ГБОУ СОШ №1743 г. Москвы
Конспект открытого урока по окружающему
миру для 3 класса
по курсу А.А.Плешакова.
Тема: «Какая бывает промышленность»
Урок составлен и проведён учителем начальных классов Кудиновой Н.А.
2012 г.
Тема урока: «Какая бывает промышленность»
Урок предназначен для учителей начальных классов, работающих в 3 классе по программе А.А.Плешакова.
Цель урока: Познакомить детей с некоторыми отраслями промышленности.
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить учеников с некоторыми отраслями промышленности
-
Показать детям связь развития экономики и экологии.
-
Расширять кругозор детей.
-
Познакомить детей с новыми профессиями.
Развивающие:
-
развивать познавательную активность, любознательность;
Воспитательные:
-
Прививать бережное отношение к природе;
-
Прививать бережное отношение к своему здоровью;
-
Закреплять умение работать в паре, в группе.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; гербарий «Виды тканей»; градусник; тесты; предметные картинки; листы с текстом статьи “Электростанция”; система мультимедиа для показа презентации; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
1.Фронтальный опрос
– Какую большую тему мы изучаем? (Экономика)
— Что такое экономика? (хозяйство, правила ведения хозяйства)
— Что относится к 3 китам экономики? (капитал, природные богатства, труд)
2. Игра «Верно ли утверждение?» (работа с сигнальными карточками)
–Главная задача экономики — это улучшение благосостояния, удовлетворение потребности людей; (да)
– К природным богатствам относится: фабрики и заводы; (нет), а что относится к природным богатствам? (вода, воздух, полезные ископаемые, растения, животные…)
– Капитал это всё, что сделано руками человека для производства новых товаров и услуг, всё, что приносит прибыль) (да)
– Труд необходим, для того чтобы добывать природные богатства, создавать капитал, для производства товаров и услуг (да)
– От чего зависит успех труда? Образования, здоровье
— Сельское хозяйство – одна из отраслей экономики (да)
— Растениеводство занимается разведением крупного рогатого скота (нет), а чем? (разведением зерновых культур, бахчевых культур, овощей, прядильных культур…)
— животноводство занимается выращиванием культурных растений (нет), а чем? (разведением животных)
III. Проверка домашнего задания
— начните выполнение работы с теста, т.к. за тест вы получите отметку, а кроссворд мы проверим вместе…
1. Разгадывание кроссворда (на слайдах)
По горизонтали
1.Место, где летом ставят домики пчел
4.Врач для животных
5. Пчелиный домик
6. Смесь из разных кормов для животных
8.Место, где содержат домашних животных
10. Помещение, где появляются на свет птенцы
По вертикали
1.Место выпаса домашних животных
2. Место содержания домашних рыб
3. Домашнее насекомое
7.Отапливаемое помещение для пчел
9. Домашняя рыба
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Работа с тестом «Животноводство»
1. Что даёт животноводство людям?
а) мясо, шерсть, пух, кожу;
б) фрукты, овощи, злаковые культуры;
в) хлопок, лён, кормовые травы;
2. Домашние сельскохозяйственные животные – это …
а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
б) звери, птицы, земноводные, рыбы;
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы;
3. Домашние птицы – это …
а) фазаны, куропатки, страусы;
б) павлины, орлы, беркуты;
в) индейки, куры, гуси, утки;
4. Пчёл разводят на …
а) ферме;
б) пасеке;
в) птицефабрике;
5. Для корма домашних животных заготавливают …
а) зерно, кормовые травы;
б) арбузы, дыни, тыквы;
в) василёк, подснежник,
– Ребята, проверьте свою работу.
– У кого такие же ответы, как на экране?
— На какие вопросы было сложнее всего отвечать?
— Сдайте тест…
— Животноводство, растениеводство к какой части экономики относятся эти отрасли? (сельское хозяйство)
IV. Сообщение темы и целей урока
— А мы с вами будем говорить о промышленности
— Прочитайте тему урока…
V. Знакомство с новым материалом
— Я принесла вам некоторые предметы (мыло, хлеб, тетрадь, ручка, варежки…)
— Давайте сейчас разберёмся, что это, и в процессе вы ответите мне на несколько интересующих меня вопросов.
Мыло
— Как вы думаете, где производят мыло? (фабрика)
Хлеб
— Где готовят хлеб? (хлебозавод)
Тетрадь
Из чего сделана тетрадь? (дерево – деревоперерабатывающий завод – бумажный комбинат)
Ручка
— Из каких материалов она сделана? (металл, пластмасса), значит для изготовлении одного предмета, нужно несколько промышленных предприятий…
Для создания всех этих предметов и многих других существует промышленность.
— Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном.
