№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол. часов | Календарные сроки | Фактические сроки | Планируемые результаты
| Контрольно измерительные материалы (+ материалы к уроку) | ||
знания | умения | Общ. Учебные умения, навыки и способы деят-ти | ||||||
1 | Стартовая работа | 1 |
|
|
|
|
| Тетрадь для проверочных работ (ТПР), стр. 4-9, 47-51 |
2 | Анализ стартовой работы. Повторение: процессы в природе (схема процесса). | 1 |
|
| Анализ стартовой работы Тела и процессы. Явления природы. Повторение и обобщение изученного в 1 классе на примере процесса изготовления глиняных изделий и ржавления гвоздя. | Применение определения (подведение под понятие) тела, процесса, явления | Работа с информационным текстом: озаглавливание, вычитывание информации, преобразование текста в схему. | Старый железный гвоздь или др. ржавый предмет. Железный предмет для опыта с ржавлением (демонстрационно). Современные стальные гвозди, которые можно держать в воде и они не заржавеют (по числу групп). |
3 | Знакомство с некоторыми материалами и веществами. Исследование их свойств и превращений. | 1 |
|
| Вещество (материал) – то, из чего состоят природные объекты и изделия. Разнообразие материалов. Примеры веществ и материалов: пищевая соль, сахар, вода, природный газ, пластмасса, металл, дерево.
| Практическое исследование свойств материалов. Практическое исследование процесса образования ржавчины. | Группировка объектов по признаку (классификация).
| Вещи, сделанные из разных материалов, например: деревянные, пластмассовые, металлические изделия. Вещества, например, пищевая соль, сахар-песок, вода, сода.
|
4 | Сравнение материалов по свойствам | 1 |
|
| Свойства материалов (твёрдость, прозрачность, упругость, хрупкость и др.), применяемых для изготовления изделий с разными функциями. | Практическое исследование свойств материалов (например, прочности – разрушение от удара молотком; прозрачности стекла, пластмассы, ткани… и т.п.). | Сравнение объектов по признаку (построение ряда – по прочности, прозрачности и т.д.).
| Материалы и вещества для практического исследования (по числу групп), в зависимости от выбора учителя |
5 | Обнаружение условий процессов, как определяющих их направление и результат. Существенные и несущественные условия. | 1 |
|
| Условия процессов. Трудовые процессы в быту. Приготовление пищи. Условия получения разных блюд из одинаковых исходных продуктов (например, вареный и жареный картофель).
| Составление и чтение схем изменения состояния объектов (например: картофель сырой → картофель варёный) с указанием условий изменения (вода, нагревание). Различение существенных и несущественных условий процессов.
| Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, вычитывание информации.
| Картофель – сырой, варёный, жареный (по числу групп) |
6 | Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами. | 1 |
|
| Условия получения разных блюд из одинаковых исходных продуктов (например, блинчики и бисквит). Необходимые этапы процессов (например, последовательность приготовления пельменей, чистки и жарения рыбы). | Анализ технологических рецептов, как описаний порядка действий с предметами и материалами.
| Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, вычитывание информации. Практические работы по поиску условий процессов (условия работы веревочного телефона и «змейки», выявляющей движение воздуха).
| Пластиковые коробочки из-под йогурта (у каждого ребёнка по одной), длинные суровые нити или верёвки – для практической работы 3. Заготовки для вырезания змеек, ножницы, нитки – по числу учеников – для практической работы 4. |
7 | Условия превращений воды. Состояния воды (агрегатные состояния воды). Превращения воды. | 1 |
|
| Состояния воды: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Превращение воды в лёд и обратно.
| Различение состояний воды по признакам. Составление и чтение схем превращений (например, лёд→ вода и обратно) с указанием условий превращения (нагревание, охлаждение).
| Работа с информационным текстом: интерпретация, озаглавливание, поиск значения незнакомых слов). Практическая работа по изучению превращений льда в воду. | Замороженный в морозильнике в формочках лёд (по два одинаковых кусочка на группу) – для изучения условий таяния (один кусочек можно завернуть в несколько слоёв полиэтиленового пакета). Два кусочка льда, варежки — у учителя (можно показать, что при трении друг об друга лёд растает быстрее). |
8 | Условия превращений воды. Состояния воды (агрегатные состояния воды). Превращения воды. (продолжение) | 1 |
|
| Состояния воды: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Превращение воды в пар и обратно. | Составление и чтение схем превращений (например, вода→пар и обратно) с указанием условий превращения (нагревание, охлаждение).
| Работа с информационным текстом: интерпретация, озаглавливание, поиск значения незнакомых слов). | У учителя – электрический чайник для кипячения воды, зеркало. (Или: спиртовка, плошка с водой, зеркало.) – для демонстрационного опыта по испарению воды и совместному поиску условий «возвращения» исчезнувшей воды. |
9 | Круговорот воды в природе | 1 |
|
| Круговорот воды в природе. | Составление схемы круговорота воды в природе.
| Практическая работа по изучению вида снежинок (она может быть перенесена во второе полугодие в тему «Виды осадков») | Задания для самостоятельной работы, стр. 17-18 № 1,2, 3 |
10 | Вода и растворы | 1 |
|
| Растворение веществ. Нагревание как условие лучшего растворения.
