СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 20–30-Х ГОДОВ
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о жизни страны в 20–30-е годы.
2. Познакомить с историей образования новой страны – СССР.
3. Развивать умение работать с картой.
4. Воспитывать интерес к истории своей страны.
О б о р у д о в а н и е: историческая карта СССР, герб СССР, схема «СССР в 20–30-е годы».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока. Как стало называться наше государство в 20-е годы?
Красивы в убранстве лесов и озер
Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.
Эстонка и русский, грузин и узбек
С открытой душой породнились навек.
Скрепили пожатья над кручами гор
Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.
Казах и армянка, киргиз и таджик
Для дружбы нашли самый верный язык.
Единой семьею живут с давних пор
Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.
Туркмен, украинка, латыш, белорус –
Зовут отчим домом… (Советский Союз.)
Ученики. Советский Союз.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым государством – Советским Союзом.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит о п р о с:
– Что ты знаешь о последнем русском царе?
– Кто такие большевики?
– Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г.?
– Что такое гражданская война?
Далее учитель проводит дидактическую игру «Огоньки».
На доске из цветной бумаги вырезаны огоньки, на внутренней стороне записаны в о п р о с ы:
1. Имя последнего русского царя.
2. Когда отмечалось 300-летие со дня избрания Романовых на царство?
3. Что такое партия?
4. Как называлась партия сторонников В. И. Ленина?
5. Когда началась Первая мировая война?
6. Когда к власти пришли большевики?
7. Кто воевал в гражданской войне?
Дидактическая игра «Неотосланная депеша». Кто мог так сказать?
1. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно».
(Наполеон.)
2. «Нужно отменить крепостное право сверху, пока они не отменили его снизу».
(Александр II.)
3. «Долой царя! Да здравствует республика».
(Большевики, В. И. Ленин.)
4. «Я отрекся от трона спустя четыре года после 300-летия со дня избрания Романовых на царство».
(Николай II.)
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Сегодня мы познакомились с жизнью нашей страны в 20–30-е годы.
– Как называлось наше государство до революции 1917 года?
– Как стало оно называться после 1922 года?
– Какой город был столицей Российской империи?
– Какой город стал столицей Советского Союза?
Учащиеся дают ответы.
Учитель. В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. (Учитель демонстрирует карту СССР.) Государство существовало в 1922–1991 годах на большей части территории Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть.
К власти после смерти В. И. Ленина пришел И. В. Сталин. И с середины 20-х годов началось сворачивание новой экономической политики (нэп), а затем – проведение форсированной индустриализации и насильственной коллективизации.
Прочитайте текст «Новое государство – Советский Союз» на с. 136–137 учебника. Почему государство так назвали?
Ученики. Основным звеном в управлении государством стали Советы. Поэтому и новую власть назвали Советской, а государство – Советским Союзом.
Учитель. Сколько республик вошло в СССР? Покажите их на карте, назовите столицы этих республик. Назовите столицу СССР.
Рассмотрите герб СССР. Что означает перекрещение серпа и молота? Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы? Что это означало? Почему красная звезда изображена на гербе? Что символизирует солнце на гербе?
Учащиеся выполняют упражнения за учителем по ходу текста: исходное положение – присели на корточки, постепенно поднимаются, имитация движений порхания бабочки, улыбка, покачивание корпусом с перестановкой правой ноги на левую, имитация движений ударов молота, вытирания пота со лба, руками показывают большую круглую землю.
Мир –
колосок, легко идущий в рост,
мир –
бабочка луны
над светляками звезд,
улыбчивый цветок
на ножке стойкой,
звон наковальни,
пот в жаре жестокой.
Мир –
как улыбка на устах детей…
Земля, чего б мы стоили без мира!
Учитель. Что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы? Прочитайте текст «Страна-труженица» на с. 137–138 учебника.
После чтения учащиеся заполняют с х е м у:
Учитель (дополняет). 1926–1928 годы истории называют начальным этапом индустриализации. За это время более чем вдвое увеличились капиталовложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивается и новое строительство. В 1929–1937 годы создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хозяйства (колхозы). В 1928 году был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», представляющий колхозам льготы по получению в пользование земель. Ограничивалась аренда земли кулаками.
В феврале-марте 1930 года началось массовое раскулачивание, которое вызвало крестьянские выступления более 700 тыс. человек. Начинается отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания. После создания колхозов у крестьян стали отбирать весь хлеб и другие продукты. Разразился страшный голод, который унес жизни многих сельских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали двери и окна изб и отправлялись на Урал.
Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.
IV. Закрепление изученного.
Б е с е д а по вопросам:
– Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года?
– Как позднее стали называть большевиков?
– Почему новую власть назвали советской?
– Когда появилось новое государство – СССР?
– Сколько республик входило в состав СССР?
– Почему Москва стала столицей СССР?
– Какие изменения произошли в стране?
– Что построили в 20–30-х годах?
– Какие изменения произошли в деревне?
Дидактическая игра «Исторические даты»
Учитель предлагает учащимся составить даты – годы событий XIX и ХХ веков – и пояснить, что это за события.
На доске записаны цифры: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9.
О т в е т ы:
1812 г. – Отечественная война, Бородинская битва;
1861 г. – отмена крепостного права;
1914 г. – Первая мировая война;
1917 г. – Октябрьская революция;
1922 г. – образование СССР.
Дидактическая игра «Историческое домино»
Учитель заранее готовит 3 комплекта карточек. Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.
1922 г. | СССР | 15 | |
Количество республик в СССР | Москва – столица СССР | 1918 г. | Большевики |
Коммунисты | Октябрьская революция | 1917 г. | В. И. Ленин |
Вождь большевиков | Первая мировая война | 1914 г. | 1941 г. |
Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.
Подведение итогов.
V. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 139 учебника.
Домашнее задание.
С. 136–139. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1.