Я приглашаю вас на экскурсию по разным отраслям помышленности…
Показ слайдов презентации.
VI. Физминутка (под музыку выполняют танцевальные движения, по очереди: мальчики, девочки)
VII. Объяснение нового материала:
Все названия отраслей зашифрованы, вывешиваются на доску.
-
Добывающая промышленность (разгадай анаграмму: ДБЫАЯВАОЮЩ)
Откройте тетрадь и запишите название….
– Что делают люди, работающие в этой отрасли? (добывают полезные ископаемые)
— Какое полезное ископаемое я сейчас покажу? (каменный уголь)
— Где его добывают? (в шахтах)
-Какое полезное ископаемое находится в жидком состоянии? (нефть)
— при помощи чего добывают нефть? (буровых установок)
Какие полезные ископаемые добывают в карьерах в нашей местности? (песок, глина)
Люди каких профессий работают в добывающей промышленности? (шахтёр, нефтяник,
Наша планета богата полезными ископаемыми, но как бы она не была богата природными ресурсами, мы должны помнить о бережном отношении к ним, экономно расходовать и помнить о будущих поколениях
-
Электроэнергетика (Название этой отрасли можно собрать из 2 слов: электричество и энергетика, какое слово получится?)
Напишите…
– У кого из вас в доме нет электричества?(есть у всех)
-Для чего оно нужно? (работают электрические приборы)
-Но если электричество использовать необдуманно, оно может принести вред, посмотрите мультик и скажите, какие правила безопасности необходимо соблюдать.
— Чтобы у нас с вами было в доме электричество существуют электростанции.
– Прочитайте статью «Электростанция» и ответьте на вопросы: (дети работают в парах, обсуждают вопросы, подчёркивают карандашом)
Электростанция
Откуда берется электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные:
маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.
У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется – г и д р а в л и ч е с к о й, а электростанция, на которой установлены такие турбины, – г и д р о-э л е к т р о с т а н ц и е й (ГЭС).
На т е п л о в о й э л е к т р о с т а н ц и и (ТЭС) турбину вращает пар.
Гидроэлектростанции строят на больших , полноводных реках, таких, как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.
Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.
Для а то м н о й с т а н ц и и (АЭС) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.
По книге «Что такое? Кто такой?»
1. Как называется машина, вырабатывающая электричество? .
2.О каких видах электростанций вы узнали?
Найдите в тексте информацию об (ГЭС, ТЭС, АЭС)
Как называют людей, которые работают с электричеством? (электрик, энергетик)
-
Машиностроение (если вы возьмёте корень из слов машина и строить, то получите название ещё одной отрасли)
Запишите…
— Как вы думаете, чем занимается машиностроение?
— Вы ошибаетесь, если думаете, что машиностроение выпускает только машины.
— Давайте послушаем нашего товарища. Он нам расскажет о возможностях машиностроения.
С сообщением выступает заранее подготовленный ученик.
Машиной мы можем назвать вертолёт и комбайн, ткацкий станок и пылесос, велосипед и электробритву – это всё машины. Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Причём главную операцию должна делать машина, а человек только управляет ею.
Ещё один отличительный признак машин в том, что они имеют три основные части: рабочий орган, двигатель и механизм, передающий движение от двигателя к рабочему органу. Например, у экскаватора – ковш, у бритвы – ножи, у снегоуборочной машины – лопасти.
Есть ещё информационные машины, которые помогают нам считать, собирать информацию.
— А какие машины есть у вас дома?
4. Пищевая промышленность (как называется промышленность, которая занимается производством продуктов питания?)
– Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности? (консервные заводы, хлебозаводы, кондитерские фабрики…)
— Посмотрите на фотографию на экране. Почему мы так одеты?
— Как должны быть одеты работники других предприятий пищевой промышленности?
— Какие правила соблюдают работники этой отрасли?
— Не случайно нас так одели. На тех предприятиях, которые выпускают продукты, предъявляют высокие требования к чистоте. Чистой должна быть одежда работников (на белой ткани сразу видна грязь), у них должен быть головной убор, чтобы волосы случайно не попали в продукцию. Все, кто работает в пищевой промышленности регулярно проходят медицинский осмотр, врачи проверяют их состояние здоровья. И, разумеется, оборудование должно быть чистым и исправным.
— Предлагаю отправиться за покупками в магазин…
— Но сначала давайте вспомним, какие продукты питания можно использовать в пищу ежедвно, а какие как можно реже…
Физминутка
Полезные – руки вверх, и можно и нельзя- руки в стороны, вредные – присесть , спрятаться.
— Ну а теперь представим, что мы в магазине, берите корзины, открывайте наклейки и набирайте только полезные продукты…
— Что вы взяли? А если бы мы пришли в настоящий магазин нам бы дали все эти продукты просто так? На следующем уроке будем говорить о деньгах.
