Конспект урока — исследования для 1 класса: « Какие бывают растения?»
Разработала: учитель начальных классов МОУ Ярашъюская ООШ Мингалева Вера Вениаминовна.
Цели: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края, работать в группе, научатся исследовать, работать по плану.
Оборудование: презентация, гербарии для каждой группы, карточки — помогайки для каждой группы, у учащихся — клей, ручка, карандаш.
Ход урока.
1.Организационный момент, (эмоциональный настрой)
1 -2 выше голова
3-4 руки шире
5-6 тихо сесть
7-8 лень отбросим.
Итак, лень осталась за порогом класса, и мы начинаем урок!
2.Самоопределение к деятельности. (ИКТ, тенология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающие технологии)
Закройте, пожалуйста, все глазки. Открываем. Куда мы попали? Слайд1. Д: (В лес.)
А что мы здесь увидели? Д: (деревья, трава, ….)
Как можно их назвать одним словом? Д: (это растения)
А все ли растения которые мы увидели одинаковые? Д: (нет, они все разные)
Кто сможет сформулировать тему нашего урока. Д: (Какие бывают растения?)
Проверим наши предположения, прочитаем тему нашего урока с экрана. Слайд2. Д: (Какие бывают растения?)
Что вы уже знаете о растениях? Д:(У растений есть корень, стебель, листья, плод с семенами, цветок -это части растения; есть комнатные растения и садовые; деревья бывают лиственные и хвойные)
Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Д:(мы узнаем какие бывают растения и как их можно отличать друг от друга)
Прочитаем наши предположения с экрана. Слайд3. Д:(Мы узнаем, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы, научимся называть растения, научимся узнавать некоторые из них.)
Посмотрите на слайд 4. Как одним словом назвать все эти растения? Д:(здесь нарисованы деревья)
Следующий слайд 5- Как бы вы назвали увиденные растения? Д:(мы видим кустарники.)
На следующем слайде 6 — Кто сможет назвать эти растения? Д: (здесь изображены травы)
Их еще называют травянистые растения. Значит, на какие группы можно разделить все растения? Д:(все растения можно разделить на травы, деревья и кустарники)
Мы сегодня с вами будем исследователями. Кто такие исследователи? Д:(это люди которые что-то изучают, рассматривают)
Что нам нужно взять с собой? Д:(альбом для того, чтобы зарисовывать, тетрадь, ручку, можно фотоаппарат ит.д.)
Как мы себя будем вести? Д:(мы не будем шуметь и кричать, чтобы не распугать животных, нельзя рвать и ломать растения и т.д.)
Чтобы вам было легче исследовать растения, вы будете работать по группам и по плану, (учитель заранее распределил ребят в группы, так, чтобы в каждой группе были и сильные и слабые учащиеся) Каждая группа выбирает конверт, в котором растения. Внимательно их рассматривает. Постарайтесь вспомнить увиденные растения, найти, чем они похожи. Затем вам нужно заполнить карточку — помогайку. В конце вашей работы выберите докладчика. Особое внимание обратите на стебель ваших исследуемых растений.
1) работа группами по теме урока. (КСО)
Учащиеся выбрали конверт с растениями. Разложили их на парты и стали рассматривать, обсуждать. Учитель обходит группы и внимательно слушает обсуждение, старается направить обсуждение в нужном направлении.
Карточка — помогайка:
Мы исследовали:————————————
Эти растения называются ——————————————
У них один —————————————————
Деревья бывают
| |
Например: | Например: |
Карточка – помогайка:
Мы исследовали———————————
Эти растения называются——————————
У них несколько——————————————————
Бывают
| |
Например: | Например6 |
Карточка –помогайка:
Мы исследовали———————————————————
Эти растения называют———————————————————или————————————————————————————————————————————
У них стебли—————————————————————-
-
Выступление докладчиков, коллективное обсуждение.
( просмотр презентации слайды 7-9)
Из каждой группы выходит докладчик и выступает по карточке- помогайке.
Учитель во время выступления показывает слайды.
На что обратили внимание во время просмотра растений? Д: (мы рассматривали стебли растений)
-
Игра «Найди меня» (игровые технологии)
А теперь мы поиграем. В разных местах разложены картинки, которые ждут своих хозяев. Вам нужно найти свои растения и приклеить на свою карточку — помогайку.
(На столах разложены картинки с растениями. Каждая группа собирает свои растения и приклеивает на листочки. Подписывает растения.)
Покажите товарищам и расскажите, почему именно эти растения вы выбрали. Послушаем, согласны ли с вами ваши товарищи?
Ребята я вижу картинку, которую почему-то никто не взял. Почему она осталась? Д:( на ней нарисован гриб, а это не дерево. Нам он тоже не подходит, потому, что не кустарник. Мы тоже не взяли, потому, что не трава.)
-
Работа над загадками, (игровая технология)
Отгадайте загадку и скажите, к какой группе можно отнести это растение. Презентация слайды 10-24 (гиперссылка)
Русская красавица стоит на поляне В зеленой кофточке, в белом сарафане.(береза)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке, (сосна)
Что летом и зимой в рубахе одной? (ель)
Он стоит высокий стройный Лист на нем резной, узорный.
Ветками качает он.
Кто скажите это? (клен)
Я на розу так похож Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригожи для еды. (шиповник)
На листочках там и тут Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день распускается (сирень)
Будто снежный шар бела По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна, (черемуха)
Весной зеленела, летом загорела.
Осень в сад пришла, красный факел зажгла, (рябина)
-
Беседа.
Мы сегодня с вами говорили о растениях. Какую пользу приносят растения человеку? Д:( выделяют кислород, радуют нас своей красотой, среди них есть лекарственные, дают продукты питания, строительный материал).
Предположите, что будет, если уничтожить все растения? (развитие критического мышления)
Какой вывод из этого можно сделать? Д:(Растения надо беречь!)
-
Продолжите пословицы: слайд 25
Много леса — (береги)
Мало леса — ……..(посади).
Лес и вода — брат и (сестра)
3.Подведение итогов урока.
Вспомните название темы?
Что нового узнали по этой теме?
Что показалось самым интересным?
Как вы думаете, мы все узнали про растения?
Откуда еще можно найти новое интересное?
4. Рефлексия. (развитие критического мышления)
Оцените свои достижения на уроке.
Начните со слов: слайд26
Я сегодня на уроке работал
Мне особенно понравилась работа….