|
| Практические работы по изучению процесса растворения веществ в воде. | Стаканчики, вода, пищевая соль, сахар, мел, ступка для измельчения мела – для работы в группах. Кусочки сахара, горячая и холодная вода — у учителя для демонстрационного опыта по растворению в холодной и горячей воде. |
11 | Процесс и условия горения | 1 |
|
| Процесс и условия горения. Газовая плита – источник опасности. Меры предотвращения пожара. Телефоны вызова пожарных, спасателей, газовой службы. Знакомство с правилами безопасного поведения при возгорании | Обнаружение воздуха, как необходимого условия горения.
|
| У учителя: свеча, банка для закрывания свечи, спички или зажигалка – для демонстрационного опыта «Условия горения» |
12 | Проверочная работа № 1. Анализ работы.
| 1 |
|
| Освоение тестовой формы проверочной работы (решение первого или второго варианта).
| Совместное решение и разбор третьего варианта работы.
| Самооценка выполнения заданий решённого ранее варианта. | ПР, стр.10-18, стр. 51-53 |
13 | Условия прочности конструкций | 1 |
|
| Зависимость свойств изделий от свойств материалов и формы (на примере прочности конструкций). | Построение ряда конструкций по прочности и ветроустойчивости.
| Практическое исследование прочности конструкций из листа бумаги. | Листы бумаги (штук 5-8 на группу или пару) размером примерно 15х15 см (можно немного больше или меньше, неважно в клеточку или белая), карандаши, ластики, скрепки – для испытания прочности конструкций (какой вес выдерживают). У учителя – вентилятор или фен. |
14 | Условия скольжения | 1
|
|
| Условия скольжения. Трение и скольжение. Использование трения и скольжения в транспортных средствах и механизмах. Трение и скольжение как условия работы машин и механизмов. Полёт самолёта.
|
| Практическая групповая работа: «Фигуры высшего пилотажа». Работа с текстом: поиск ответа на вопрос: когда нужно трение, а когда – скольжение? Как увеличить трение или скольжение? | Листы бумаги (1-2 шт) и скрепки для исследования полёта самолёта – на группу |
15 | Условия скольжения (продолжение) | 1 |
|
| Условия скольжения. Трение и скольжение. Использование трения и скольжения в быту.
| Решение задач для самостоятельной работы. | Практическая парная работа по выбору «Игра в фантики», «Скольжение монетки и ластика». — работа по письменной инструкции (тексту учебника). Учитель – в роли консультанта.
| Монетки, ластики, фанерки или картонки – по числу выбравших это задание пар. 5 фантиков от конфет – по числу выбравших это задание пар.
|
16 | Условия скольжения (продолжение) | 1 |
|
| Условия скольжения. Трение и скольжение. Использование трения и скольжения. |
| Работа с текстом: составление текста-описания практической работы по плану (индивидуально). Чтение и анализ готовых текстов (совместно).
|
|
17 | Условия, необходимые для жизни растений и животных | 1 |
|
| Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища). Бережное отношение человека к растениям. | Выявление по тексту условий, необходимых для жизни растений и животных. Сравнение растений и животных. | Работа с информационными источниками: поиск информации в справочниках, у взрослых, в словарях, в сети интернет) – поиск информации о конкретном животном или растении. (Д/З) | Комнатные растения Комментарий для учителя: растения дышат так же, как животные. Об этом нужно говорить ученикам. А вот о том, что, кроме этого, растения потребляют углекислый газ для фотосинтеза, говорить не нужно. Достаточно сказать, что растения умеют создавать себе питательные вещества из воздуха и воды, но делают это – на свету. |
18 | Условия, необходимые для жизни растений и животных (и/или бактерий) | 1 |
|
| Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища). | Обсуждение текстов некоторых учеников.
| Работа с информационными источниками: поиск информации в справочниках, у взрослых, в словарях, в сети интернет). Творческая работа — создание текста о конкретном животном или растении, условиях его жизни, роста и развития на основе собранных материалов. ДРУГОЙ ВАРИАНТ: совместное практическое выполнение задания № 3 на стр. 36 РТ
| РТ, стр. 32 Диск «Окружающий мир. Тесты» — ресурсы «Условия жизни животных», «Условия жизни растений», Сливки, кусочек черного хлеба. Комментарий для учителя: ученикам можно рассказать, что сметана получается из сливок благодаря деятельности бактерий-помощников человека. Они такие маленькие, что их не видно, но они есть в молоке и сливках. Черный хлеб кладут для ускорения процесса. Обсуждается: в каких условиях (тепло) будут размножаться и работать бактерии. |
19 | Условия роста и развития человека | 1 |
|
| Условия, необходимые для правильного роста и развития человека (тепло, воздух, вода, пища, забота близких людей, общение). Гигиена, физическая культура и закаливание, как условия сохранения и укрепления здоровья.
|
| Анализ изображений. Работа со словарём. Составление текста-инструкции. Выполнение заданий для самостоятельной работы.
| Диск «Окружающий мир. Тесты» — ресурсы «Развитие ребенка», тематическая проверочная работа «Сохранение и укрепление здоровья» |
20 | Открытие экспериментирования. Предсказатели погоды. | 1 |
|
| Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Контрольный и экспериментальный объекты. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой. | Поиск подходящего способа проверки предположений. Анализ затруднений. Поиск нового способа. Анализ открытого способа (сравнение со способом наблюдения) | Фиксация действий. Закладка опытов.
