ПАТРИОТЫ РОССИИ
Цели:
1. Познакомить учащихся с героическими страницами истории Отечества в начале XVII века.
2. Сформировать представления учащихся о патриотизме.
3. Развивать устную речь, умение работать с исторической картой.
4. Воспитывать любовь к Родине.
О б о р у д о в а н и е: схема «Причины «лихолетия» в России», схема «Организация восстания в Новгороде, иллюстрация с изображением памятника Минину и Пожарскому.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Какая тема урока?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
Вопросы к кроссворду:
1. Предприятие, где производят набор и печатание изделий.
2. Название первой печатной книги в Руси.
3. Название металлических букв.
4. Фамилия первопечатника на Руси.
5. Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток.
6. Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве.
7. Фамилия немецкого первопечатника.
На доске и в тетрадях тема урока: «Патриоты России».
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся и с печальными, и со славными страницами родной истории. Мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России в начале XVII века и как он с честью преодолел их.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит о п р о с:
– Каково значение начала книгопечатания в России?
– Расскажите об Иване Федорове и его типографии.
– Кто напечатал первый русский букварь?
– Назовите русские учебники XVII века и их авторов.
– Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги?
Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам:
№ 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
По велению царя Ивана … (Грозного) была открыта типография в … (Москве). Она находилась около стены … (Китай-города). Русским первопечатником стал … (Иван Федоров). Первая печатная книга называлась … («Апостол»). Позднее Иван Федоров напечатал первый русский … (Букварь).
№ 2. Соедините прозвище с именем:
Мудрый Вещий Грозный Красное Солнышко Калита Невский Донской |
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Сегодня мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России. Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем». Прочитайте текст на с. 87 учебника и ответьте на вопрос: «Почему начало XVII века называют тяжелыми годами, то есть лихолетьем?»
Учащиеся рассказывают об испытаниях, которые выпали на долю русского народа в начале XVII века, используя схему.
Ученики. Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем»: Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками. Даже в столице был польский гарнизон, а древний Новгород захватили шведы. России угрожала потеря независимости. Когда Василий Шуйский был сведен с престола, править землей стала Боярская дума до тех пор, пока народ не выберет царя. Но выбрать царя было мудрено – такая стояла рознь между русскими людьми. А невдалеке от Москвы стояли поляки, которых тайком ночью ввели в город бояре.
Учитель. Русские люди стали сходиться миром и толковать, как бы всей землей встать против поляков и Литвы и выгнать их вон. Закопошились поляки в Москве, принялись готовиться к отпору. До той поры они сидели смирно, москвичей не трогали, но как прослышали, что Русская земля поднимается, стали буйствовать и причинять народу всякие обиды. Не пускали народ в церкви, отобрали у всех оружие, даже топоры у плотников. Москвичи все терпели. Наконец во вторник на Страстной неделе поляки стали звать извозчиков на работу тащить пушки на башню. Извозчики не пошли, поднялись спор, брань, крики. Немцам показалось, будто Москва бунтует; они бросились вместе с поляками на безоружный народ и вырезали 7 тысяч человек в Китай-городе.
В другой городской части, в Белом городе, народ успел кое-как вооружиться. Ударили в набат, загородили улицы столбами, скамьями, бревнами; стреляли в поляков, бросали в них из окон чем попало. К этому времени прибыл в Москву князь Пожарский; он отбил врагов и втоптал их в Китай-город. Вся Москва встала; поляки увидели, что им с народом не совладать, и задумали обуздать его огнем. Запалили в Белом городе, поднялся страшный ветер и разогнал огонь так, что к вечеру пламя гуляло по всему Белому городу. На другой день зажгли в другом месте и напали на Пожарского, Пожарский отбивался целый день, был изранен и отведен в Троицкий монастырь. Город выгорел дотла, осталось целым то место, где сидели поляки: Китай-город и Кремль. В Москве негде было жить, в лютый мороз народ выбрался в поле.
– Кого можно назвать патриотами России?
Ученики. Патриот – человек, который любит Россию, защищает родину от врагов.
Учитель. Много людей переживало за судьбу Русской земли, русского народа. Они были готовы многим пожертвовать, чтобы освободить русские земли от иноземных захватчиков, и решили организовать восстание.
Восстание началось с Нижнего Новгорода. В октябре 1611 года пришла туда из Троицкого монастыря грамота; старшие люди собрались на совет. Пришел на совет и земский староста – мясной торговец Кузьма Минин Сухорукий, человек честный, очень разумный, с чистой душой и твердым нравом. Он горячо любил родную землю и много бился за нее.
