цветы обрывать. (знак)
В.: Если не будете насекомых обижать и в птиц из рогатки стрелять. (знак)
У.: Если не будете в водоемы мусор бросать. (знак)
М.: Если не будете в лесу костры разжигать. (знак)
С.: Если не будете лесных обитателей домой забирать. (знак)
Уч.: У лесных жителей есть тоже предупреждающие знаки. Это их лесные
правила, для людей.
М.: А вот как Вы их знаете, мы сейчас и послушаем.
Ответы детей по знанию знаков.
6. Из шкафа вываливается девочка в костюме зайца.
З.: Подождите меня, я с Вами.
Уч.: Ой, зайка, ты откуда?
З.: Я в шкафу сидел и боялся.
Уч.: Чего же ты боялся?
З.: Лису боялся, волка боялся…
Уч.: Их нет с нами, не бойся. Какие у тебя новости с приходом зимы?
З.: Я цвет шкурки поменял. Была серая, а стала белая. Как Вы думаете, зачем?
(ответы детей).
— Молодцы! Я мостак убегать и запутывать следы.
Уч.: А чем ты питаешься зимой?
З.: Корой деревьев…
а)Работа над задачей.
У.: Хватит болтать, пора улетать.
Ребята, в моем самолете три места, плюс мое место – место пилота.
Поместимся ли все мы.
Уч.: Что нам предлагает сейчас решить утка? (задачу)
— Докажите, что это задача. (условие и вопрос)
— Давайте решим эту задачу.
На доске запись:
Пассажиры – Мест —
Пилоты — Гости –
— Сколько пассажиров вмещается в самолет? (3)
— Сколько мест занимает пилот? (1)
— Сколько всего мест в самолете? (4) Как узнали? (3+1=4)
— Давайте посчитаем всех гостей. (6)
Пассажиры – 3 Мест – 3+1=4
Пилоты – 1 Гости – 6
— Итак, какой же мы сделаем вывод? (4<6 на 2, 2 пассажира не поместятся)
— Что же делать?
В.: А я никуда не собираюсь, меня и здесь обещают неплохо кормить.
С.: Надеюсь, со мной ты поделишься?
В.: И с тобой, и с другими птицами.
М.: Ну, тогда все в порядке. Отряд, стройсь! К самолету шагом марш!
(звери прощаются с детьми и уходят из класса)
Итог урока:
-
*К какому жанру русского фольклора можно отнести наш урок? (урок-сказка, урок- загадка). Обоснуйте свой ответ.
-
Награждение активных участников выставки «Животный мир».
-
На альбомных листах изображены герои. Раскрасьте героя, который Вам понравился больше всех.
-
Встаньте те ребятки, которые работали на уроке лучше всех.