| Сосновые шишки (несколько штук), полиэтиленовые пакетики, губка, вода Презентация ученика 2 класса Ф.Козырева — http://n-bio.ru/teachers/10 |
21 | Эксперимент с шишками. Анализ схемы эксперимента. Проверка заложенных опытов | 1 |
|
| Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой: условия, которые нужно уравнять, и условия, которые нужно противопоставить. Животные и растения – предсказатели погоды. | Анализ условий, в которые были помещены шишки. Комментарий: в каждом опыте надо найти условия РАЗНЫЕ для экспериментальных и контрольных шишек (например, влажно-сухо), и ОДИНАКОВЫЕ – все остальные условия (например, обе группы шишек освещены, обе группы шишек находятся в тепле). Чтение и анализ текста «Предсказатели погоды». | Проверка результатов опытов. Зарисовка получившегося опыта по проверке влияния влажности (стр. 38 РТ). Подведение итогов.
| Заложенные опыты с шишками. |
22 | Сезонные изменения в жизни животных и растений. Планирование опыта с зайцами | 1 |
|
| Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Линька животных и факторы, ее определяющие. |
| Работа с народными приметами: составление схем процессов. Планирование наблюдений по проверке примет. Планирование опыта с зайцами (почему заяц линяет). Комментарий: в этом опыте за словом «почему» кроются два вопроса: «зачем» и «из-за чего (что приводит к линьке)». Ответ «зачем» может быть получен рассуждением о том, что на снегу заяц менее заметен, это позволяет ему скрываться от хищников – волков, лисиц. Ответ на вопрос «из-за чего» можно получить, поставив эксперимент. Подробнее о возможном проведении урока можно прочитать под таблицей.
| Комментарий для учителя: на этом уроке важна работа по оценке и преобразованию неверно составленных учениками схем процессов (по народным приметам). Так, некоторые ученики склонны считать поведение вороны в примете «Ворона под крыло нос прячет – к холоду» условием наступления холода. В данном случае, наоборот, похолодание является условием изменения поведения вороны. В некоторых случаях народные приметы связывают вместе – два параллельных процесса с невыясненным общим условием. |
23 | Сезонные изменения в жизни животных и растений (продолжение). | 1 |
|
| Сезонные изменения в природе и факторы, их вызывающие. Загадки природы. |
| Чтение и анализ текста про зайца, вставление слов по контексту. Составление письменного заключения по итогам параграфа (общеклассное обсуждение по предложениям, запись – индивидуально).
| Диск «Окружающий мир. Тесты» — ресурсы «Времена года», Диск «Тайны времени и пространства», раздел «Круглый год» компьютер, проектор |
24 | Комнатные растения. Части цветкового растения (повторение) | 1 |
|
| Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Части цветкового растения. Условия, действующие на растения. Знакомство с микробами – по тексту и рисунку в учебнике (микробы – невидимые невооруженным глазом растения, животные, бактерии, грибы)
| Рассматривание комнатных растений, называние их частей по рисункам и (если есть) на настоящих растениях.
| Планирование опыта с растениями (почему растение наклонилось к окну — опыт Миши и Степы). Закладка опытов.
| Диск «Окружающий мир. Тесты» — ресурс «Растение наклонилось 1», «Растение наклонилось 2» Комнатное растение с отклонившимся к окну стеблем. Два комнатных растения одного вида (быстрорастущие, которые могут через некоторое время наклониться к свету). Желательно: филлокактус, традесканция, хлорофитум.
|
25 | Опыты с комнатными растениями | 1 |
|
| Условия, действующие на растения. Жизнь растений. «Растения – не дышат» — ошибка. Из текстов учебника знаем, что дышат воздухом, как и животные. «Растения» тянутся к теплу – пока не знаем, ждем результатов опыта. «Дерево – не живое существо» — ошибка. Деревья растут, дышат, развиваются, размножаются….
|
| Планирование опыта с растениями (корни растений тянутся… — опыт Даши и Мити) Возможна и закладка этого опыта – комментарий см. под таблицей. Выполнение заданий для самостоятельной работы по выбору учеников (стр. 48-49 РТ).
| Луковица, фотокювета, прозрачная крышка (или крепёж из проволоки) с дыркой в середине для посадки луковицы в воду. Удобрение в крупинках. |
26 | Замечательные умения животных. Повторение материала 1 класса. | 1 |
|
| Животные и их способности. | Анализ опыта Зауэра – обнаружение в тексте описания гипотезы (птица ориентируется по звездам), хода опыта (куда он посадил птицу и что еще сделал), результата опыта (что получилось). | Просмотр фрагментов любых видеофильмов о способностях животных. Обсуждение фильмов. Работа с ЦОР.
| диск «Тайны пространства и времени», ресурс – «Кто быстрее?» компьютер, проектор и видеофрагменты, либо фильмы и видеомагнитофон |
27 | Насекомые и опыты с ними. Пчёлы, осы. | 1 |
|
| Насекомые. Пчёлы и осы. Медоносная пчела – одомашненное животное. Оса-пчелиный волк. Профилактика и первая помощь при укусах пчёл и ос. | Сравнение пчелы и осы по признакам (картинки пчёл и ос можно найти в поисковой строке Google, есть в Википедии)
| Чтение и анализ текста про осу-филанта и опыты с осами. Предсказание результатов в опыте Тинбергена (РТ). Если останется время – выполнение заданий для самостоятельной работы, стр. 53 РТ | Фото пчёл, осы-филанта, компьютер, проектор |
28 | Летучие мыши – звери с удивительным слухом. Опыты с летучими мышами | 1 |
|
| Летучие мыши – звери. Признаки зверей (млекопитающих) (теплокровность, шерсть, рождают живых детенышей, кормят их молоком). Особенности слуха летучих мышей.
