МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА.
Цели:
1. Познакомить учащихся с наукой географией.
2. Сформировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с глобусом и картой
3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е: физическая карта; карта полушарий.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос:
– Как правильно наблюдать звездное небо?
– Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.
– Что вы о них знаете?
Далее учитель проводит дидактическую игру «Домино и астрономия».
Учитель заранее должен подготовить 3 комплекта карточек. (Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.) Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.
созвездие | звезда Сириус | созвездие | |
маленький из нескольких звездочек | Луна | спутник Земли | самая большая планета |
Юпитер | планета | Сатурн | самая маленькая планета |
Плутон | созвездие Малая Медведица | звезда Полярная | наша Галактика |
Млечный путь | звезда Альдебаран | созвездие Телец | третья планета от Солнца |
III. Работа над новой темой «Глобус».
Учитель. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Что же изучает наука «география»?
Ученики. География – это наука о Земле.
Учитель. Верно. Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» – Земля и «графо» – пишу. Интересно, что «гео» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню Земли.
Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?
Ученики. Географ – это специалист по географии.
Учитель. Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам путешествовать по планете.
Шар не велик,
Лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажет целый свет.
(Глобус.)
Моря есть –
плавать нельзя,
дороги есть –
ехать нельзя,
земля есть –
пахать нельзя.
Что это?
(Географическая карта.)
Ученики. Глобус и географическая карта помогут нам путешествовать по планете.
Учитель. Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой.
Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.
– Какую форму имеет глобус?
Оказывается, что латинское слово «глобус» означает шар. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.
Ученики. Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого по полюсам.
Учитель. Какую он имеет окраску? И почему?
Ученики. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий – вода, желтый, коричневый, зеленый – суша, белый – лед.
Учитель. Почему глобус называют «мяч в сетке»?
Ученики. Глобус покрыт линиями, будто сеткой.
Учитель. Молодцы! Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса.
Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.
Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.
Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 24 вашего учебника.
IV. Работа по учебнику.
Учащиеся самостоятельно читают текст. После чтения учитель проводит беседу.
Учитель. Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?
Ученики. Немецкий географ Мартин Бехайм создал первый глобус в 1492 году.
Учитель. Как назвал он свое изобретение?
Ученики. Свою модель он назвал «земное яблоко».
Учитель. Чем глобус Бехайма отличается от современного?
Ученики. На нем не было Северной и Южной Америки, так как они еще не были открыты.
Учитель. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и немного отдохнем.
Пауза психологической разгрузки.
Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия). Учитель читает текст.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!
V. Работа над темой «Географическая карта».
Учитель. Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?
Ученики. Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.
Учитель. Значит, нужен другой помощник. Что это?
Ученики. Это географическая карта.
Учитель. А что же такое «географическая карта»?
Ученики. Географическая карта – это изображение Земли на бумаге.
Учитель. Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.
Учитель. С какими видами географических карт вы уже знакомы?
Ученики. Мы знакомы с физической и политической картами Европы, физической картой России.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.
Учитель предлагает детям мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.
Ученики. Если изображение этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий – один из видов географических карт. (Демонстрация карты полушарий.)
Учитель. Совсем не случайно такое изображение называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.
Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.
Сравните масштабы карт полушарий в учебнике (с. 26, 27) и на доске.
VI. Практическая работа (с. 23 учебника).
Учитель. Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?
Ученики. Сходство: на карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый; указаны материки и океаны; мы видим экватор, параллели и меридианы; также указаны Северный полюс и Южный полюс.
Различие заключается в том, что глобус – это целый шар, а на карте две половинки.
Учитель. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.
Учащиеся выходят к доске и на настенной карте показывают материки и океаны.
VII. Закрепление. Самостоятельная работа.
1) Дополните текст.
Модель Земли называют … . А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют … . На физической карте синим цветом обозначена …, коричневым, желтым, зеленым – …, белым – … . Каждая карта имеет свой … . Если работаешь у настенной карты, стой …, когда держишь указку в правой руке, и …, когда указка в левой.
2) Соберите полушарие. Назовите географические объекты.
Учащимся выдается карта Восточного полушария, разрезанная по экватору и по меридианам. Необходимо собрать полушарие и записать его материки и океаны.
VIII. Итог урока.
Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод (с. 29 учебника).
Домашнее задание.
С. 22–29. Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.