— Люди каких профессий работают в пищевой промышленности? (кондитеры, технологи, упаковщики…)
5. Металлургия (В этом названии встречается удвоенная согласная ЛЛ, в конце слова последняя буква русского алфавита, а начинается это слово так же как тот предмет, которым мы пишем на доске)
Напишите…
— Что могут производить металлурги? (металлы)
Железные предметы окружают нас повсюду. Посмотрите по сторонам и назовите предметы, изготовленные из металла.
Металлы, как правило, твёрдые вещества, имеющие “металлический” блеск. Но есть и жидкие металлы.
Учитель показывает градусник.
— Где здесь металл?
Это ртуть.. Пары ртути очень вредны для здоровья. Если вы дома случайно разобьёте ртутный градусник, необходимо аккуратно спринцовкой собрать шарики ртути и сдать их в ближайшее медучреждение.
Выступления учеников:
В земной коре встречается около 70 металлов. Почти все металлы “работают” на человека. Главный металл труженик — железо. Самый лёгкий металл – алюминий. Это самый распространённый металл. Его в два раза больше, чем железа. Из алюминия делают детали для космических кораблей, морских и речных кораблей, строят самолёты, делают ложки, вилки и провода.
Чистого железа в природе не существует, т.к. оно всегда с примесями. Такие соединения называют железной рудой. Руду выплавляют в доменных цехах металлургических заводов. Здесь же получают чугун. Это достаточно хрупкий металл. Поэтому чугун варят в доменных печах с некоторыми добавками и получают из него сталь. (показать)
А вот золото, серебро, платина находятся в земле сами по себе. Из них люди делают ювелирные изделия, т.к. они не теряют свой блеск, и поэтому их называют “благородными” металлами.
С этими и ещё со многими другими металлами работают металлурги.
6. Химическая промышленность (от слова химия)
Напиши…
– Прочитайте об этой промышленности в учебнике с. 65
– Какие вещества химической промышленности вам известны?
– Химическая промышленность дает нам разные минеральные удобрения.
— Какие вещества химической промышленности у вас есть дома?
Раньше люди красили одежду красками, которые добывали из растений и животных. Сейчас одежду красят искусственными красителями. Химическая промышленность даёт нам не только синтетический каучук, искусственные волокна, краски, но и разные минеральные удобрения, которые используют ваши мамы и бабушки на дачах для хорошего роста растений.
Профессии: химики , технологи
Следующая в учебнике это:
6. Легкая промышленность
Напиши…
– Что выпускает легкая промышленность?
– Приведите примеры продукции легкой промышленности.
– Какие виды тканей вам известны?
Работа с гербарием «Виды тканей», выдаю каждому ряду (рассмотреть и рассказать, что помнишь: название… )
– Бывают ткани растительного происхождения? (Лен, хлопок)
– Ткани животного происхождения (Шерсть, шелк)
– Ткани искусственного происхождения (Нефть, газ)
Профессии: швея, закройщик, модельер…
VIII. Закрепление изученного материла
Работа в группах
— собрать разрезную картинку, определить к какой отрасли относится и рассказать по плану: название, к чему относится, чем занимается промышленность)
Всё собираем в альбом…
IX. Экономика и экология
– Как сказывается на жизни людей достижения науки и техники? (С одной стороны – облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей. С другой стороны – воздействие человека приводит к загрязнению природы.)
– Что вы знаете об экологических катастрофах?
Практическая работа. (Работа в парах)
Правила бережного отношения к природе
Соедините фразы правильно:
Изучая природу можно снова сделать полезные вещи
Оберегая растения ты бережёшь чистую воду
Починив подтекающий кран вы экономите электроэнергию
Из сортированного мусора ты знаешь, как её беречь
Выключая свет ты бережёшь чистый воздух
Х. Итог
– На какой вопрос мы искали ответ на уроке?
– Перечислите отрасли экономики, с которыми вы познакомились.
– Как надо относиться к природе?
Рефлексия: дерево с фруктами
На дерево, которое мы сделали прикрепите большие вишенки, если урок вам понравился, а если меньше понравился –маленькую вишню…
Источники:
1. http://festival.1september.ru/articles/564063
2. http://www.zavuch.info/methodlib/320/60293/
3. http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_3_mir/4084
4.http://school2rti.ucoz.ru/load/ushenina_n_v_okruzhajushhij_mir_urok_v_3_klasse_quot_kakaja_byvaet_promyshlennost_quot/2-1-0-391
5. http://www.rusedu.ru/detail_5128.html
6. Энциклопедия для детей Издательство «Аванта +»