| Планирование опытов, составление схем, обсуждение результатов. Чтение и анализ текстов о летучих мышах (стр. 64-65 У.) Зачем кошке усы.(стр. 66 У) | Просмотр видеофрагмента о летучих мышах Чтение об опытах Спалланцани, Кювье, Максима. | Видеофрагмент о летучих мышах, (см. You Tube — например, http ://www .youtube .com /watch ?v =Wb 6EFOB _YZE ), фото летучих мышей – в поисковой строке Google, есть в Википедии) Диск «Окружающий мир. Тесты» — ресурсы «Опыт с собакой», «Опыт с чайками» Диск «Развитие речи. Тесты», ресурс «Летучие мыши» компьютер, проектор |
29 | Насекомые и опыты с ними. Бабочки | 1 |
|
| Насекомые и их признаки (повторение). Дневные и ночные бабочки. Муравьи | Различение известного и неизвестного: что мы знаем о животных — стр. 52 РТ | Работа с фотографией – поиск признаков и частей тела бабочки по описанию (описание см. после таблицы). Самостоятельная работа, самооценка (задание 3 для самопроверки РТ 56) – можно выполнять в парах или группах.
| Фото бабочек (дневных, ночных), |
30 | Насекомые и опыты с ними. Бабочки. | 1 |
|
| Поведение насекомых. Бабочки. | Планирование опыта в РТ. Различение явления (факта, описания – что увидели, почувствовали?) и его объяснения (что подумали?) | Чтение и анализ текста об опыте Фабра. | Диск «Развитие речи. Тесты», ресурс «Жужелица», ресурс «Бабье лето» |
31 | Эксперимент и наблюдение. Подведение итогов (Проверочная работа №2) | 1 |
|
| Проверочная работа № 2, ее анализ. |
| Выполнение проверочной работы. Анализ и обсуждение. Самооценка. | Тетрадь для проверочных работ, стр. 19-22, стр. 53-55 |
32 | Проблема измерения | 1 |
|
| Зрительные иллюзии. Повторение: величины и неизмеряемые признаки. | Различение величин (измеряемых признаков) и неизмеряемых признаков предметов (повторение курса математики, 1 класс). Самооценка — что умеем и чего не умеем измерять (индивидуально). | Постановка проблемы измерения (эксперимент не всегда помогает решить спор; иногда нельзя прийти к единому мнению, потому что НЕ ИЗМЕРИЛИ что-то — см. стр. 69 Учебника). Можно ли доверять органам чувств? — общеклассная работа с практикумом «Зрительные иллюзии», индивидуальное выполнение заданий в учебнике с помощью линейки (ст.69-70).
| Практикум «Зрительные иллюзии» («Новая начальная школа», модуль «Как измерить все на свете») Компьютер, проектор |
33 | Стандартные единицы измерения. Точность измерения. | 1 |
|
| Древние и современные единицы длины. Стандартные единицы — зачем они нужны? Точность измерения. Как правильно измерять длину (повторение). |
| Измерение длины парты разными мерами длины (работа в парах). Чтение и анализ текста. Составление текста-инструкции.
| Измерение длины футами, измерение длины саженями и др. ресурсы (ННШ — модуль «Как измерить все на свете» или Диск «Тайны пространства и времени» или «Математика. Тесты»), на дом можно задать работу с текстами по этим ресурсам (см. диск «Развитие речи») Кусок ткани или веревки (для демонстрации измерения в локтях, саженях). Куски веревки для выполнения самостоятельной работы (стр.62 РТ, задания 3 и 4) компьютер, проектор |
34 | Сила ветра. Открытие способа измерения условно измеряемых признаков | 1 |
|
| Признаки, которые можно сравнить по величине, но нельзя измерить мерами (на примере силы ветра). Первоначальное знакомство со шкалой адмирала Френсиса Бофорта.
| Фиксация способа измерения (оценки условно измеряемых признаков) в виде схемы измерительного прибора (стр.5 РТ вверху) | Работа с текстом. Поиск и анализ способа сравнения двух ветров «по силе»: — можно ли сравнить? — по чему можно заметить наличие ветра, оценить его силу? — изготовление орудия для сравнения ветров по силе (ленточка на палочке, флажок, пинг-понговый шарик на нитке и т.п.) -обнаружение необходимости измерительной шкалы — какая шкала подойдёт (произвольность при выборе шкалы).
| Материалы для создания прибора для измерения силы ветра. |
35 | Измерение силы ветра с помощью шкалы Бофорта | 1 |
|
|
|
| Обсуждение шкалы Бофорта и способа измерения силы ветра с ее помощью (в качестве «улавливателей» ветра использованы дым из трубы, деревья, волны). Доделывание собственных измерительных приборов (изготовление шкал). Проверка их работы с помощью фена (вентилятора). Оценка силы ветра по фотографиям, картинам Айвазовского, текстовым описаниям — работа с цифровыми ресурсами. | Шкала Бофорта (фотографии), шкала Бофорта (тексты), шкала Бофорта (картины) — ННШ — модуль «Как измерить все на свете» или Диск «Тайны пространства и времени» Фен (вентилятор), клей, бумага, линейки. Приборы для измерения силы ветра, которые начали делать на предыдущем уроке. компьютер, проектор |
36 | Воздух и его свойства | 1 |
|
| Ветер-движение воздуха (тёплый воздух поднимается вверх, холодный — опускается вниз). Воздух — смесь газов (газообразных веществ) атмосферы Земли. Свойства воздуха: отсутствие вкуса, запаха, цвета. Прозрачность (невидимость). Упругость. Наличие водяного пара (одного из газов воздуха). Сопротивление воздуха. Весомость (имеет массу). Занимает меньший объём при охлаждении, больший — при нагревании. По воздуху распространяются запахи. | Поиск информации о живых существах, передвигающихся реактивным способом (кальмары, моллюски-гребешки, каракатицы).
