МАОУ гимназия № 22 г.Калининград
Учитель начальных классов
Парикошко В.Л.
Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Гармония»
Тема: «Грибы»( урок 1)
Тип урока: введение новых знаний.
Цель: расширить знания учащихся о грибах и их разнообразии.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы;
Познакомить со строением шляпочных грибов.
Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать.
Развивающие:
Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать.
Воспитывающие:
Воспитывать гуманную творческую личность.
Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему здоровью.
Оборудование:
Мультимедийная доска, карточки с заданиями, лабораторное оборудование для изучения гриба-шампиньона, шаблоны грибов, цветная бумага, клей.
Этапы работы | Содержание этапа | УУД | |
1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: Создать положительный настрой; Помочь принять рабочую позу; Методы: Словесные, объяснительно-иллюстративные, игровая ситуация, похвала
| Организация рабочего места. — Начинаем урок. Проверьте порядок на рабочем месте.
Настрой на успешную работу
Утром солнышко проснулось. Потянулось! Улыбнулось! Раз! Росой оно умылось, Два! Изящно покружилось… Три! Запело… И четыре- тихо село…
— Ребята, посмотрите внимательно на экран. Давайте дополним схему. ПРИРОДА( слайд 1) — На какие части делится природа? (Живая и неживая) — Что относится к живой природе? (Растения, животные, люди) — Что относится к неживой природе? ( Явления природы, камни, вода, Солнце)
Игра «Подбери картинку»- (у детей на парте картинки ягоды,хвойные и лиственные деревья,кусты, животные, птицы,гриб(один)) — Что ещё заметили? — Посмотрите на картинки и скажите, какое задание предлагаете выполнить. ( Разбить на группы, назвать картинки) — На какие группы можно разделить картинки?
На доске появляются таблички: цветы, ягоды животные деревья кусты гриб
| Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: сотрудничество;
Регулятивные: саморегуляция;
|
2
1)
2)
3) |
Изучение нового материала Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Повторить знания о ягодах, деревьях, животных, цветах. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Организовать работу по повторению ранее изученного материала. Задачи: Учить делить на группы по различным признакам; Формировать умение полно и точно отвечать; Методы: Словесные, объяснительно-иллюстративные, игровая ситуация, похвала..
Постановка учебной задачи. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Сформулировать тему и цель урока, обсудить план учебной деятельности для достижения учебной задачи урока, обсудить затруднение. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Создать ситуация для постановки темы и цели урока учащимися. Методы: Словесные, объяснительно-иллюстративные, игровая ситуация, фронтальная беседа, опора на жизненный опыт, проблемная ситуация, похвала.
Открытие новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Познакомиться с понятиеп –живой организм. Задачи: Определить условия, необходимые для роста и развития грибов, познакомиться со строением шляпочных грибов, определить виды грибов (трубчатые и пластинчатые).
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Организовать знакомство с новым материалом.
Методы: Словесные, объяснительно-иллюстративные, игровая ситуация, наблюдение, исследование, работа со схемой, ИКТ, похвала. |
— Ребята, посмотрите внимательно на экран. Давайте дополним схему. ПРИРОДА( слайд 1) — На какие части можно делится природа? (Живая и неживая) — Что относится к живой природе? (Растения, животные, люди) — Что относится к неживой природе? ( Явления природы, камни, вода, Солнце)
Игра «Подбери картинку»- (у детей на парте картинки ягоды,хвойные и лиственные деревья,кусты, животные, птицы,гриб(один)) — Что ещё заметили? — Посмотрите на картинки и скажите, какое задание предлагаете выполнить. ( Разбить на группы, назвать картинки) — На какие группы можно разделить картинки?
На доске появляются таблички: цветы, ягоды животные деревья кусты гриб
— В лесу все перепуталось. Давайте наведем порядок. — Распределите картинки по группам. — Какая картинка осталась? (Гриб) — Почему? (Не изучали, не знаем про него) — А что-то знаем? Поделитесь. — Ещё хотите узнать? — Назовите тему урока. Прикрепить табличку на доску ГРИБЫ. — Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием? ( Что бы хотели узнать о грибах?)
1. Что такое грибы? 2. Как устроен гриб? 3. Какие бывают грибы?
Сегодня в зимний морозный день нам предстоит знакомство с удивительным царством грибов. Ребята, как вы думаете, для чего нам это нужно, пригодится ли нам это в жизни? — Кроме того, на нашем уроке присутствует необычный гость. Есть на свете старичок Старичок – боровичок. Носит он из пёстрых листьев Разноцветный колпачок. Каждый день: и в дождь, и в зной Сторожит он мир грибной. — Наши леса славятся грибами. А вы, ребята, когда-нибудь ходили в лес за грибами? — А те, кто не ходил, не расстраивайтесь, у нас есть возможность отправиться в лес в гости к Боровичку и насобирать полные лукошки грибов. Он готов открыть нам некоторые свои тайны и представить жителей Грибного царства, которые разбежались по лесным полянкам.