На совете Минин сказал: «Святой Сергий явился мне во сне и велел разбудить уснувших; прочитать грамоту в соборе, а там пусть будет, что Богу угодно». Совет согласился с речью Минина. На другой день зазвонили в большой соборный колокол; день был будний, народ встревожился и повалил в собор с разными мыслями: кто ждал доброй вести, кто боялся худой. После обедни протопоп вышел перед народом, уговаривал всех именем Христовым стать за святую веру и прочитал Троицкую грамоту.
Затем появился Кузьма Минин и сказал: «Коли вправду хотим спасти Московское государство, то не будем жалеть ничего; продадим дворы, заложим жен и детей наших и будем бить челом, кто бы вступился за веру и был нашим начальником». Минин сказал, что нет лучше воеводы, чем князь Дмитрий Пожарский. Народ послушался, снарядил архимандрита со многими лучшими людьми и послал их к Пожарскому.
Князь Пожарский проживал в то время в своем поместье и лечился от ран, которые получил в Москве. Это был воевода искусный, человек надежный и честный. В Пожарском не было ни гордости, ни спеси; он умел ладить с людьми и ни перед кем не величался своими заслугами. Только такой человек и мог сослужить земле службу, какая была нужна. Разумный Минин от того и указал народу на Пожарского, уговорившись прежде с ним самим, чтобы отказа не было. И отказа не было; князь Пожарский с радостью взялся набирать рать и вести ее под Москву.
Учитель в объяснении темы урока использует схему:
Весть про нижегородские дела живо разнеслась по Русской земле, ратные люди стали толпами приходить в Нижний, многие города присылали и денег. Когда все было готово, Минин и Пожарский двинулись в поход. Почти целый год собирали силы русские люди, и, наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва на улицах столицы произошла 24 августа. Была она упорной и кровопролитной.
Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов выйти из Кремля. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов.
Учитель. Почему К. Минина и Д. Пожарского называют патриотами России?
Ученики. Они встали на защиту своей Родины в трудное время.
Физкультминутка
Учитель. Прочитайте статью «Здравствуй, Сибирь-матушка!» на с. 90–91 учебника, в которой рассказывается о том, как дружина Ермака Тимофеевича разгромила татарское войско на территории Сибири.
Далее заранее подготовленные учащиеся читают наизусть по ролям стихотворение «Песня о Ермаке» (на основе русских народных песен).
Песня о Ермаке
Автор. Что пониже было города Саратова,
А повыше было города Царицына,
На крутом на красном бережочке
Собрались люди, вольные казаки,
Становились они во единый круг,
Крепко думу думали единую.
Говорил им Ермак Тимофеевич:
Ермак. «Не пора ли убираться нам отсюдова:
На Волге жить – ворами слыть,
На Яик идти – переход велик,
В Казань идти – грозен царь стоит,
Грозен царь – государь Иван Васильевич.
Не лучше ли нам во Сибирь идти,
На Кучума, царя татарского…»
Автор. Вот пришли они на Иртыш-реку,
Под высокую гору Тобольскую,
Понаделали чучел соломенных,
Палки длинные в руки им всунули,
Напугали татар неразумных.
И тому татары дивилися,
Каковы русские люди крепкие,
Что ни единого убить не могут.
И тогда татары покорилися,
Приносили Ермаку свои подарочки,
Чернобурок многие сорока,
Соболиные шкуры десятками.
И поехал Ермак во столицу Москву
К государю Ивану Васильевичу.
Вопрошает его тут сам государь:
Иван IV. «Я за службу твою благодарствую,
Чем дарить тебя, не надумаю».
Автор. Снял он шубу с плеч соболиную,
Собственноручно Ермаку пожаловал
И послал его в ту сторону сибирскую.
IV. Закрепление изученного.
Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:
– Почему опустел царский престол?
– Как полякам удалось войти в Москву?
– Кто призвал русских людей постоять за родную землю?
– Где брали средства на вооружение?
– В каком городе собиралось народное ополчение?
– Кто возглавил народное ополчение?
– Расскажите о битве за Москву.
– Как отблагодарил русский народ своих патриотов?
– Кто был избран на престол в 1613 году?
Ученики. У царя Федора не было детей. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. При поддержке бояр-изменников поляки вошли в Москву. Торговый человек Кузьма Минин призвал в Нижнем Новгороде русских людей постоять за родную землю. Первый денежный взнос на вооружение сделал К. Минин. Во главе народного ополчения был талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский.
В 1613 году на престол был избран Михаил Федорович Романов.
Спустя два века в 1818 г. русский народ собрал деньги на памятник своим героям – К. Минину и Д. Пожарскому.
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 90 учебника.
Домашнее задание.
С. 87–91. Ответьте на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание на с. 90.