| Поиск ответов на вопросы. Практические пробы и анализ их результатов. Изготовление схематического рисунка (практическая работа 19) Работа с текстом: формулирование вопросов о воздухе, поиск главной мысли (стр.84 У), выявление цели опыта, хода опыта, преобразование текста в схему опыта(стр.83 У). Извлечение вывода из опыта. | Воздушные шарики, химические весы, небольшой мячик Заготовки для вырезания змейки (для исследования движения потоков воздуха), нитки — по количеству учеников (или пар, групп) компьютер, проектор |
37 | Воздух и его свойства | 1 |
|
| Ветер-движение воздуха (тёплый воздух поднимается вверх, холодный — опускается вниз). Воздух — смесь газов (газообразных веществ) атмосферы Земли. Свойства воздуха: отсутствие вкуса, запаха, цвета. Прозрачность (невидимость). Упругость. Наличие водяного пара (одного из газов воздуха). Сопротивление воздуха. Весомость (имеет массу). Занимает меньший объём при охлаждении, больший — при нагревании. По воздуху распространяются запахи. | Поиск информации о живых существах, передвигающихся реактивным способом (кальмары, моллюски-гребешки, каракатицы).
| Поиск ответов на вопросы. Практические пробы и анализ их результатов. Изготовление схематического рисунка (практическая работа 19) Работа с текстом: формулирование вопросов о воздухе, поиск главной мысли (стр.84 У), выявление цели опыта, хода опыта, преобразование текста в схему опыта(стр.83 У). Извлечение вывода из опыта. | Воздушные шарики, химические весы, небольшой мячик Заготовки для вырезания змейки (для исследования движения потоков воздуха), нитки — по количеству учеников (или пар, групп) компьютер, проектор |
38 | Нагревание и охлаждение. Измерение температуры | 1 |
|
| Нагревание и охлаждение — условия процессов. Измерение температуры воздуха. Измерение температуры тела человека. Устройство и работа термометра. Виды термометров. Температурные шкалы.
| Выдвижение гипотез. Анализ демонстрационного опыта с шариком (стр. 87 У, 14 РТ). Анализ опыта с монетой (стр. 15 РТ). Анализ схематического рисунка термоскопа (стр.87 У)
| Изготовление макета термометра (стр. 88 У). Анализ устройства готового термометра (как измерительного прибора, см. схему ниже, под таблицей). Изготовление температурной шкалы (демонстрационно — опускание термометра без шкалы в тающий снег, в закипающую воду, в группах -деление отрезка на части). Знакомство с разными температурными шкалами, сравнение шкал. Знакомство с правилами измерения температуры воздуха, температуры тела человека. Выявление условий изменения состояния вещества (из газообразного в жидкое и твердое и наоборот): нагревание и охлаждение. Сравнение разных температур с помощью температурной шкалы Цельсия. Составление инструкции. | Ресурс «Температурные шкалы» (ННШ или диск «Окружающий мир. Тесты).» Тестовые вопросы на определение температуры разных объектов (диск «Окружающий мир. Тесты.») Картон, бумага красного цвета, ножницы — у учеников для изготовления макета термометра. компьютер, проектор |
39 | Нагревание и охлаждение. Измерение температуры | 1 |
|
| Нагревание и охлаждение — условия процессов. Измерение температуры воздуха. Измерение температуры тела человека. Устройство и работа термометра. Виды термометров. Температурные шкалы.
| Выдвижение гипотез. Анализ демонстрационного опыта с шариком (стр. 87 У, 14 РТ). Анализ опыта с монетой (стр. 15 РТ). Анализ схематического рисунка термоскопа (стр.87 У)
| Изготовление макета термометра (стр. 88 У). Анализ устройства готового термометра (как измерительного прибора, см. схему ниже, под таблицей). Изготовление температурной шкалы (демонстрационно — опускание термометра без шкалы в тающий снег, в закипающую воду, в группах -деление отрезка на части). Знакомство с разными температурными шкалами, сравнение шкал. Знакомство с правилами измерения температуры воздуха, температуры тела человека. Выявление условий изменения состояния вещества (из газообразного в жидкое и твердое и наоборот): нагревание и охлаждение. Сравнение разных температур с помощью температурной шкалы Цельсия. Составление инструкции. | Ресурс «Температурные шкалы» (ННШ или диск «Окружающий мир. Тесты).» Тестовые вопросы на определение температуры разных объектов (диск «Окружающий мир. Тесты.») Картон, бумага красного цвета, ножницы — у учеников для изготовления макета термометра. компьютер, проектор |
40 | Нагревание и охлаждение. Измерение температуры | 1 |
|
| Нагревание и охлаждение — условия процессов. Измерение температуры воздуха. Измерение температуры тела человека. Устройство и работа термометра. Виды термометров. Температурные шкалы.