Вопросы вывешиваются на доску.
— Какую цель поставим перед собой на этот урок? (Ответить на эти вопросы)
— К какой части природы относятся грибы? Почему? ( К живой) — Давайте попробуем ответить на первый вопрос плана. — Что же такое грибы? Растение? Животное? Люди? — Что можно сказать про мир грибов? — Совершенно верно. Грибы – это особый мир живой природы, который не относится ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство живой природы. А гриб – это объект живой природы. Есть специальная наука, которая изучает грибы. Микология. — Мы ответили на первый вопрос? Так что же такое грибы?
— Ребята, какие условия необходимы для роста грибов? (Дождик, солнышко светит, лес, влага, тепло) — Обратите внимание на доску. На доске: холод, дождь, засуха. Найдите нужное слово. ДОЖДЬ. Почему? Включить звуки природы.
ФИЗМИНУТКА Дети утром рано встали За грибами в лес пошли Приседали, приседали Белый гриб в траве нашли. На пеньке растут опята. Наклонитесь к ним, ребята! Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. Утомил всех долгий путь, И мы сели отдохнуть.
Игра « Мудрецы»
Послушаем, какую интересную информацию приготовили МУДРЕЦЫ.
— Спасибо нашим Мудрецам. Ребята, что особенно вам запомнилось из рассказов мудрецов? Что удивило?
— Переходим к следующему вопросу. — У вас на партах лежат конверты. Достаньте содержимое и обсудите в паре, что это. (Части гриба) — Сколько частей? Какие? Как можно назвать эти части? — Соберите из частей гриб. — А на каком уроке нам уже встречались эти слова? ( На математике. Части, целое.) — Итак, из каких частей состоит гриб? мы назвали все части гриба?
Работа по учебнику. Давайте проверим себя. — Откройте учебники на странице 17. — Рассмотрите рисунок. Какие части мы не назвали? (Пластинки, кольцо, мешочек) Прочитаем информацию в учебнике с.17. — Что узнали из текста? — А теперь внимание на экран.
ФИЗМИНУТКА.
— А сейчас я предлагаю поближе познакомиться с некоторыми грибами. Завершите четверостишие…
Благородный белый гриб Меж грибами знаменит. Под коричневою шляпой Ножку толстую упрятал.
На опушке зеленушки, И желтушки, и краснушки, Все в корзинки их берут, Сыроежками зовут.
Под сосной в хвоинках рыжих Не ищи весною рыжик. Рыжий рыжик рыж не зря: Рыжик – вестник сентября.
Красной шапочкой грибок Приподнял с земли листок. Под дрожащими осинами Притаился подосиновик.
Работа по учебнику. Переверните страницу учебника. Посмотрите на грибы рядом с девочкой. Сравните их строение. Что можете сказать про ножку? Про шляпку? Ёще что заметили? Кто самый внимательный. Обратите внимание на первый гриб. Что под шляпкой? Пластинки. А у второго есть пластинки? Если у грибов есть пластинки, то они какие? (Пластинчатые) У второго трубочки. Он какой? Как назовем? (Трубчатый) — На какие группы разделили грибы? Прикрепить таблички ТРУБЧАТЫЕ ПЛАСТИНЧАТЫЕ.
Работа по учебнику. — На первой фотографии грибы какой группы? На второй?
Практическая работа. — Откройте Коробочки-секретики, достаньте содержимое. Обсудите в парах, к какой группе отнесем эти грибы? Потрогайте. На что похожи пластинки? (Гармошка). А трубчатые грибы похожи на губки. Посмотрите на картинку.
| Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: сотрудничество;
Регулятивные: Саморегуляция;
Личностные: Самоопределение, формировать умение высказывать свои мысли;
Коммуникативные: Формировать умение полно и точно выражать свои мысли,
Регулятивные: Планирование.
Личностные: Формировать мотивация к учению;
Коммуникативные: Сотрудничество, формировать умение слушать и понимать других;
Регулятивные: Формировать осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, саморегуляция; |
3 | Закрепление изученного материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Назвать понятия, относящиеся к теме Гриб.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Создать условия для закрепления по теме Грибы.
Методы: Игровая ситуация, похвала. |
| Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: сотрудничество;
Регулятивные: Саморегуляция; |
4 | Домашнее задание.
Цель: Закрепить знания о грибах. | — Откройте тетради на печатной основе на странице 11. — Домашнее задание по выбору. — Упражнение №4 творческое. Вы можете сочинить сказку о грибочке. — Задание №5. Помогите Незнайке добраться до белых грибов. — Вопросы есть?
| Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: сотрудничество;
Регулятивные: Саморегуляция; |
5 | Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и класса. | — Давайте вернемся к плану урока. Какие вопросы ставили перед собой? — Удалось ли на них ответить? — Оцените свою работу на уроке. (Грибочки разного цвета) — Кто хочет высказаться? | Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: сотрудничество;
Регулятивные: Саморегуляция; |