| Выдвижение гипотез. Анализ демонстрационного опыта с шариком (стр. 87 У, 14 РТ). Анализ опыта с монетой (стр. 15 РТ). Анализ схематического рисунка термоскопа (стр.87 У)
| Изготовление макета термометра (стр. 88 У). Анализ устройства готового термометра (как измерительного прибора, см. схему ниже, под таблицей). Изготовление температурной шкалы (демонстрационно — опускание термометра без шкалы в тающий снег, в закипающую воду, в группах -деление отрезка на части). Знакомство с разными температурными шкалами, сравнение шкал. Знакомство с правилами измерения температуры воздуха, температуры тела человека. Выявление условий изменения состояния вещества (из газообразного в жидкое и твердое и наоборот): нагревание и охлаждение. Сравнение разных температур с помощью температурной шкалы Цельсия. Составление инструкции. | Ресурс «Температурные шкалы» (ННШ или диск «Окружающий мир. Тесты).» Тестовые вопросы на определение температуры разных объектов (диск «Окружающий мир. Тесты.») Картон, бумага красного цвета, ножницы — у учеников для изготовления макета термометра. компьютер, проектор |
41 | Виды осадков. Измерение общего количества осадков. Измерение интенсивности дождя. | 1 |
|
| Виды осадков: дождь, снег, град, роса, иней. Определение общего количества осадков с помощью осадкомера. | Различение общего количества осадков и «силы дождя» (длинный, но слабый дождь — короткий, но сильный). Обнаружение необходимости измерять ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ дождя (время).
| Просмотр подготовленной учителем презентации «Виды осадков». Изобретение способа измерения «силы дождя» (групповая работа), см. комментарии к урокам 41-42 под таблицей. Испытание способа.
| Банки и другие сосуды разного диаметра, с разной шириной горлышка, разной формы… Фломастеры для делания отметок (резиночки для надевания на сосуды). Пластиковые бутылки с дырками для изготовления «дождя разной силы». Таз. Вода для наливания в бутылки |
42 | Виды осадков. Измерение общего количества осадков. Измерение интенсивности дождя. | 1 |
|
| Виды осадков: дождь, снег, град, роса, иней. Определение общего количества осадков с помощью осадкомера. | Различение общего количества осадков и «силы дождя» (длинный, но слабый дождь — короткий, но сильный). Обнаружение необходимости измерять ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ дождя (время).
| Просмотр подготовленной учителем презентации «Виды осадков». Изобретение способа измерения «силы дождя» (групповая работа), см. комментарии к урокам 41-42 под таблицей. Испытание способа.
| Банки и другие сосуды разного диаметра, с разной шириной горлышка, разной формы… Фломастеры для делания отметок (резиночки для надевания на сосуды). Пластиковые бутылки с дырками для изготовления «дождя разной силы». Таз. Вода для наливания в бутылки |
43 | Виды облаков. Измерение облачности. | 1 |
|
| Влажность воздуха (невидимый водяной пар в воздухе). Облака, туман — капельки жидкой воды в воздухе. Кучевые, слоистые и перистые облака. Измерение облачности. |
| Работа с фотографиями облаков (классификация) — работа в группах. Поиск способа измерения облачности. Обсуждение предложений. — общеклассная дискуссия. Измерение облачности палеткой — работа с цифровыми ресурсами. | Измерение облачности, виды облаков (ННШ — модуль «Как измерить все на свете», диск «Окружающий мир. Тесты (1-4)») Фотографии (другие изображения) облаков разных видов — ученики приносят из дома для работы в группах |
44 | Круговорот воды в природе | 1 |
|
| Влажность воздуха. Испарение. Конденсация. Замерзание. Таяние. Нагревание и охлаждение как условия изменения состояний воды (повторение). Круговорот воды в природе. | Анализ опыта (создание облака) — демонстрационно. Обсуждение условий превращений воды (пар-вода-лед): повторение.
| Планирование опыта по испарению воды. Составление схемы круговорота воды. Придумывание названия для схемы.
| Стакан, фольга, кусок льда, чайник. |
45 | Сезонные изменения в природе. Время как течение процессов | 1 |
|
| Смена сезонов. Признаки конца осени и начала зимы. Календарь. Сезоны в календаре. |
| Постановка проблемы измерения времени. Групповая работа по поиску границы между осенью и зимой (сопоставление процессов замерзания реки, промерзания земли, выпадения снега, сезонной линьки животных, листопада) — обнаружение УСЛОВНОСТИ границы. Знакомство с календарем (сезоны в календаре, условность границ между сезонами). Работа с текстом — чтение и рассказ друг другу (стр.108-109 У): работа в группах по три человека. | Диск «Тайны пространства и времени» (раздел «Круглый год»).
компьютер, проектор.
|
46 | Сезонные изменения в природе. Явления природы (повторение, обобщение материала 1 и 2 класса) | 1 |
|
| Сезоны (зима, весна, лето, осень). Примеры сезонных изменений в природе.
| Различение сезонных явлений природы и других природных изменений. Выполнение заданий для самостоятельной работы (планирование наблюдений). | Составление итогового текста по главе 17 У. Работа с цифровыми ресурсами (просмотр и описание слайдов презентаций, выполнение интерактивных заданий и т.д.)
| Диск «Тайны пространства и времени» (раздел «Круглый год»). Диск «Окружающий мир. Тесты (1-4) (Раздел «Явления природы») |
47 | Измерение времени. Нециклические и циклические процессы. | 1 |
|
| Время как течение процессов. Циклические (повторяющиеся) и нециклические (не повторяющиеся) процессы. | Анализ процессов. Сравнение двух видов процессов: повторяющихся, «циклических», — и не циклических. Обнаружение того, что циклические процессы могут быть мерами времени. | Постановка и решение проблемы измерения длительности процессов (как отмерить одинаковую продолжительность, длительность, например, дождя?).
|
|
48 | Измерение времени. Часы — прибор для измерения времени | 1 |
|
| Циклические процессы как меры времени (движение Солнца по небу, счет, воспроизведение музыкального отрывка, пересыпание песка в песочных часах, вдох-выдох, пульс, шаги…). Старинные способы измерения времени. |
| Конструирование часов. Чтение текстов. Работа с цифровыми ресурсами (обсуждение способа изготовления и работы солнечных часов)
| Диск «Тайны пространства и времени» (раздел «Как измерить время»). Пакеты из-под молока, фломастеры, резинки, клей, ножницы, пластиковые бутылки. компьютер, проектор. |
49 | Измерение времени. Быстрые и медленные процессы. | 1 |
|
| Измерение времени в прошлом: водяные часы, часы-свечка.
| Составление инструкции по пользованию изготовленными на прошлом занятии часами.
| Работа с цифровыми ресурсами (обсуждение способа изготовления и работы водяных часов, часов-свечки) Какие по продолжительности процессы удобно измерять разными часами? — деление процессов на быстрые и медленные. | Диск «Тайны пространства и времени» (раздел «Как измерить время»). компьютер, проектор.
|
50 | Измерение времени. Меры времени | 1 |
|
| Меры времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минут, секунда) и способы их отсчета (календарь, часы). | Знакомство с разными мерами времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минут, секунда) и способами их отсчета (календарь, часы).
|
| Механические настенные часы, настенный календарь
|
51 | Механические часы с циферблатом. Определение времени по часам | 1 |
|
| Механические часы. Часовая, минутная и секундная стрелки. Измерение длительностей с помощью часов. |
| Изготовление картонного макета часов. Тренировка в отмеривании длительностей с помощью макета. Определение точного времени (работа с цифровыми ресурсами). Работа со шкалой времени (У, практическая работа № 28). | Диск «Тайны пространства и времени» (раздел «Как измерить время») или диск «Окружающий мир. Тесты (1-4) (Раздел «Измерение») Механические настенные часы. Картон, зубочистки, фломастеры, линейки. компьютер, проектор |
52 | Проверочная работа № 3 и ее разбор | 1 |
|
|
|
| Индивидуальное выполнение заданий, участие в дискуссии (обсуждение выполнения заданий на материале совместного выполнения варианта № 3) | Тетради для проверочных работ |
53 | Время и работа людей. Весенние посадки. Семена и плоды | 1 |
|
| Части цветкового растения (повторение). Образование плодов и семян из цветка. Семена и плоды | Классификация (возможное деление плодов на группы) | Чтение текста учебника (стр.130). Выполнение заданий 1, 2 в РТ (с обсуждением по ходу выполнения в парах, а затем в классе – желательно с показом короткой презентации о развитии цветкового растения на 3-4 слайда, подготовленной учителем). Практическая работа № 31 «Плоды и семена»
| Плоды и семена (варианты: сладкий перец, яблоко из магазина, «семечки1» подсолнечника
|
54 | Семена и плоды. Зачем нужны плоды | 1 |
|
| Способы распространения семян и плодов |
| Практическая работа № 33. ВНИМАНИЕ! В учебнике (издание 2011, 2013 гг) – опечатка на стр. 136: плод клена ясенелистного на картинке назван плодом ясеня. Работа с текстами на стр. 138-139 (чтение и составление плана)
| Плоды с разными способами распространения (Варианты: сухие – с деревьев, — крылатки клена, клена ясенелистного, ясеня (научитесь различать с помощью биолога), сухие плоды репейника, кокос, плоды чилима, кедровые шишки2, прошлогодние плоды бешеного огурца, плоды одуванчика (летучки), ягоды сушеные, плод («стручок3») фасоли или гороха)
|
55 | Размножение растений семенами | 1 |
|
| Плоды и семена. Размножение растений семенами. Другие способы размножения растений |
| Работа с текстами на стр. 138-139 (рассказ соседу, вопросы друг другу по тексту, общее обсуждение работы). Работа с классификацией (какие бывают способы размножения растений). Размножение комнатного растения (каждая группа отщипывает лист, наливает воду, ставит в подписанную баночку).
| Комнатное растение, размножающееся вегетативно (листьями) |
56 | Однолетние, двулетние, многолетние растения | 1 |
|
| Культурные и дикорастущие растения. Деревья, кустарники и травы (повторение). Однолетние, двулетние, многолетние растения |
| Просмотр презентации. Практическая работа № 32 | Презентация, подготовленная учителем: «Однолетние, двулетние, многолетние растения», ресурс «Годовой круг» (диск «Тайны времени и пространства…») |
57 | Условия развития растений | 1 |
|
| Условия развития растений. Цикл развития растения (семя-проросток, взрослое растение с цветками, взрослое растение с плодами)- повторение. Прорастание и развитие растений в разных условиях. |
| Практическая работа № 34. ВАЖНО: зарисовать предсказания (ученики обычно говорят, что там, где семенам тесно, растения будут маленькие). На самом деле проростки будут длинными, но худосочными, что ученики увидят впоследствии. Это дети должны обнаружить как противоречие между предсказаниями и результатами опыта. | Презентация о размножении культурных растений (картофель, чеснок и лук, морковь, огурец, тыква, ….), подготовленная учителем. Обрезанные пакеты из-под молока, почва, замоченные и набухшие семена фасоли (для посадки) – не менее 8 шт. на группу совместно работающих учеников. компьютер, проектор
|
58 | Условия развития растений | 1 |
|
| Прорастание и развитие растений в разных условиях. |
| Выполнение интерактивных заданий. | Раздел «Опыты с растениями» (диск «Окружающий мир. Тесты» опыт практической деятельности опыты с растениями) |
59 | Время и режим дня | 1 |
|
| Режим (распорядок) дня. Планирование своего дня | Знакомство с рекомендуемым распорядком дня, сравнение его со своим. Планирование своего дня в соответствии с рекомендациями врачей.
| Работа с текстом «Утро Петра Первого», преобразование текста в формат распорядка дня. Сравнение дня Петра со своим. |
|
60 | Время и режим дня | 1 |
|
| Планирование своего дня. Внесение изменений в план в зависимости от обстоятельств. |
| Обсуждение задания 2 стр. 47 РТ (как меняется распорядок дня, если врачи рекомендовали…..) Решение интерактивных заданий (как меняется распорядок дня, если обучение – во вторую смену) Решение и обсуждение задания 3 стр. 48 РТ (как меняется распорядок дня, если человек болен, что нужно учесть при составлении распорядка дня) Д.З. узнать даты семейных событий, о которых расскажут родители ВАЖНО! Инструкция дается не строго: ТЕ ДАТЫ СЕМЕЙНЫХ СОБЫТИЙ, О КОТОРЫХ РАССКАЖУТ РОДИТЕЛИ (НАПРИМЕР, ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БАБУШКИ). Это дает возможность выполнить задание детям, находящимся в разных семейных ситуациях, не поднимая вопросов, которые могут показаться вмешательством в личную жизнь учеников и их родителей.
| Задания «Режим дня школьника» (диск «Окружающий мир. Тесты) компьютер, проектор |
61 | Время и жизнь людей | 1 |
|
| Разные временные шкалы. События разного масштаба. История общества складывается из наших жизней. |
| Обсуждение с учениками – кто какие события своей жизни разместит на верхней оси (по желанию). Некоторые события у всех одинаковы – рождение, приход в школу. Другие – разные. Важно не ошибиться в порядке размещения (что раньше, что потом). Почему пунктир от верхней шкалы идет к средней? Что эти линии показывают? – Вся жизнь ребенка занимает маленький участок в истории жизни семьи. Обсуждение дат семейной истории (по желанию детей). Индивидуальная работа со второй шкалой. По желанию – кто-то работает на доске. Аналогично: переход к следующей шкале. Совместное заполнение последней шкалы по презентации. Вывод из работы: история общества складывается из наших жизней. | Презентации «История нашего города (села)», подготовленная учителем.
|
62 | Семья – ячейка общества | 1 |
|
| Календарные семейные праздники |
| Работа с календарём (практическая работа № 30) | Практикум «Сделай свой календарь» (диск «Тайны пространства и времени…») компьютер, проектор или работа в кабине информатики |
63 | Семья – ячейка общества | 1 |
|
| Жизнь в семье – взаимопомощь и поддержка |
| Работа со схемой родственных отношений: как называют родственников, как обозначают имена на схемах семьи (можно в игровой форме, раздавая детям какие-нибудь атрибуты «членов семьи» — «борода» дедушке, платочек – бабушке, очки с усами – папе, хозяйственную сумку маме и т.д.). Выполнение интерактивных заданий | Раздел «Младший школьник и семья» (диск «Окружающий мир. Тесты…»_) |
64 | Семья – ячейка общества | 1 |
|
| Труд и отдых в семье | Обсуждение правил семейной жизни (доброта в отношениях, забота друг о друге, поддержка, умение терпеть недостатки других, распределение обязанностей).
| Выполнение интерактивных заданий | Раздел «Младший школьник и семья» (диск «Окружающий мир. Тесты…»_)
|
65 | Итоговая проверочная работа | 1 |
|
| Итоговая проверочная работа и обсуждение характера работы |
| Индивидуальное выполнение заданий, участие в дискуссии (обсуждение текста, трудности и легкости заданий, интересно ли было их выполнять…) | Тетради для проверочных работ |
66 | Рекомендации ученикам по работе с текстами (домашнее чтение на лето, работа с диском «Развитие речи. Тесты»).
| 1 |
|
|
|
|
|
|
67 | Подведение итогов по результатам опытов, заложенных в классе.
| 1 |
|
|
|
|
|
|
68 | Экскурсии в краеведческий (исторический) музей — история родного края; в поле, лес, на пришкольный участок (наблюдение за ростом и развитием растений и животных).
| 1 |
|
|
|
|
|
|
1 То, что мы в быту называем «семечки», на самом деле, — плоды. У них есть околоплодник – это шелуха, кожура, которую мы не едим, а съедобная часть- это семя.
2 Шишки сосен, елей, кедров – это не плоды (в строгом смысле слова), так как плоды бывают у цветковых растений. Хвойные к ним не относятся. Кедровые орешки – это семена.
3 То, что мы называем в быту «стручками», в ботанике называется «бобами»